Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2011года г. Канск
Судья Федерального суда Канского района Красноярского края Литвинова Л.П.,
при секретаре - Попик С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабардиной ФИО8 к Администрации Канского района, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения, суд
установил:
Шабардина Е.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Канского района, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения, мотивируя тем, что она относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. На основании Постановления Администрации Канского района №756-п от 23.12.2004г Шабардина Е.Г. принята на учет в целях улучшения жилищных условий. Согласно ст.8 ФЗ РФ №159 от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в силу ст. 17 закона Красноярского края от 2.11.2000г №12-961 «О защите прав ребенка» предусмотрено, что лица из числа детей-сирот, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Шабардина Е.Г. окончила в 2007г ПУ-60 г.Канска, Красноярского края, однако до настоящего времени Шабардиной Е.Г. жилое помещение не предоставлено Администрацией Канского района. Считает, что ей как состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, относящейся к категории лиц - детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, полагается предоставление вне очереди Администрацией Канского района жилого помещения в размере не менее 30 кв.м. общей площади.
Истец Шабардина Е.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, согласно заявления просит дело рассмотреть в ее отсутствии. В судебном заседании, проведенном ранее, требования изложенные в заявлении полностью поддержала.
Представитель ответчика Администрации Канского района Давыденко Н.В., действующий на основании доверенности исковые требования не признал, суду пояснила, что действительно Шабардина Е.Г. состоит на учете в целях улучшения жилищных условий в Администрации Канского района с 2004г, относится к категории детей-сирот. Жилищный фонд, расположенный на территории Мокрушинского сельсовета передан муниципальному образованию на основе акта-приема передачи и соглашения между органами местного самоуправления Мокрушинского сельсовета и Канского района о передаче осуществления части своих полномочий, согласно которому Администрация Канского района не осуществляет полномочия по предоставлению жилья, находящегося на территории Мокрушинского сельсовета. Кроме того, муниципальное образование «Канский район» не вошло в перечень муниципальных образований края, исполнительно-распорядительные органы, которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.
Представитель ответчика Министерство образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, с исковыми требованиями не согласны, просят рассмотреть дело в их отсутствии.
Представитель заинтересованного лица Управление Образования Администрации Канского района в лице органа опеки и попечительства в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены.
Представитель заинтересованного лица Администрации Мокрушинского сельсовета Канского района в судебное заседание не явились, уведомлены, не сообщил о причинах неявки, ранее в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме.
Суд, полагает возможным дело рассмотреть в отсутствии надлежаще извещенных представителей ответчика Министерства образования и науки Красноярского края, представителя органа опеки и попечительства, а также представителя третьего лица Мокрушинского сельсовета.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению в силу ст.45 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Ст. 14 ФЗ РФ №131 от 24.09.2003г с изм. на 15.02.2006г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; ст.8 ФЗ №159 от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.6 Закона Красноярского края №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края», ст. 17 закона Красноярского края №12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти, но месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Ст. 49 ч.1 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда; ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Ст. 57 ч.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания в приемных семьях детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании и решений органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.
В соответствии со ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона №159-ФЗ в редакции Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В силу абз. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов российской Федерации.
П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 (в редакции от 09.06.2005 №14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой и попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края
Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005г №25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010г пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».
Ст. 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года в редакции Закона от 11 ноября 2010г № 11-5201 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000г № 12-961 «О защите прав ребенка».
В силу п. 2 ст. 1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилым помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24 декабря 2009г № 9-4225. Муниципальное образование Канский район входило в указанный перечень на момент подачи иска.
На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 (в ред. от 11.11.2010г) уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Таким органом исполнительной, власти края является Министерство образования и науки Красноярского края (Положение о Министерстве образования и науки Красноярского края (в ред. Постановлений правительства Красноярского края от 04.08.2009 № 410-п, от 20.04.2010 № 206-п, от 03.08.2010 № 428-п).
Как установлено в судебном заседании Шабардина Е.Г. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.4), согласно свидетельств о смерти Глущенко Л.А. (мать истицы) умерла 18.05.2000г (л.д.7), согласно справки о рождении Шабардиной Е.Г., сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д.50). Постановлением Администрации Канского района от 25.02.2003г. Шабардина Г.И. освобождена от выполнения обязанностей попечителя несовершеннолетней Шабардиной Елены, с дальнейшим определением несовершеннолетней в детское государственное учреждение (л.д.8). Согласно Постановления Администрации Канского района №756-п от 23.12.2004г Шабардина Е.Г. была поставлена на учет в целях улучшения жилищных условий при Администрации Канского района как сирота, в связи с отсутствием жилья (л.д.37), что подтверждается копией Постановления Администрации Канского района и не оспаривается сторонами.
Суд полагает, что иск обоснован и подлежит полному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истица относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривается сторонами, ее мать умерла 18.05.2000г, когда она была несовершеннолетней. Над истицей было установлено попечительство ее бабушкой Шабардиной Г.И., однако попечитель не справилась с возложенными на нее обязанностями попечителя, и 25.02.2003 года она была освобождена от обязанности попечителя, истец была определена в детское учреждение с 2003г., что подтверждено материалами дела и никем не оспорено.
Своего жилого помещения Шабардина Е.Г. не имеет, она нуждается в предоставлении жилого помещения, справкой Мокрушинского сельсовета подтверждено, что истица после смерти матери не имеет никакого жилья (л.д.12), сведениями из регистрационной палаты об отсутствии каких-либо объектов недвижимости за истцом на праве собственности, жилого помещения за сиротой закреплено не было, кроме того истица имеет на иждивении двух малолетних детей, что подтверждено свидетельством о рождении (л.д.10-11), согласно Акта обследования жилищных условий от 13.01.2011г, жилое помещение принадлежащее на праве собственности бабушке истицы - Шабардиной Г.И., находящееся по адресу <адрес>, где истица проживала до определения ее в государственное учреждение, на настоящий момент проживанию не пригодно, в связи с его аварийным состоянием (л.д.43).
Суд полагает, что поскольку истец состоит на учете, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения как сирота-ребенок оставшийся без попечения родителей ввиду отсутствия жилья, она имеет полное право в силу вышеперечисленных законов, на получение жилого помещения вне очереди.
Суд полагает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует возложить на Администрацию Канского района, а не на Мокрушинский сельсовет, поскольку истец с 2004г состоит на учете в Администрации Канского района как нуждающаяся в предоставлении жилья вне очереди.
Ссылки представителя Администрации Канского района в той части, что существует соглашение между ними и Мокрушинским сельсоветом и согласно которого у них в настоящее время жилья нет, они его не распределяют, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно вышеперечисленным законам, а именно Закону Красноярского края №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Жилищному кодексу РФ органы местного самоуправления, а именно Администрация Канского района, ведают учетом и предоставлением муниципального жилищного фонда, сами определяют нормы предоставления жилья по договорам социального найма.
При этом суд учитывает, что только в Администрации Канского района существует жилищная комиссия, которая определяет категории лиц малоимущих и нуждающихся, из пояснений представителя Администрации Канского района следует, что только после вынесения ими Постановления о выделении жилья по договору социального найма, Мокрушинский сельсовет на основании их Постановления предоставляет освободившееся жилье, последние только предоставляют сведения о свободном жилом фонде в Администрацию Канского района и никогда сами не выделяли и не выделяют, не распоряжаются муниципальным жильем без ведома и распоряжения Администрации Канского района, что подтверждается соглашением №01/15 от 14.09.2010г.
С вышеизложенным суд полагает, что надлежащим ответчиком по данным правоотношениям является только Администрация Канского района, и именно на данного ответчика суд полагает необходимым возложить обязанность по предоставлению истцу жилое помещение по нормам, установленным самим ответчиком, то есть не менее 30 кв.м. общей площади. Однако, суд полагает необходимым указать в решении, что предоставление жилья следует предоставить за счет субвенций из регионального фонда компенсации краевого бюджета.
На основании и ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Шабардиной ФИО9 к Администрации Канского района, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлению жилого помещения из муниципального жилого фонда Канского района вне очереди на территории Канского района, удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Канского района предоставить Шабардиной ФИО10 вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда Администрации Канского района жилое помещение в размере не менее 30 кв.м. общей площади, за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в срок 10 дней со дня его оглашения через Федеральный суд Канского района.
Судья Л.П. Литвинова