Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-50/2016 (2-516/2015;) ~ М-526/2015 от 21.12.2015

№ 2-50/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья, Республика Карелия           02 февраля 2016 года

    Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Шиляевой Л.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крамзаевой Надежды Арсентьевы и Ференец Галины Николаевны к администрации Лахденпохского городского поселения, Обществу с ограниченной ответственностью «Лахденпохский водоканал» о понуждении к действиям,

у с т а н о в и л :

Иск мотивирован тем, что в домах №, <адрес>, в которых проживают истцы, отсутствует централизованная система водоотведения. Водоотведение осуществляется через общий септик. Вывоз жидких бытовых отходов (далее ЖБО) осуществляет ООО «Лахденпохский водоканал» за счет собственных средств собственников указанных выше домов. Считают, что септик не является общедомовым имуществом, так как границы земельных участков многоквартирных домов не определены. Поэтому жильцы дома не должны нести обязанности по оплате услуги по вывозу ЖБО, в связи с чем, и на управляющие организации не может быть возложена обязанность по оказанию данной услуги. В настоящее время администрацией Лахденпохского городского поселения (далее ЛГП) не заключен договор с какой-либо организацией по осуществлению вывоза бытовых отходов, в связи с чем, полагают, что имеет место бездействие со стороны администрации, на которую как на собственника муниципального имущества, возложена обязанность по устранению имеющихся нарушений, связанных с водоотведением. Оплата услуги по водоотведению истцами производится по тарифу, который отличный от тарифа, установленный для многоквартирных домов, подключенных к централизованной системе водоотведения.

На основании изложенного, ссылаясь на ст.ст. 539, 548 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 36, 39, 154 Жилищного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, ст.ст. 6, 7, 14 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, истцы просили: обязать администрацию ЛГП заключить с ООО «Лахденпохский водоканал» договор по очистке и вывозу ЖБО из системы водоотведения (септика), относящейся к многоквартирным домам по <адрес>; обязать ООО «Лахденпохский водоканал» выставлять счета на оплату по вывозу ЖБО по тарифу водоотведение, установленного для жителей г. Лахденпохья.

В судебном заседании истцы Крамзаева Н.А., Ференец Г.И. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске и по доводам, изложенным их представителем в судебном заседании.

Крамзаева Н.А. также дополнила, что септик используется жильцами трех домов <адрес>: дома № (<данные изъяты> квартиры), дома № (<данные изъяты> квартир), дома № (<данные изъяты> квартиры).

Представитель истцов по устным ходатайствам Яружин Ю.Э. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в иске. Уточнил заявленные требования: просил обязать администрацию Лахденпохского городского поселения заключить с ООО «Лахденпохский водоканал» договор по очистке и вывозу ЖБО из системы водоотведения (септика), обслуживающего многоквартирные дома № и расположенные по адресу: <адрес>, с установлением стоимости услуги по вывозу жидких бытовых отходов по тарифу «водоотведение», принятого для граждан, проживающих в домах г. Лахденпохья, оборудованных системой централизованного водоотведения. Также дополнил, что права его доверителей нарушаются тем, что стоимость услуги по водоотведению для них в разы больше, чем для жителей поселения проживающих в домах, оборудованных системой централизованного водоотведения, чем нарушаются их Конституционные права. Многоквартирные дома истцов не имеют централизованной системы водоотведения, имеется централизованная система водоснабжения. Протокол общего собрания собственников жилых домов № и », которым принято решение о заключении договора на коммунальные услуги по вывозу жидких бытовых отходов, считает недействительным, так как собрание проведено и решение принято с нарушением требований ст.ст. 160, 161 ЖК РФ, то есть протокол юридических последствий не имеет. Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) услуга по вывозу ЖБО относится к услуге по водоотведению (раздел «е»).

Представитель ответчика – ООО «Лахденпохский водоканал» по доверенности Хвороства В.А. заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Также дополнила, что они являются коммерческой организацией, поэтому администрация поселения не может понудить их заключить договор на вывоз ЖБО по определенной цене. Граждане заключают с ними договоры на вывоз ЖБО на добровольной основе. Стоимость услуг на вывоз ЖБО не может быть установлена по такой же цене, как услуга по водоотведению, так как это разные виды услуг. В г. Лахденпохья услуги по вывозу ЖБО осуществляет также организация ООО «ФИО15».

В своем отзыве на иск указали следующее. ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией ЛГП и ООО «Лахденпохский водоканал» заключен договор аренды систем коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения на территории г. Лахденпохья. В перечень объектов коммунальной инфраструктуры не входят септики и выгребные ямы, в том числе по <адрес>, которые не являются частью централизованной системы водоотведения. С момента вступления в действие Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», то есть с ДД.ММ.ГГГГ., вывоз ЖБО не относится к услуге «водоотведение». По общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993г. №163, вывоз ЖБО не относится к жилищным услугам. Расчет платы за вывоз ТБО производится в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, а оплата услуги по водоотведению – в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354. Ссылаясь на ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ, ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Истцами процесс водоотведения отождествлен с процессом откачки и вывоза ЖБО, что является в корне неверным и противоречит действующему законодательству. Плата за водоотведение рассчитывается исходя из объема сточных вод и тарифа. Ссылаясь на п.11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 указали, что ссылка истцов на то, что земельные участки под домами не определены, голословна и документальна не подтверждена. Тариф по откачке и вывозу ЖБО был утвержден ООО «Лахденпохский водоканал» с ДД.ММ.ГГГГ. на коммерческой основе, не является нерегулируемым. При установлении тарифа на водоотведение, затраты предприятия на содержание и обслуживание вакуумной машины не учитывались. В отсутствие заключенного с заказчиком договора гражданско-правового характера, услуги по вывозу ЖБО в обязанности ООО «Лахденпохский водоканал» не входят. ДД.ММ.ГГГГ. жители вышеуказанных домов впервые обратились с заключением договора откачки и вывоза ЖБО. На момент обращения было установлено, что управляющей компании у них нет. В случае отсутствия управляющей компании, жильцы должны самостоятельно инициировать заключение договора по откачке и вывозу ЖБО. На основании изложенного, просили отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Третье лицо - Кондратьев Д.В. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению. Также пояснил, что септик объемом около 300 кб.м., обслуживает три дома.

Представитель ответчика – администрации ЛГП, представитель третьего лица –ООО «МОЙ ДОМ», третьи лица – Земцовский А.А., Калинин В.М., Левин В.А. в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что истец Крамзаева Н.А. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, истец Ференец Г.Н. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 13-14).

В указанных многоквартирных жилых домах имеется система централизованного водоснабжения, система централизованного водоотведения отсутствует. Водоотведение осуществляется в расположенный вблизи многоквартирных жилых домов септик, рассчитанный на три жилых дома <адрес>: (<данные изъяты>), (<данные изъяты>), (<данные изъяты>).

В соответствии с протоколом собрания собственников жилых домов № и по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., ими выбран способ управления жилыми домами – непосредственное управление. Также на этом же собрании принято решение о заключении договора на коммунальные услуги по вывозу жидких бытовых отходов (л.д. 94-95).

В настоящее время откачка, вывоз и утилизация ЖБО из септика осуществляется ООО «Лахденпохский водоканал» на основании заключенных договоров на откачку и вывоз ЖБО: от 23.11.2015г. между ООО «Лахденпохский водоканал» и Кондратьевой Н.В., действующей на основании протокола собрания собственников жилых домов №, <адрес>; от ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «Лахденпохский водоканал» и ФИО8, проживающая в доме № по <адрес>. В соответствии с условиями договоров, откачка, вывоз и утилизация ЖБО производится исполнителем по заявке заказчика (п.1.2). Дата откачки, вывоз и утилизация ЖБО производится по согласованию сторон (п.1.3). Стоимость одной, вывезенной ассенизационной машины объемом <данные изъяты> кб.м составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 92-93, 121-122).

ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией ЛГП и ООО «Лахденпохский водоканал» заключен договор аренды систем коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения на территории г. Лахденпохья. В соответствии с условиями договора, арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду объекты коммунальной инфраструктуры в целях оказание услуг по бесперебойному круглосуточному обеспечению потребителей г. Лахденпохья услугами водоснабжения и водоотведения согласно действующим нормам и правилам, в соответствии с требованиями законодательства, договора аренды и по тарифам, установленным в соответствии с законодательством (п.1.1). В перечень объектов переданной коммунальной инфраструктуры не входят септики и выгребные ямы (л.д. 89-91).

Постановлением Государственного комитета Р. Карелия по ценам и тарифам от 23.07.2015г. №94 для ООО «Лахденпохский водоканал» установлены тарифы на водоотведение: с 01.08.2015г. по 30.06.2016г. – 25,40 руб. за 1 куб.м., с 01.07.2016г. по 31.12.2016г. – 26,51 руб. за 1 куб.м. (л.д. 80-81).

Организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом по <адрес>, является ООО «МОЙ ДОМ», в соответствии с договором управления многоквартирными жилыми домами от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между администрацией ЛГП и этой организацией (л.д. 138-149, 155-164).

Администрацией ЛГП нормативно-правовые акты, устанавливающие тариф на вывоз ЖБО не принимались.

Частью 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения.

Согласно статье 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).

Из п. 6 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155 (далее по тексту Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов) следует, что заключение договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов является обязательным для исполнителя - организации, индивидуального предпринимателя, оказывающего потребителю услуги по вывозу бытовых отходов.

В соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Согласно п. 6 ст. 2 того же Федерального закона гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

По нормам Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, сбор и вывоз ЖБО не является непосредственно коммунальной услугой.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению. Истцами не представлено суду относимых и допустимых доказательств о нарушении со стороны ответчиков их прав, а также требований действующего законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы сбора и вывоза жидких бытовых отходов.

Ссылки представителя истца на незаконность решений о заключении договоров на вывоз ЖБО, принятых на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов, суд считает необоснованными, так как указанные решения не оспаривались и не отменены.

Доводы истцов и их представителя на то, что септик не является общедомовым имуществом, учитывая поименованные нормы права и установленные обстоятельства, суд не учитывает, так как данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Суд полагает неправомерными ссылки представителя истца на Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст). По мнению суда, данный нормативный акт не устанавливает, что услуга по вывозу ЖБО является коммунальной услугой по водоотведению, и что тарифы на услуги по вывозу ЖБО и водоотведение должны быть едиными.

Требования истцов об установлении им платы по вывозу ЖБО по тарифу водоотведение, установленного для граждан, проживающих в домах г. Лахденпохья, оборудованных системой централизованного водоотведения, неправомерно по следующим обстоятельствам.

Потребителем услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов в силу Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов является гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов.

Исполнителем данной услуги является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору (п. 2).

Согласно п. 10 вышеназванных Правил, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть вышеустанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

В соответствии с п. 11 данных Правил, цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса РФ).

На основании ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Таким образом, исходя из системного толкования действующего законодательства, услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией любой организационно-правовой формы, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем с учетом особенностей ценообразования, установленных для муниципальных предприятий и учреждений, стоимость услуг которых утверждается учредителем - органом местного самоуправления.

В указанных правоотношениях необходимо руководствоваться положениями главы 39 Гражданского кодекса РФ, регламентирующей порядок заключения договоров возмездного оказания услуг (аналогичная позиция отражена в письме ФАС от 2 сентября 2014 г. № АЦ/35194/14 «Об услугах по вывозу жидких бытовых отходов»)

Суд считает необходимым учесть, что услуга по вывозу ЖБО не аналогична услуге по водоотведению, в связи с чем, требование об установлении стоимости на услугу по вывозу ЖБО в том же размере, как и на водоотведение не основано на нормах права.

Кроме того, суд учитывает следующее. Из положений пункта 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что установление тарифов находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования только на услуги муниципальных предприятий и учреждений, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Между тем, услуги по вывозу ЖБО в г. Лахденпохья, оказывает не муниципальное предприятие, а ООО «Лахденпохский водоканал», то есть коммерческая организация.

Таким образом, никаких правовых оснований для возложения на администрацию ЛГП обязанности по заключению договора на вывоз ЖБО с ООО «Лахденпохский водоканал» по цене, установленной для услуги по водоотведению, в настоящее время не имеется.

Кроме того, необходимо учесть следующее. В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, жильцами многоквартирных домов, в которых проживают истцы, уже заключен договор с ООО «Лахденпохский водоканал» от 23.11.2015г. на откачку, утилизацию и вывоз ЖБО, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов. Также ДД.ММ.ГГГГ. заключен аналогичный договор жильцами дома № <адрес>, которые пользуются этим же септиком. Договоры не расторгнуты, и в настоящее время действуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

    

Председательствующий:                 А. Б. Каменев

Решение в окончательной форме изготовлено 08 февраля 2016 года.

    

Председательствующий:                     А. Б. Каменев

2-50/2016 (2-516/2015;) ~ М-526/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ференец Галина Николаевна
Крамзаева Надежда Арсентьевна
Ответчики
ООО "Лахденпохский водоканал"
администрация Лахденпохского городского поселения
Другие
Калинин Владимир Михайлович
Кондратьев Дмитрий Валерьевич
Левин Вячеслав Александрович
Земцовский Андрей Андреевич
ООО "МОЙ ДОМ"
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Каменев А.Б.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
21.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2015Передача материалов судье
23.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.01.2016Предварительное судебное заседание
02.02.2016Судебное заседание
08.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2016Дело оформлено
25.05.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее