РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2014 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Панина М.А., при секретаре судебного заседания Федюнёвой Е.С.,
с участием заявителя Герасимова С.А., его представителя Гаранина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 Герасимова С.А. об оспаривании действий начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Герасимов проходил военную службу по контракту в войсковой части 00000. В преддверии увольнения с военной службы Герасимов на основании решения жилищной комиссии войсковой части 00000 от 28 октября 2009 года был признан нуждающимся в жилье. В соответствии с приказами от 24 ноября 2009 года № и командира войсковой части 00001 от 30 ноября 2009 года № он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередников нуждающихся в жилых помещениях и с 30 ноября 2009 года исключен из списков личного состава воинской части.
20 мая 2014 года начальник территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – территориальное отделение) вынесла решение № о снятии Герасимова с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование принятого решения начальник Территориального отделения указала, что Герасимов был неправомерно признан нуждающимся в жилье. Так, заявитель в марте 2005 года – феврале 2008 года был зарегистрирован в доме <адрес>, в феврале – декабре 2008 года – в доме <адрес>, поэтому, по мнению должностного лица, обладал правом пользования данными жилыми помещениями наравне с их собственниками. Учитывая последующее снятие Герасимова с регистрационного учета по указанным адресам, начальник Территориального отделения пришла к выводу, что заявитель сознательно ухудшил свои жилищные условия и до истечения пятилетнего срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ, не имел права состоять на учете нуждающихся в жилье.
Полагая свои права нарушенными, Герасимов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение начальника Территориального отделения и обязать данное должностное лицо устранить допущенные нарушения, восстановив его на упомянутом учете с составом семьи один человек. Кроме того, заявитель просил взыскать в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 200 рублей.
При этом Герасимов полагал, что исходя из положений статьи 31 ЖК РФ он не являлся и не является членом семьи собственников жилых помещений, в которых он был зарегистрирован с марта 2005 года по настоящее время. В частности, до вселения в дом <адрес> им был заключен договор безвозмездного пользования этим жильем до предоставления ему жилого помещения органами военного управления. В свою очередь регистрация Герасимова в <адрес> не породила у него права пользования указанным домом, так как он там не проживал и не являлся родственником собственников этого жилого помещения.
В судебном заседании Герасимов и его представитель, каждый в отдельности, поддержали заявленные требования в полном объеме по вышеприведенным основаниям.
Заинтересованное лицо, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось. При этом в письменных возражениях начальник Территориального отделения требования Герасимова не признала и просила в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав заявителя и его представителя, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу этого же пункта статьи 15 названного Федерального закона военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
Указанной статьей также определено, что упомянутой категории военнослужащих, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
В рамках предоставленных полномочий Министр обороны Российской Федерации приказом от 30 сентября 2010 года №1280 утвердил Инструкцию «О предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Как видно из протоколов заседания жилищной комиссии войсковой части 00000 от 28 октября 2009 года №19 и от 29 декабря 2009 года №21, Герасимов был признан нуждающимся в жилом помещении по месту прохождения военной службы и оставлен в списках очередников на получение жилья после увольнения с военной службы.
Согласно выпискам из приказов от 24 ноября 2009 года № и войсковой части 00000 от 30 ноября 2009 года № Герасимов, проходивший военную службу по контракту, был уволен с таковой в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередников на получение жилья. Из содержания этих же документов усматривается, что выслуга заявителя в календарном исчислении составила более 10 лет.
В соответствии с оспариваемым решением начальника Территориального отделения от 20 мая 2014 года основанием для исключения Герасимова из реестра нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, явилось сознательное ухудшение им жилищных условий, выразившееся в добровольном снятии с регистрационного учета в жилых помещениях, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>.
Из исследованного в ходе судебного разбирательства копии паспорта заявителя усматривается, что он действительно в период с 23 марта 2005 года по 11 февраля 2008 года и с 14 января 2009 года по настоящее время был зарегистрирован в доме <адрес>, а с 11 февраля 2008 года по 25 декабря 2008 года – в доме <адрес>.
Вместе с тем, суд учитывает, что в силу пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся членами семьи собственника жилого помещения.
Частями 1 и 2 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с копией договора безвозмездного пользования жилым помещением (частью жилого дома) без самостоятельного права пользования от 20 марта 2005 года данное соглашение было заключено между Герасимовым и собственником дома <адрес> ФИО1 о передаче заявителю данного жилья во временное пользование до предоставления ему жилого помещения органами военного управления. Приведенным договором, кроме того, предусмотрено право собственника дома отказаться от этого соглашения в одностороннем порядке, при этом само соглашение не противоречит правилам ГК РФ о гражданско-правовых сделках.
Свидетель ФИО1 подтвердил в ходе судебного разбирательства факт заключения упомянутого соглашения и пояснил, что дал свое согласие на проживание Герасимова в указанном жилом помещении лишь после оформления данного договора. Кроме того, он отметил, что названное соглашение в настоящее время не аннулировано и его (соглашения) условия не изменялись.
Копиями заявления о регистрации по месту жительства от 11 февраля 2008 года, похозяйственной книги, справкой администрации <данные изъяты> от 22 июля 2014 года и объяснениями заявителя подтверждается, что Герасимов не является родственником собственников жилого помещения, находящегося <адрес>.
Допрошенная в судебном заседании ФИО2 показала, что Герасимов в феврале – декабре 2008 года действительно был зарегистрирован в принадлежащем ей доме, однако никогда там не проживал и совместное хозяйство с ней и членами ее семьи не вел. Свидетель отметила, что дала свое разрешение на регистрацию заявителя по упомянутому адресу, поскольку хотела помочь ему получить кредит в ОАО «<данные изъяты>».
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что, несмотря на регистрацию Герасимова с 23 марта 2005 года по настоящее время в жилых помещениях, принадлежащих иным лицам, он в силу соглашения от 20 марта 2005 года, отсутствия родственных отношений и совместного проживания с собственниками домов права пользования данным жильем наравне с ними не приобрел.
Таким образом, добровольное снятие заявителя с регистрационного учета в упомянутых жилых помещениях не может расцениваться, как действия, направленные на намеренное ухудшение жилищных условий, поэтому оспариваемое решение начальника Территориального отделения следует признать незаконным и необоснованным.
Ввиду удовлетворения заявления Герасимову на основании статьи 98 ГПК РФ подлежат возмещению судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, которые надлежит взыскать с Территориального отделения за счет довольствующего органа – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербург, Ленинградской области и Республике Карелия».
Руководствуясь статьями 194 – 199, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление Герасимова С.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 20 мая 2014 года № о снятии Герасимова С.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать указанное должностное лицо отменить данное решение.
Обязать начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить Герасимова С.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи один человек с 28 октября 2009 года.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербург, Ленинградской области и Республике Карелия» в пользу Герасимова С.А. 200 (двести) рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Панин