38RS0№-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2021 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,
с участием представителя истца администрации Марковского муниципального образования Д.Т.В,,
представителя ответчика Б.М.А. – П.Г.А,,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску администрации Марковского муниципального образования к Б.М.А. о признании не приобретшим права собственности на часть земельного участка, восстановлении нарушенного права путем возложения обязанности по проведению межевания земельного участка,
по встречному иску Б.М.А. к администрации Марковского муниципального образования о признании возможным изъятия части земельного участка путем выкупа, установлении суммы и условий возмещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец администрация Марковского муниципального образования обратилась в суд с исковым заявлением к Б.М.А., в котором с учетом уточнений просит признать Б.М.А., **/**/**** г.р., не приобретшим право собственности на часть земельного участка с кадастровым номером 38:06:010105:2877 площадью 257,39 кв.м., согласно схеме с учетом раздела под земли общего пользования в границах координат:
Кадастровый номер земельного участка 38:06:010105:2877 (ЗУ 1) | ||
Площадь земельного участка |
257,39 | |
Координаты, м | ||
Х(м) |
Y(m) | |
1 |
2 |
1 |
H1 |
№ |
№ |
Н2 |
№ |
№ |
Н3 |
№ |
№ |
Н4 |
№ |
№ |
1 |
№ |
№ |
восстановить нарушенное право собственников земельных участков по .... р....., выразившееся в отсутствие подъезда к имеющимся земельным участкам, путем возложения на ответчика обязанности по проведению межевания земельного участка с кадастровым номером: № согласно координат:
Кадастровый номер земельного участка: № (ЗУ 1) | ||
Площадь земельного участка |
257,39 | |
Координаты,м | ||
Х(м) |
Y(m) | |
1 |
2 |
3 |
H1 |
№ |
№ |
Н2 |
№ |
№ |
Н3 |
№ |
№ |
Н4 |
№ |
№ |
1 |
№ |
№ |
под земли общего пользования и передачи образованного земельного участка в размере 257,39 кв.м. в собственность Марковского муниципального образования в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе реализации полномочий, по вопросам, указанным в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Марковского муниципального образования, с учетом проведенных процедур Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», был заключен муниципальный контракт № № от 01.08.2019 «О разработке проектно-сметной документации по объекту «Строительство водопровода в р..... (внутриквартальные сети)». Данная документация разработана с целью дальнейшего строительства централизованного водопровода в районе поля «Хлебное» р......
Для строительства водопроводных сетей на вышеуказанной территории необходимо вступить в программу по региональному проекту Иркутской области «Чистая вода», утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Экология» от 21.12.2018. Программа является подпрограммой государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» на 2019-2024 г.г, утвержденной постановлением правительства Иркутской области от 11.12.2018 №-пп. Данной программой предусмотрено обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным требованиям безопасности и безвредности.
В программу возможно вступить при наличии: проектной документации, положительного заключения государственной технической экспертизы и положительного заключения экспертизы о достоверности определения сметной стоимости.
Получение положительных заключений экспертизы возможно лишь при условии строительства объекта через земельные участки, принадлежащие муниципальному образованию.
В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности и в связи с тем, что до настоящего времени на поле «Хлебное» р..... улично-дорожная сеть не сформирована, поскольку часть земельных участков находится в собственности у физических, юридических лиц, администрацией Марковского муниципального образования проведены собрания по вопросу решения сложившейся ситуации.
В процессе проведения собраний установлено, что постановлением Мэра Иркутского района от 26.03.1996 № «О передаче в собственность и предоставлении в пользование государственных земель АОЗТ «Кайское»» пайщикам АОЗТ «Кайское» предоставлены земельные доли в размере 2,91 га, из которых: 2,46 га - пашни; 0,41 га - сенокосы; 0,04 га -пастбища.
Далее, 25.08.1998, на основании решения общего собрания участников АОЗТ «Кайское» (в последствии АОЗТ «Кайское» было реорганизовано в три самостоятельных юридических лица, одно из которых - ООО «Марковское»), участникам общества из земель общей долевой собственности АОЗТ «Кайское» выделены земельные участки на поле «Хлебное», в счет пашни (2,46 га), в целях ведения личного подсобного хозяйства, на данной территории. Общая площадь земельного участка, предоставляемая гражданину, составляла 0,25 га, из которых: 0,21 га - под личное подсобное хозяйство и 0,04 га - земли общего пользования.
Кроме того, участниками общества ООО «Марковское» определено, что при выделении земельных участков у дольщиков, появляется обязанность по выделению части земельного участка под земли общего пользования, в том числе для формирования дорожно-уличной сети, поскольку иных земель общего пользования на данной территории не имеется (поле было нарезано смежными участками, без учета размещения дорог на поле «Хлебное»).
Так, собранием уполномоченных членов общества рассмотрен вопрос о предоставлении К.М,А, (Ескиной, Шинкаренко) М.А., **/**/**** г.р., земельного участка из земель АОЗТ «Кайское» поле «Хлебное» в размере 0,25 га, где 0,21 га - под личное подсобное хозяйство, 0,04 га - под земли общего пользования.
Право ответчиком реализовано, земельный участок в размере 0,25 га сформирован, присвоен кадастровый № и по процедуре, предусмотренной Федеральным законом от **/**/**** № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 02.07.2009 оформлен в собственность Ш.М.А,, в счет собственного земельного пая.
Далее переход права на данный земельный участок зарегистрирован за П.Ю.О., **/**/**** г.р. (1/2 доли), Т,А.Н,, **/**/**** г.р. (1/2 доли).
Впоследствии, по просьбе жителей, владельцев земельных участков, при утверждении Генерального плана Марковского городского поселения, утвержденного решением Думы Марковского муниципального образования 27.04.2012 №/Дгп, земельные участки. расположенные на поле «Хлебное» ...., внесены в границы населенного пункта р. .....
Собственниками в 2013 году земельный участок с кадастровым номером № размежеван на 2 земельных участка с кадастровым номером: 38:06:010105:2877 площадью 1250 кв.м., переход права зарегистрирован за Б.М.А. и 38№ площадью 1250 кв.м., переход права зарегистрирован за П.Ю.О.
Далее, земельный участок с кадастровым номером № размежеван на 2 земельных участка:
с кадастровым номером № площадью 1150 кв.м., вид разрешенного использования: для ЛПХ, переход права зарегистрирован за П.Ю.О. 14.09.20174;
с кадастровым номером № площадью 100 кв.м., вид разрешенного использования: под общее пользование территории, коммунальное обслуживание, для иного использования, переход права зарегистрирован за Марковским муниципальным образованием **/**/****.
То есть, П.Ю.О. добросовестно передала часть земельного Марковскому муниципальному образованию под земли общего пользования.
Однако Б.М.А. до настоящего времени земельный участок не размежеван земельный участок, и не выделена часть земельного участка под дорогу общего пользования.
Фактически Б.М.А. не использует часть земельного участка с кадастровым номером № по назначению, у данного земельного участка имеется годами сложившийся порядок пользования в качестве проезда жителями муниципалитета. Полезные свойства спорного земельного участка - утрачены.
Правоустанавливающим документом, порождающим правовые последствия для собственника земельного участка - является выписка из общего собрания участников общества, а постановление администрации Иркутского района лишь право подтверждающим документом.
То есть, собственник земельного участка в нарушение вышеуказанного решения общего собрания участников ООО «Марковское» оформил в свою собственность земельный участок, предназначенный под земли общего пользования.
В результате неправомерных действий собственника земельного участка были нарушены права граждан на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Земли общего пользования, которые заняты площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, парками, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами не могут быть переданы в частную собственность (п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 Закона о приватизации).
Граждане могут свободно пользоваться земельными участками общего пользования, которые находятся в публичной собственности, и находиться на них без каких-либо разрешений, если они открыты для общего доступа (п. 1 ст. 262 ГК РФ).
К территориям общего пользования относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, пляжи и другие объекты. Такими территориями может пользоваться неограниченный круг лиц (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).
К имуществу общего пользования относится имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории потребностей жителей в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Границы мест общего пользования, на территории поля «Хлебное» в соответствии с требованиями действующего законодательства не определены, а потому нарушены права и законные интересы третьих лиц.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В силу п. 4, ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (ч. 2 и ч. 3 ст. 76 ЗК РФ).
Администрацией Марковского муниципального образования составлена схема земельного участка с кадастровым номером №, с учетом раздела земельного участка с выделением части земельного участка под земли общего пользования. Согласно представленной схемы, в результате межевания Б.М.А. необходимо выделить часть земельного участка под земли общего пользования (на схеме данная территория обозначена - ЗУ1, площадью 257,39 кв.м.)
Конфигурация выделенного земельного участка (ЗУ1) определена согласно границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами №, 38№, образованных с целью формирования улично-дорожной сети, и переданных в собственность Марковскому муниципальному образованию.
В ходе рассмотрения дела от ответчика Б.М.А. поступило встречное исковое заявление к администрации Марковского муниципального образования, в котором он просит признать возможным изъятия части земельного участка с кадастровым номером №, площадью 200 кв.м. принадлежащего ему на праве собственности путем выкупа; установить сумму возмещения в соответствии с отчетом об оценке от 27.10.2020 №, выполненным независимой оценочной организацией ООО «Центр экспертизы и управления собственностью», в пользу Б.М.А. в размере 153 212 руб.; установить следующие условия возмещения: возмещение стоимости изымаемого земельного участка с кадастровым номером №, площадью 200 кв.м., вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, выплачивается администрацией Марковского муниципального образования из средств бюджета в течение 15 календарных дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
В обоснование встречных исковых требований Б.М.А. указал, что в соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно пункту 1 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей, не предусмотренных пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ, возможно только в строго определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 2 статьи 56.3 ЗК РФ.
Гражданское законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда.
Как полагает истец по встречному иску, согласно п. 2. ст. 56.3 ЗК РФ, принятие решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи у администрации Марковского муниципального образования обоснований нет.
Согласно ст. 63 ЗК РФ установлены гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для муниципальных нужд. При этом собственнику земельного участка при изъятии его для муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными ст. 63 ЗК РФ должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок;
В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 Гражданского кодекса РФ.
В случае, если лицу, которому земельный участок, подлежащий изъятию для государственных или муниципальных нужд, принадлежит на ином праве, то принадлежащие ему на праве собственности и расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, отчуждаются в соответствии со ст. 239.2 ГК РФ одновременно с изъятием земельного участка по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст.279 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В силу ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Истец по встречному иску полагает, что он, как собственник земельного участка не согласен с исковыми требованиями администрации Марковского муниципального образования, так как эти требования не основаны на действующем законодательстве РФ, также не достигнуто соглашение о выкупной цене, поэтому суд должен определить стоимость изымаемого земельного участка, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Б.М.А. обратился в ООО «Центр экспертизы и управления собственностью» для установления рыночной стоимости изымаемого земельного участка, который в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно отчета об оценке от 27.10.2020 №, выполненного независимой оценочной организацией ООО «Центр экспертизы и управления собственностью», установлена рыночная стоимость суммы возмещения в пользу Б.М.А. в размере 153 212 руб.
В судебном заседании представитель истца администрации Марковского муниципального образования Д.Т.В, заявленные исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнении к нему. Просила требования удовлетворить, полагая, что для этого имеются все предусмотренные законом основания. Возражала против удовлетворения встречных исковых требований, представив суду возражения в письменном виде.
Ответчик Б.М.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом. На представление своих интересов уполномочил представителя по доверенности П.Г.А,
Представитель ответчика Б.М.А. – П.Г.А, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Администрации, настаивая на удовлетворении встречных исковых требований его доверителя.
Третьи лица Л.О.В, Ш.М.А,, П.Ю.О., Т,А.Н, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки, возражений по существу заявленных исковых требований, ходатайств об отложении судебного заседания суду не представили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся ответчика, третьих лиц, извещенных о рассмотрении дела, учитывая при этом, что интересы ответчика в ходе рассмотрения дела представляет представитель по доверенности.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований администрации Марковского муниципального образования и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Б.М.А., исходя из следующего.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Шинкаренко (ранее К.М,А,, Ескиной) М.А. по процедуре, предусмотренной Федеральным законом от **/**/**** № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», был выделен земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: ...., поле «Хлебное» в счет земельной доли на основании постановления Мэра Иркутского района № от **/**/**** «О передаче в собственность и предоставлении в пользование государственных земель АОЗТ «Кайское»», которым К.М,А, в собственность была предоставлена земельная доля площадью 2,9 га, в том числе пашни 2,46 га, сенокосов 0,41 га, пастбищ 0,04 га.
Далее переход права на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрирован за П.Ю.О. и Т,А.Н, по ? доле за каждым.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером № был размежеван на 2 земельных участка:
с кадастровым номером: № площадью 1250 кв.м. (правообладатель Т,А.Н,),
с кадастровым номером № площадью 1250 кв.м. (правообладатель П.Ю.О.).
На основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного 07.06.2018 с Т,А.Н,, в настоящее время собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1250 кв.м., расположенного по адресу: ...., является Б.М.А., что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН. Указанный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 38№
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, администрация Марковского муниципального образования указывает на то, что фактически Б.М.А. не использует часть земельного участка с кадастровым номером № по назначению, при этом, не производя работ по межеванию данного земельного участка с целью передачи неиспользуемой части под земли общего пользования для организации дороги.
В подтверждение доводов, изложенных в иске, истцом в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера ООО «Дело» М.С,М,, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером № в границах населенного пункта р...... Со стороны земель общего пользования земельный участок огорожен забором. Геодезическая съемка земельного участка была выполнена по ограждению.
Площадь земельного участка по его фактическому использованию (по ограждению) составляет 1003 кв.м. Часть земельного участка с кадастровым номером 38№ фактически используется как земли общего пользования (автодорога). Для формирования земель общего пользования с целью организации прохода и проезда к земельным участкам, расположенным по ...., а также для размещения электрических и коммунальных сетей, образованы земельные участки запроектирована красная линия. Местоположение ограждения земельного участка с кадастровым номером № не совпадает с проектируемой красной линией. Расхождение составляет 39 см.
Часть земельного участка с кадастровым номером 38№, которая фактически не используется в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и отделена ограждением, препятствует образованию единого земельного участка под земли общего пользования – .....
В заключении кадастрового инженера также приведен каталог координат земельного участка, проектируемого под земли общего пользования, площадь которого составляет 257 кв.м.
По данным публичной кадастровой карты, материалов проверки администрации Марковского муниципального образования усматривается, что фактически часть земельного участка с кадастровым номером № используется под дорогу по ...., при этом собственники всех земельных участков, расположенных по данной улице произвели работы по межеванию земельных участков с целью передачи их под земли общего пользования – дорогу.
Как было указано выше спорный земельный участок, собственником которого является Б.М.А., является производным по отношению к земельному участку с кадастровым номером № с местоположением: ...., поле «Хлебное», образованному в счет земельной доли на основании постановления Мэра Иркутского района № от 26.03.1996 «О передаче в собственность и предоставлении в пользование государственных земель АОЗТ «Кайское»».
При этом 25.08.1998 на основании решения общего собрания участников ООО «Марковское», созданного в результате реорганизации АОЗТ «Кайское», было определено, что при выделении земельных участков у дольщиков, появляется обязанность по выделению части земельного участка под земли общего пользования. В частности, в выписке из решения общего собрания участников ООО «Марковское» от 25.08.1998 содержится указание на то, что принято решение о выделении земельных участков в собственность в счет земельного пая для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе под № Е,М.А, - 0,21 га для ведения личного подсобного хозяйства, 0,04 га под земли общего пользования.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (п. 5).
Согласно статье 11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (пункт 1).
При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности (пункт 2).
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (пункт 3).
В пункте 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.2002
№101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (пункт 1).
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи (пункт 2).
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (пункт 3).
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4).
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона (пункт 6).
В соответствии с пунктом 3 статьи 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Требований к проекту межевания земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 №, к текстовой части Проекта межевания относится раздел - сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам.
Статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в графической части межевого плана указывается доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе посредством установления сервитута. Пунктом 26 части 1 статьи 26 того же Закона предусмотрено, что отсутствие доступа к образуемому или изменяемому земельному участку является основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что при межевании земельных участков, в том числе при выделе земельной доли, должен быть обеспечен доступ к образуемому земельному участку.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером № является делимым, при этом раздел данного земельного участка путем выдела земельного участка площадью 257,39 кв.м. для эксплуатации существующей дороги местного значения с сохранением исходного земельного участка в измененных границах не приведет к невозможности использования расположенных на этом земельном участке объектов недвижимости, напротив, обеспечит соблюдение прав и законных интересов жителей .... р......
Фактически при проведении кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером № были нарушены положения статьи 11.9 ЗК РФ (образован участок, который не может быть использованы по назначению в связи с отсутствием к нему доступа с мест общего пользования).
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что спорный земельный участок выделялся из земельного участка, предоставленного в счет земельной доли, часть земельного участка с целью образования земель общего пользования (проезда), используется как проезд длительное время, суд приходит к выводу об удовлетворении требований администрации Марковского муниципального образования, изложенных в редакции уточненного искового заявления.
То обстоятельство, что Е,М.А, не исполнила решение общего собрания участников ООО «Марковское» при выделе земельного участка в счет земельной доли в части передачи земельного участка площадью 0,04 га под земли общего пользования, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Администрации и освобождения Б.М.А. от проведения работ по межеванию земельного участка с целью исполнения решения общего собрания, обязательного для его право предшественника.
Оснований для удовлетворения встречных исковых требований Б.М.А. суд не усматривает.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных и муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
На основании абз. 1 п. 2 данной статьи решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу ст. 11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 55 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 ЗК РФ.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ такое изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением в частности автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения.
Доводы Б.М.А. о понуждении администрации Марковского муниципального образования к выкупу части принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, суд оценивает критически, как основанные на неверном толковании норм материального права. В данном случае, анализируя нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что изъятие земельных участков для муниципальных нужд является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, которое осуществляется в исключительных случаях, является правильным.
Проанализировав нормы законодательства, в том числе с учетом положений ст. 11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ и ст. 12 Конституции РФ, суд приходит к выводу о том, что акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости правового регулирования тех или иных отношений, без вмешательства в их нормотворческую и хозяйственную деятельность.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Б.М.А., поскольку действующее законодательство не предусматривает полномочий суда на вмешательство в деятельность органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Марковского муниципального образования к Б.М.А. – удовлетворить.
Признать Б.М.А., **/**/**** г.р., не приобретшим право собственности на часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 257,39 кв.м., согласно схеме с учетом раздела под земли общего пользования в границах координат:
Кадастровый номер земельного участка № (ЗУ 1) | ||
Площадь земельного участка |
257,39 | |
Координаты, м | ||
Х(м) |
Y(m) | |
1 |
2 |
1 |
H1 |
№ |
№ |
Н2 |
№ |
№ |
Н3 |
№ |
№ |
Н4 |
№ |
№ |
1 |
№ |
№ |
Восстановить нарушенное право собственников земельных участков по .... р....., выразившееся в отсутствие подъезда к имеющимся земельным участкам, путем возложения на Б.М.А., **/**/**** г.р., обязанности по проведению межевания земельного участка с кадастровым номером: 38№ согласно координат:
Кадастровый номер земельного участка: № (ЗУ 1) | ||
Площадь земельного участка |
257,39 | |
Координаты,м | ||
Х(м) |
Y(m) | |
1 |
2 |
3 |
H1 |
№ |
№ |
Н2 |
№ |
№ |
Н3 |
№ |
№ |
Н4 |
№ |
№ |
1 |
№ |
№ |
под земли общего пользования и передачи образованного земельного участка в размере 257,39 кв.м. в собственность Марковского муниципального образования в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении встречных исковых требований Б.М.А. к администрации Марковского муниципального образования о признании возможным изъятия части земельного участка путем выкупа, установлении суммы и условий возмещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 26 февраля 2021 года.
Судья: О.В. Недбаевская