№ 2- 1959/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2019 года город Воронеж
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Кузьминой И.А.
при секретаре Теперик А.А.
с участием представителя истца, действующего на основании
доверенности от 23.11.2018 Сушковой Н.В.
представителя ответчика КУВО «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа», действующего на основании
по доверенности № 08-19 от 09.01.2019 Красниковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Калинина Владимира Ивановича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
У С Т А Н О В И Л:
Калинин В.И. обратился в суд с исковым заявлением к КУВО «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», ссылаясь на то, что он проходил службу в органах внутренних дел РФ с 07.04.1997 по 01.11.2015. Продолжительность его трудового стажа по состоянию на 02.11.2015 в календарном исчислении, составляет 20 лет 07 месяцев 25 дней; в льготном исчислении 20 лет 07 месяцев 25 дней.
За период службы истец награжден медалями МВД России «За отличие в службе» III, II и I степени на основании Приказов: МВД РФ ГУВД по Воронежской области от 28.10.2005 № 1288 л/с (медаль III степени); МВД РФ ГУ МВД России по Воронежской области от 01.11.2010 № 2560 л/с (медаль II степени); МВД РФ ГУ МВД России по Воронежской области от 02.11.2015 № 1700 л/с (медаль I степени).
Истец обратился в филиал КУВО «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» по вопросу присвоения звания «Ветеран труда», однако получил уведомление об отказе в приеме документов от 03.12.2018 № 06-к-133. Отказ мотивирован тем, что удостоверение к ведомственным знакам отличия в труде, должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти СССР, РСФСР или руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти Воронежской области, руководителем (заместителем руководителя) организации при условии, что в удостоверении имеется ссылка на то, что вручение производится от имени органа государственной власти СССР, РСФСР.
Истец Калинин В.И. в просит признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда».
Истец Калинин В.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, о чем в деле имеется заявление (л.д.46).
Третье лицо Департамент социальной защиты Воронежской области не направил своего представителя в судебное заседание, о слушании дела извещен надлежащим образом (л.д. 45), представлены письменные возражения, где просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дела в их отсутствие. (л.д. 32,33-34,36,45).
Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца Сушкова Н.В. исковые требования поддержала по мотивам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика КУВО «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» Красникова М.В. против исковых требований возражала, по мотивам изложенных в письменных возражениях. Дополнительно суду пояснила, что заявленные представителем истца судебные расходы являются чрезмерно завышенными и не разумными, просила во взыскании судебных расходов отказать.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункта 1.1 пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 №699 - руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.
Таким образом, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и награждения указанными знаками отличия определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации самостоятельно.
Согласно пункту 4 Положения о медали МВД России «За отличие в службе» к Приказу МВД России от 20.04.2017 № 220 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации», в качестве ведомственных знаков отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» являются Медали МВД России «За отличие в службе» I и II степени.
Согласно пункту 9 «Положения о ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Приказом МВД России от 20.04.2017 № 220 - право награждения медалью МВД России «За отличие в службе» Министром внутренних дел Российской Федерации делегируется, в том числе, руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России.
Аналогичное вышеприведенному положению содержал пункт 10 действовавшего до 20.04.2017 Приказа МВД России от 31.10.2012 № 989 «О ведомственных знаки отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации» - право награждения медалью МВД России «За отличие в службе» делегируется Министром внутренних дел Российской Федерации, в той числе, руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России.
К территориальным органам МВД России на региональном уровне относятся, в частности, главные управления, управления МВД России по субъектам РФ (пункт 2 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699).
Согласно пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, в том числе награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункта «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.
Федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом в пункте 1 статьи 7 названного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены, в том числе, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.2 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 69-ОЗ «О присвоении звания "Ветеран труда" звание "Ветеран труда" является формой поощрения граждан за многолетний добросовестный труд и устанавливается в целях обеспечения оказания мер государственной социальной поддержки ветеранам труда в соответствии с действующим законодательством.
Виды орденов, медалей, почетных званий, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", определяются правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Союза ССР и РСФСР.
Звание "Ветеран труда" присваивается лицам, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, и награжденным ведомственными знаками отличия в труде.
К ведомственным знакам отличия в труде (службе), учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", помимо прочих, относятся ведомственные медали, награждение которыми производилось федеральными органами исполнительной власти.
Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в настоящем пункте.
В соответствии со ст.3 названного Закона и Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 25.04.2014 N 367 (в редакции от 22.01.2016) звание «Ветеран труда» присваивается указом губернатора Воронежской области по ходатайству казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения" по месту жительства гражданина, направляемому в департамент социальной защиты Воронежской области.
Судом установлено, что истец принят на службу в органы внутренних дел Российской Федерации 07.04.1997 и уволен со службы 01.11.2015.
Согласно справке начальника ОПО ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018 № 20/32586, выслуга лет истца по состоянию на 02.11.2015 составила в календарном исчислении - 20 лет 07 месяцев 25 дней, в льготном исчислении - 20 год 07 месяца 25 дней (л.д.21).
Таким образом, судом установлено и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что истец имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что является одним из условий присвоения искомого звания.
Из материалов дела следует, что истец награжден медалями "За отличие в службе" трех степеней на основании приказов руководителей МВД РФ ГУВД по Воронежской области от 28.10.2005 № 1288 л/с (медаль III степени); МВД РФ ГУ МВД России по Воронежской области от 01.11.2010 № 2560 л/с (медаль II степени); МВД РФ ГУ МВД России по Воронежской области от 02.11.2015 № 1700 л/с (медаль I степени).
Факт награждения истца назваными медалями объективно подтверждается материалами дела и представителем ответчика не оспаривается.
Истец обратился в филиал КУВО «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» по вопросу присвоения звания «Ветеран труда», однако получил уведомление об отказе в приеме документов от 03.12.2018 № 06-к-133. Отказ мотивирован тем, что удостоверение к ведомственным знакам отличия в труде, должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти СССР, РСФСР или руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти Воронежской области, руководителем (заместителем руководителя) организации при условии, что в удостоверении имеется ссылка на то, что вручение производится от имени органа государственной власти СССР, РСФСР (л.д.36).
Оценивая имеющиеся в деле доказательства каждое в отдельности и все доказательства в их взаимной связи и совокупности, их достоверность и достаточность, суд находит доводы истца о наличии у него права на присвоение звания «Ветеран труда» заслуживающими внимания ввиду следующего.
Как следует из приказа МВД России от 20.04.2017 года №220 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации», принятому взамен утратившим силу приказам МВД РФ от 05.07.2002 года №641 «Об учреждении медали МВД России «За отличие в службе» и от 31.10.2012 года №989 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации», медаль МВД России «За отличие в службе» является ведомственным знаком отличия МВД России.
Данная медаль имеет три степени:
I степени - для награждения сотрудников, проходящих службу не менее 20 лет;
II степени - для награждения сотрудников, проходящих службу не менее 15 лет;
III степени - для награждения сотрудников, проходящих службу не менее 10 лет.
Высшей степенью медали является I степень.
В п.п.7, 9 Положения о ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел РФ указано, что награждение ведомственными знаками отличия производится Министром внутренних дел Российской Федерации.
Право награждения медалью МВД России «За отличие в службе» Министром внутренних дел Российской Федерации делегируется заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России).
Поскольку ГУВД по Воронежской области и ГУ МВД России по Воронежской области относятся к структурным подразделением МВД России, то приказы о награждении истца медалями «За отличие в службе», изданные их начальниками, по смыслу приведенных выше положений, были изданы ими в пределах полномочий, делегированных данным территориальным органам МВД России, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся у Калинина В.И. награды являются ведомственными знаками отличия.
В соответствии ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На основании ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, тот факт, что отнесение наград к ведомственным осуществляется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, в ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» не содержится условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», а истец имеет необходимый стаж и награжден ведомственным знаком отличия, предоставляющим ему право на присвоение звания «Ветеран труда» (п.3.4 приказа МВД России от 20.04.2017 года №220 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации)», суд, оценив по правилам ст.67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, не усматривает оснований, препятствующих признанию за Калининым В.И. права на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
По мнению суда, ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца.
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч.1 ст.88 ГПК РФ).
По правилам ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, также относятся расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ, содержащимся в Постановлении №1 от 21.01.2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», к судебным издержкам относятся расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, перечень которых является исчерпывающим.
На основании вышеизложенного, суд считает обоснованными требования Калинина В.И. о взыскании в его пользу с ответчика судебных издержек, обусловленных оплатой юридических услуг по составлению искового заявления и представлению интересов в суде в рамках заключенного с ООО «ЭКСПРОКАР» договора от 21.12.2018 года №28445 об оказании юридических услуг в сумме 12000 рублей (л.д. 42, 43).
Согласно ст.46 Конституции РФ во взаимосвязи со ст.19, закрепляющей равенство всех перед законом и судом, конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.
Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч.1 ст.48 Конституции РФ.
В соответствии с п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч.1 ст.100 ГПК РФ, ст.112 КАС РФ, ч.2 ст.110 АПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п.13 постановления).
Разрешая требования Калинина В.И. о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя суд, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, с учетом принципа разумности, объема заявленных требований, сложности дела, объема оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела и другие обстоятельства, а также то, что интересы истца представлял не адвокат, то есть лицо, занимающееся квалифицированной юридической помощью, оказываемой на профессиональной основе, приходит к выводу о необходимости взыскания судебных расходов в размере 3000 рублей (из которых 1500 рублей за составление искового заявления и 1500 рублей день занятости представителя в суде), полагая указанную сумму соответствующей принципам разумности и справедливости.
Также с ответчика в пользу Калинина В.И. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, понесённые истцом при подаче настоящего иска в суд (л.д.5).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Калинина Владимира Ивановича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г.Воронежа» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», - удовлетворить.
Признать за Калининым Владимиром Ивановичем, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, право на присвоение звания «Ветеран труда».
Взыскать с Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» в пользу Калинина Владимира Ивановича судебные расходы в размере 3300 руб., из них: расходы по уплате государственной пошлины - 300 рублей, расходы за составление иска - 1500 рублей, расходы на оплату услуг представителя - 1500 рублей, всего – 3300 (три тысячи триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через суд принявший решение.
Решение изготовлено в окончательной форме 11 февраля 2019 года.
Судья И.А. Кузьмина
№ 2- 1959/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2019 года город Воронеж
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Кузьминой И.А.
при секретаре Теперик А.А.
с участием представителя истца, действующего на основании
доверенности от 23.11.2018 Сушковой Н.В.
представителя ответчика КУВО «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа», действующего на основании
по доверенности № 08-19 от 09.01.2019 Красниковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Калинина Владимира Ивановича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
У С Т А Н О В И Л:
Калинин В.И. обратился в суд с исковым заявлением к КУВО «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», ссылаясь на то, что он проходил службу в органах внутренних дел РФ с 07.04.1997 по 01.11.2015. Продолжительность его трудового стажа по состоянию на 02.11.2015 в календарном исчислении, составляет 20 лет 07 месяцев 25 дней; в льготном исчислении 20 лет 07 месяцев 25 дней.
За период службы истец награжден медалями МВД России «За отличие в службе» III, II и I степени на основании Приказов: МВД РФ ГУВД по Воронежской области от 28.10.2005 № 1288 л/с (медаль III степени); МВД РФ ГУ МВД России по Воронежской области от 01.11.2010 № 2560 л/с (медаль II степени); МВД РФ ГУ МВД России по Воронежской области от 02.11.2015 № 1700 л/с (медаль I степени).
Истец обратился в филиал КУВО «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» по вопросу присвоения звания «Ветеран труда», однако получил уведомление об отказе в приеме документов от 03.12.2018 № 06-к-133. Отказ мотивирован тем, что удостоверение к ведомственным знакам отличия в труде, должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти СССР, РСФСР или руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти Воронежской области, руководителем (заместителем руководителя) организации при условии, что в удостоверении имеется ссылка на то, что вручение производится от имени органа государственной власти СССР, РСФСР.
Истец Калинин В.И. в просит признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда».
Истец Калинин В.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, о чем в деле имеется заявление (л.д.46).
Третье лицо Департамент социальной защиты Воронежской области не направил своего представителя в судебное заседание, о слушании дела извещен надлежащим образом (л.д. 45), представлены письменные возражения, где просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дела в их отсутствие. (л.д. 32,33-34,36,45).
Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца Сушкова Н.В. исковые требования поддержала по мотивам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика КУВО «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» Красникова М.В. против исковых требований возражала, по мотивам изложенных в письменных возражениях. Дополнительно суду пояснила, что заявленные представителем истца судебные расходы являются чрезмерно завышенными и не разумными, просила во взыскании судебных расходов отказать.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункта 1.1 пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 №699 - руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.
Таким образом, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и награждения указанными знаками отличия определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации самостоятельно.
Согласно пункту 4 Положения о медали МВД России «За отличие в службе» к Приказу МВД России от 20.04.2017 № 220 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации», в качестве ведомственных знаков отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» являются Медали МВД России «За отличие в службе» I и II степени.
Согласно пункту 9 «Положения о ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Приказом МВД России от 20.04.2017 № 220 - право награждения медалью МВД России «За отличие в службе» Министром внутренних дел Российской Федерации делегируется, в том числе, руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России.
Аналогичное вышеприведенному положению содержал пункт 10 действовавшего до 20.04.2017 Приказа МВД России от 31.10.2012 № 989 «О ведомственных знаки отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации» - право награждения медалью МВД России «За отличие в службе» делегируется Министром внутренних дел Российской Федерации, в той числе, руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России.
К территориальным органам МВД России на региональном уровне относятся, в частности, главные управления, управления МВД России по субъектам РФ (пункт 2 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699).
Согласно пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, в том числе награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункта «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.
Федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом в пункте 1 статьи 7 названного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены, в том числе, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.2 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 69-ОЗ «О присвоении звания "Ветеран труда" звание "Ветеран труда" является формой поощрения граждан за многолетний добросовестный труд и устанавливается в целях обеспечения оказания мер государственной социальной поддержки ветеранам труда в соответствии с действующим законодательством.
Виды орденов, медалей, почетных званий, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", определяются правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Союза ССР и РСФСР.
Звание "Ветеран труда" присваивается лицам, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, и награжденным ведомственными знаками отличия в труде.
К ведомственным знакам отличия в труде (службе), учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", помимо прочих, относятся ведомственные медали, награждение которыми производилось федеральными органами исполнительной власти.
Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в настоящем пункте.
В соответствии со ст.3 названного Закона и Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 25.04.2014 N 367 (в редакции от 22.01.2016) звание «Ветеран труда» присваивается указом губернатора Воронежской области по ходатайству казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения" по месту жительства гражданина, направляемому в департамент социальной защиты Воронежской области.
Судом установлено, что истец принят на службу в органы внутренних дел Российской Федерации 07.04.1997 и уволен со службы 01.11.2015.
Согласно справке начальника ОПО ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018 № 20/32586, выслуга лет истца по состоянию на 02.11.2015 составила в календарном исчислении - 20 лет 07 месяцев 25 дней, в льготном исчислении - 20 год 07 месяца 25 дней (л.д.21).
Таким образом, судом установлено и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что истец имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что является одним из условий присвоения искомого звания.
Из материалов дела следует, что истец награжден медалями "За отличие в службе" трех степеней на основании приказов руководителей МВД РФ ГУВД по Воронежской области от 28.10.2005 № 1288 л/с (медаль III степени); МВД РФ ГУ МВД России по Воронежской области от 01.11.2010 № 2560 л/с (медаль II степени); МВД РФ ГУ МВД России по Воронежской области от 02.11.2015 № 1700 л/с (медаль I степени).
Факт награждения истца назваными медалями объективно подтверждается материалами дела и представителем ответчика не оспаривается.
Истец обратился в филиал КУВО «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» по вопросу присвоения звания «Ветеран труда», однако получил уведомление об отказе в приеме документов от 03.12.2018 № 06-к-133. Отказ мотивирован тем, что удостоверение к ведомственным знакам отличия в труде, должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти СССР, РСФСР или руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти Воронежской области, руководителем (заместителем руководителя) организации при условии, что в удостоверении имеется ссылка на то, что вручение производится от имени органа государственной власти СССР, РСФСР (л.д.36).
Оценивая имеющиеся в деле доказательства каждое в отдельности и все доказательства в их взаимной связи и совокупности, их достоверность и достаточность, суд находит доводы истца о наличии у него права на присвоение звания «Ветеран труда» заслуживающими внимания ввиду следующего.
Как следует из приказа МВД России от 20.04.2017 года №220 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации», принятому взамен утратившим силу приказам МВД РФ от 05.07.2002 года №641 «Об учреждении медали МВД России «За отличие в службе» и от 31.10.2012 года №989 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации», медаль МВД России «За отличие в службе» является ведомственным знаком отличия МВД России.
Данная медаль имеет три степени:
I степени - для награждения сотрудников, проходящих службу не менее 20 лет;
II степени - для награждения сотрудников, проходящих службу не менее 15 лет;
III степени - для награждения сотрудников, проходящих службу не менее 10 лет.
Высшей степенью медали является I степень.
В п.п.7, 9 Положения о ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел РФ указано, что награждение ведомственными знаками отличия производится Министром внутренних дел Российской Федерации.
Право награждения медалью МВД России «За отличие в службе» Министром внутренних дел Российской Федерации делегируется заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России).
Поскольку ГУВД по Воронежской области и ГУ МВД России по Воронежской области относятся к структурным подразделением МВД России, то приказы о награждении истца медалями «За отличие в службе», изданные их начальниками, по смыслу приведенных выше положений, были изданы ими в пределах полномочий, делегированных данным территориальным органам МВД России, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся у Калинина В.И. награды являются ведомственными знаками отличия.
В соответствии ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На основании ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, тот факт, что отнесение наград к ведомственным осуществляется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, в ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» не содержится условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», а истец имеет необходимый стаж и награжден ведомственным знаком отличия, предоставляющим ему право на присвоение звания «Ветеран труда» (п.3.4 приказа МВД России от 20.04.2017 года №220 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации)», суд, оценив по правилам ст.67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, не усматривает оснований, препятствующих признанию за Калининым В.И. права на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
По мнению суда, ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца.
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч.1 ст.88 ГПК РФ).
По правилам ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, также относятся расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ, содержащимся в Постановлении №1 от 21.01.2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», к судебным издержкам относятся расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, перечень которых является исчерпывающим.
На основании вышеизложенного, суд считает обоснованными требования Калинина В.И. о взыскании в его пользу с ответчика судебных издержек, обусловленных оплатой юридических услуг по составлению искового заявления и представлению интересов в суде в рамках заключенного с ООО «ЭКСПРОКАР» договора от 21.12.2018 года №28445 об оказании юридических услуг в сумме 12000 рублей (л.д. 42, 43).
Согласно ст.46 Конституции РФ во взаимосвязи со ст.19, закрепляющей равенство всех перед законом и судом, конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.
Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч.1 ст.48 Конституции РФ.
В соответствии с п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч.1 ст.100 ГПК РФ, ст.112 КАС РФ, ч.2 ст.110 АПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п.13 постановления).
Разрешая требования Калинина В.И. о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя суд, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, с учетом принципа разумности, объема заявленных требований, сложности дела, объема оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела и другие обстоятельства, а также то, что интересы истца представлял не адвокат, то есть лицо, занимающееся квалифицированной юридической помощью, оказываемой на профессиональной основе, приходит к выводу о необходимости взыскания судебных расходов в размере 3000 рублей (из которых 1500 рублей за составление искового заявления и 1500 рублей день занятости представителя в суде), полагая указанную сумму соответствующей принципам разумности и справедливости.
Также с ответчика в пользу Калинина В.И. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, понесённые истцом при подаче настоящего иска в суд (л.д.5).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Калинина Владимира Ивановича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г.Воронежа» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», - удовлетворить.
Признать за Калининым Владимиром Ивановичем, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, право на присвоение звания «Ветеран труда».
Взыскать с Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» в пользу Калинина Владимира Ивановича судебные расходы в размере 3300 руб., из них: расходы по уплате государственной пошлины - 300 рублей, расходы за составление иска - 1500 рублей, расходы на оплату услуг представителя - 1500 рублей, всего – 3300 (три тысячи триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через суд принявший решение.
Решение изготовлено в окончательной форме 11 февраля 2019 года.
Судья И.А. Кузьмина