РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-317/2014
08 апреля 2014 года г.Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Ермак Л.В.,
при секретаре Парсаевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тонких О.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республике Хакасия о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Тонких О.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Черногорске РХ (далее ГУ УПФ РФ в г.Черногорске РХ) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Просит включить в специальный трудовой стаж следующие периоды работы:
с 12.07.1994 года по 11.09.1994 года
с 15.09.1994 года по 23.01.1995 года в должности врача-терапевта в Медсанчасти Акционерного общества закрытого типа «Сибирский текстиль» (АОЗТ «СиТекс») г. Черногорска. В указанные периоды Тонких О.В. работала в должности врача-терапевта в Каратузском территориальном медицинском объединении (ТМО) из расчета 1 год 3 месяца;
с 01.02.1995 года по 31.10.1995 года в должности врача-терапевта в Медсанчасти Акционерного общества закрытого типа «Сибирский текстиль» (АОЗТ «СиТекс») г. Черногорска;
с 01.11.1999 года по 07.12.1999 года в должности старшего врача смены в Муниципальном медицинском предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи.
Просит признать отказ Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия от 25 сентября 2013 года незаконным, назначить пенсию по старости с 17 сентября 2013 года.
Мотивировала свои требования тем, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Однако решением ответчика в назначении пенсии ей было отказано, так как указанные выше периоды работы не были включены в специальный стаж. С решением ответчика не согласна.
В судебном заседании истец Тонких О.В., ее представитель Кокорина Т.В., действующая на основании ст. 53 ГПК РФ, настаивали на требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика Пениоза Е.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2014 года, исковые требования не признала полностью, полагала решение пенсионного органа № 592 от 25 сентября 2013 года законным и обоснованным, просила в удовлетворении требований Тонких О.В. отказать в силу приведенных в указанном решении правовых оснований.
Суд, выслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно части 2 указанной статьи государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст.7 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013 г.) (далее Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 1 ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию (указанную часть пенсии).
Согласно протоколу Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан – ГУ УПФ РФ в г.Черногорске № 592 от 25.09.2013 года Тонких О.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в связи с недостаточностью (менее 30 лет) специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В специальный стаж не засчитаны следующие периоды работы:
с 12.07.1994 г. по 11.09.1994 г., с 15.09.1994 г. по 23.01.1995 г. – в должности в должности врача-терапевта в Медсанчасти Акционерного общества закрытого типа «Сибирский текстиль» (АОЗТ «СиТекс») г. Черногорска. В указанные периоды Тонких О.В. работала в должности врача-терапевта в Каратузском территориальном медицинском объединении (ТМО). В связи с тем, что данное наименование учреждения не поименовано в Списке должностей и учреждений от 06.09.1991 г. № 464;
с 01.02.1995 г. по 31.10.1995 г. – в должности врача-терапевта в Медсанчасти Акционерного общества закрытого типа «Сибирский текстиль» (АОЗТ «СиТекс») г. Черногорска связи с тем, что наименование учреждения не поименовано в разделе «Наименование учреждений» Списка от 29 октября 2002 года, а также не поименовано в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 03 ноября 1999 № 395;
с 01.11.1999 г. по 07.12.1999 г. – в должности старшего врача смены в Муниципальном медицинском предприятии «Станция скорой и неотложной помощи.
Нормы подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» связывают право на назначение пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, с осуществлением лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения именно в учреждениях здравоохранения.
В силу пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» следует, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выписки из приказов.
В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В судебном заседании установлено, что в период с 12 июля 1994 года по 11 сентября 1994 года, с 15.09.1994 г. по 23.01.1995 г.; Тонких О.В. работала в должности врача-терапевта в Медсанчасти Акционерного общества закрытого типа «Сибирский текстиль» (АОЗТ «Ситекс» г. Черногорска), а также в должности врача-терапевта в Каратузском территориальном медицинском объединении (ТМО), что подтверждается трудовой книжкой АТ-III № 4878702, справкой из архивного отдела от 11 марта 2014 года, справкой о заработной плате Тонких О.В. КГБУЗ «Каратузская районная больница», которая является правопреемником «Каратузского территориального медицинского объединения», с указанных сумм производились отчисления в пенсионный фонд по установленным тарифам. Из справки от 11.09.2013 г. уточняющей характер работы установлено, что Тонких О.В. работала полный рабочий день на одну ставку в Каратузском территориальном медицинском объединении, в должности врача терапевта с 12.07.1994 года по 23.01.1995 г. На курсы повышения не направлялась, в отпуске по уходу за детьми не находилась, что также подтверждается штатным расписанием на 1994-1995 г., а также копиями приказов по Каратузскому ТМО от 14.07.1994 г. (о приеме и увольнении), должностной инструкцией врача-терапевта.
Действительно, наименование учреждения «Территориальное медицинское объединение» не поименовано в разделе «наименование учреждений» Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 (далее - Список от 06 сентября 1991 года), Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 (далее – Список от 22 сентября 1999 года), Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Список от 29 октября 2002 года).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 и Правилами 1999 года была предусмотрена возможность исчисления периодов работы в определенных структурных подразделениях и должностях, исходя из расчета год работы за год и 6 месяцев, а также периодов работы в сельской местности из расчета год работы за год и 3 месяца. При этом, согласно Правилам 1999 года, льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников в сельской местности применялось, как и в соответствии с Правилами 2002 года, только при смешанном стаже, то есть при работе, как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа).
В силу п. 5 Правил 2002 года периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в спорный период Тонких О.В., получив высшее профессиональное образование по квалификации «терапевт», работая в должности, поименованной всеми вышеперечисленными Списками, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья людей в Каратузском ТМО, при этом учитывая, что право на досрочное назначение трудовой пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой осуществлялась лечебная деятельность, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и три месяца утвержденным Списком № 1066 от 22 сентября 1999 года суд считает, что указанный период подлежит включению в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение пенсии по старости.
Кроме того, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – УПФ РФ в г. Черногорске РХ от 25 сентября 2013 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, Тонких О.В. не включен периоды работы с 01 февраля 1995 года по 31 октября 1995 года, в должности врача-терапевта Медсанчасти Акционерного общества закрытого типа «Сибирский текстиль» (АОЗТ «Ситекс» г. Черногорска), что подтверждено приказом № 673 о прекращении трудового договора от 19 октября 1995 года, а также копией личной карточки Тонких О.В.
Действительно, наименование учреждения «Медсанчасть» не поименовано в разделе «наименование учреждений» Списка № 464 от 06 сентября 1991 года, Списка № 1066 от 22 сентября 1999 года, Списка от 29 октября 2002 года.
Однако, основными обязанностями врача-терапевта назывались: осуществление осмотра работников, оказание экстренной помощи больным, реанимационные мероприятия, проведение профилактических осмотров лиц, проведение медицинских осмотров работников АОЗТ «Ситекс» г. Черногорска с целью выявления больных, лиц с признаками употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ, а также обстоятельств, приводящих к утомлению организма и нарушению профессионально значимых функций.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в спорный период истец осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, поэтому данный период также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В судебном заседании установлено, что истец в период с 01 ноября 1999 года по 07 декабря 1999 года работала в должности старшего врача смены в Муниципальном медицинском предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи»
В силу пункта 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу (в том числе медицинским сестрам) центров, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Суд полагает, что лечебная деятельность истца в период с 01 ноября 1999 года по 07 декабря 1999 года подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от наименования учреждения, где работала истец, поскольку различие в наименовании медицинских учреждений само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить неравенство в сфере пенсионного обеспечения, привести к ограничению конституционных прав истца на социальное обеспечение.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиямист. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что совокупностью имеющихся в материалах дела письменных доказательств подтверждаются доводы истца, в связи с чем исковые требования Тонких О.В. о включении спорных периодов в специальный трудовой стаж подлежит удовлетворению.
Поскольку с учетом бесспорно включенного ГУ-УПФ РФ в г.Черногорске РХ стажа работы Тонких О.В. (28 лет 9 месяцев 4 дня) и с учетом удовлетворения исковых требований о включении стажа общая продолжительность трудового стажа Тонких О.В., засчитанного для назначения досрочного трудовой пенсии по старости, составит более 30-ти лет, подлежат удовлетворению и исковые требования Тонких О.В. об обязании ГУ-УПФ РФ в г.Черногорске РХ назначить ей трудовую пенсию по старости с 17.09.2013 г.
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в пользу истца в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить полностью.
Признать отказ Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия от 25 сентября 2013 года незаконным.
Признать за Тонких О.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия включить периоды работы:
с 12.07.1994 г. по 11.09.1994 г.,
с 15.09.1994 г. по 23.01.1995 г. – в должности врача-терапевта Каратузского территориального медицинского объединения в льготном исчислении (год работы за год и три месяца);
с 01.02.1995 г. по 31.10.1995 г. – в должности врача-терапевта Медсанчасти Акционерного общества закрытого типа «Сибирский текстиль» (АОЗТ «СиТекс» г. Черногорска);
с 01.11.1999 г. по 07.12.1999 г. – в должности старшего врача смены в Муниципальном медицинском предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» в календарном исчислении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республике Хакасия назначить Тонких О.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 17 сентября 2013 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в города Черногорске Республики Хакасия в пользу Токих О.В. расходы по возврату государственной пошлины – 200 (двести) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Ермак
Мотивированное решение составлено 14 апреля 2014 года.