Дело № 2-11328/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 21 декабря 2012 года
Якутский городской суд РС (Я) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В. единолично, при секретаре Михайловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ишимова Э.У. о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным,
установил:
Ишимов Э.У. обратился в суд с заявлением о признании отказа Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: земельного участка, расположенного по адресу: ____, неправомерным. В основание заявления указано на то, что заявитель является собственником недвижимого имущества – дачного дома, расположенного на данном земельном участке, который ранее ему предоставлялся в аренду по договору от ____ 2012 года, обратился в Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Однако из письма органа местного самоуправления ему стало известно, что в предоставлении земельного участка в собственность ему отказано по тем основаниям, что земельный участок попадает в зону границы территории общего пользования, поэтому приватизация указанного земельного участка является невозможной. Полагал отказ незаконным, поскольку на территории земельного участка каких-либо объектов общего пользования не имеется, земельный участок предоставлялся на праве аренды, установление красных линий по границам уже сформированных земельных участков не предусмотрено нормами земельного и градостроительного законодательства.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Егоров С.С. заявление поддержал и суду пояснил, что отказ муниципального органа незаконен, предусмотренных законодательством оснований для отказа не имеется, просил заявление удовлетворить и обязать передать земельный участок в собственность в соответствии с требованиями законодательства.
Представитель Окружной администрации города Якутска по доверенности Черов А.Г. с заявлением не согласился, суду пояснил, что по участку проходит красная линия, имеется дорога, поэтому участок не может быть приватизирован, просил в удовлетворении заявления отказать.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что заявитель Ишимов Э.У. является сособственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: ____, что следует из свидетельств о регистрации права серии №.
____ 2012 года Ишимов Э.У. через МФЦ обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости. Согласно ответу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от ____ 2012 года земельный участок попадает в зону границы территории общего пользования и не может быть предоставлен в собственность. В ответе имеется ссылка на п. 12. ст. 85 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. ст. 28, 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков в собственность имеют собственники зданий, сооружений в порядке установленном Земельным кодексом РФ, отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков не допускается за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
На основании ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлена аналогичная Земельному кодексу РФ норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, и не подлежат приватизации. Учитывая вышеуказанные нормы действующего законодательства, перечень земель общего пользования является открытым. В то же время к ним отнесены только земли, не подлежащие приватизации. Поэтому к землям общего пользования могут быть отнесены не подлежащие приватизации земли, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К таким землям не относятся земли, предоставленные в частную собственность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, скверами, бульварами и другими объектами. Эти территории предназначены для удовлетворения общественных интересов населения и приватизации не подлежат.
В судебном заседании установлено, что предоставление земельного участка не согласовывается в связи с тем, что земельный участок, на котором находится принадлежащее истцу недвижимое имущество, попадает в зону границы территории общего пользования.
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, являются красными линиями. Красные линии входят в основную часть проекта планировки территории (ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Представителем органа местного самоуправления суду не представлено доказательств того, что спорный земельный участок занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, перечисленными в пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ. В судебном заседании установлено, что по испрашиваемому в собственность земельному участку дорога не проходит, что также следует из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____ 2011 года, согласно которым земельный участок соответствует ограничению по линии градостроительного регулирования (красные линии).
Что касается ссылки в ответе от ____ 2012 года на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ в обоснование отказа Ишимову Э.У. в предоставлении спорного земельного участка в собственность, то дано неправильное толкование данной правовой нормы. Данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Как установлено в судебном заседании, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, находится принадлежащий заявителю объект недвижимости.
В соответствии с ч.3 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Согласно ч.6 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С момента государственной регистрации ограничения приобретают юридическое значение.
Судом установлено, что каких-либо актов органом местного самоуправления об ограничении прав на землю не выносилось, установленное ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение главы местной администрации об утверждении документации по планировке территории с учетом проведенных публичных слушаний, суду не представлено, решение о резервировании для муниципальных нужд также не принято.
Учитывая вышеизложенное, суд считает отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в согласовании передачи в собственность земельного участка незаконным, препятствующим к осуществлению гражданином его права иметь земельный участок в собственности, обязать уполномоченный орган Окружной администрации города Якутска произвести действия по предоставлению земельного участка в собственность Ишимову Э.У. в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 255-258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в предоставлении в собственность Ишимову Э.У. земельного участка, расположенного по адресу: ____.
Обязать Окружную администрацию города Якутска произвести действия по предоставлению Ишимову Э.У. земельного участка, расположенного по адресу: ____, в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья: Л.В. Удалова