Дело № 12-16/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2017 года г. Лермонтов
Судья Лермонтовского городского суда Ставропольского края Самарина Т.В.
при секретаре Коньяковой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «Горводоканал» г.Лермонтова на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главного специалиста – эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее Департамент Росприроднадзора) Слепых О.В. № «Горводоканал» <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
МУП «Горводоканал» г.Лермонтова обратилось в суд с жалобой, в которой просит изменить указанное постановление о назначении административного наказания, уменьшить размер административного штрафа до <данные изъяты>., сославшись на то, что Департаментом Росприроднадзора во исполнение п.1 перечня поручений Председателя Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №) проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП «Горводоканал» г.Лермонтова. По результатам проверки в отношении МУП «Горводоканал» г.Лермонтова вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ. Согласно постановлению основными причинами повлекшими привлечение к административной ответственности явились отсутствие разработанной и утвержденной программы экологического контроля и отсутствие у должностного лица, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В соответствие с утвержденным графиком производственного экологического контроля за соблюдением нормативов ПДВ, производственный экологический контроль на предприятии МУП «Горводоканал» г.Лермонтова осуществляется один раз в пять лет. В соответствие с тем, что проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу был разработан и утвержден в третьем квартале 2016 года, а разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух получено ДД.ММ.ГГГГ, разработка программы производственного экологического контроля была запланирована на третий квартал 2017 года, что в свою очередь не является нарушением, так как не выходит за рамки установленной периодичности проведения производственного экологического контроля. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность не имеется. Выявленные правонарушения не привели к причинению вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, угрозе чрезвычайной ситуации природного и технологического характера, причинению имущественного ущерба.
Представитель МУП «Горводоканал» г.Лермонтова по доверенности Луканина Т.В., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление, в котором просит рассмотреть жалобу в её отсутствие и удовлетворить жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель Департамента Росприроднадзора по доверенности Панахно М.В., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление, с просьбой рассмотреть жалобу в её отсутствие, а также возражения относительно жалобы МУП «Горводоканал» г.Лермонтова указав, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ № вынесено в соответствие с нормами действующего законодательства, а виновное лицо правомерно привлечено к административной ответственности, поскольку Департаментом Росприроднадзора во исполнение пункта 1 перечня поручений Председателя Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП «Горводоканал» <адрес>. Установлено, что основной производственной деятельностью МУП «Горводоканал» <адрес> является хозяйственно-питьевое водоснабжение населения и промышленных объектов, прием, очистка и водоотведение сточных вод. При проведении проверки установлено, что в нарушение ст.67 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» МУП «Горводоканал» <адрес> не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля. Кроме того, МУП «Горводоканал» г.Лермонтова в Департамент Росприроднадзора не представлены результаты осуществления производственного экологического контроля. В нарушение требований ст.73 указанного Федерального закона РФ, МУП «Горводоканал» г.Лермонтова не представило сведений о наличии у должностного лица, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. За данные правонарушения предусмотрена административная ответственность в соответствие со ст. 8.1 КоАП РФ. Кроме того, в жалобе МУП «Горводоканал» г.Лермонтова ссылается на то, что производственный экологический контроль предприятие осуществляет 1 раз в 5 лет и согласно графику разработка ПЭК была назначена на третий квартал 2017 года, что не является нарушением, однако согласно ч.1 ст.34 указанного Федерального закона №7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствие с п.1 ст.39 названного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно ст.73 Федерального закона №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В соответствие с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих принятие МУП «Горводоканал» г.Лермонтова всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не установлено и предприятием не представлено.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, с учетом возражений Департамента Росприроднадзора считаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Как видно из дела, Департаментом Росприроднадзора на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица – МУП «Горводоканал» <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что основной производственной деятельностью МУП «Горводоканал» г.Лермонтова является хозяйственно-питьевое водоснабжение населения и промышленных объектов, прием, очистка и водоотведение сточных вод.
В результате проверки Департаментом Росприроднадзора выявлено, что в действиях МУП «Горводоканал» г.Лермонтова имеется угроза возникновения причинения вреда окружающей среды, а именно: отсутствует программа производственно экологического контроля, не представлены результаты осуществления производственного экологического контроля, отсутствует подготовка у руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ст.ст.67,73 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно акта проверки Департаментом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № в действиях МУП «Горводоканал» <адрес> содержатся признаки административного правонарушения предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
Из представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что МУП «Горводоканал» <адрес> необходимо осуществлять производственный экологический контроль, согласно утвержденной программе производственного экологического контроля и обеспечивать представление отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в установленном порядке, а также обеспечивать подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности ответственных лиц за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в действиях МУП «Горводоканал» <адрес> содержатся признаки административного правонарушения предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
Постановлением главного специалиста – эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора Слепых О.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, МУП «Горводоканал» <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами.
В силу положений ст.30.6 КоАП РФ, проверка законности и обоснованности вынесенного постановления производится на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствие со ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований.
В соответствие со ст.67 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля; юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствие с требованиями ст.73 названного Федерального закона РФ, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Согласно ч.1 ст.34 указанного Федерального закона РФ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствие с п.1 ст.39 указанного Федерального закона РФ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось МУП «Горводоканал» г.Лермонтова, основной производственной деятельностью МУП «Горводоканал» г.Лермонтова является хозяйственно-питьевое водоснабжение населения и промышленных объектов, прием, очистка и водоотведение сточных вод.
Вместе с тем, у МУП «Горводоканал» в нарушение требований ст.ст.67,73 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отсутствует программа производственно экологического контроля, не представлены результаты осуществления производственного экологического контроля, отсутствует подготовка у руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Указанные обстоятельства подтверждаются приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МУП «Горводоканал» г.Лермонтова, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент проведения проверки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Горводоканал» не представлены: программа производственно экологического контроля, результаты осуществления производственного экологического контроля, документы, подтверждающие подготовку руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с чем, вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью материалов административного дела.
Оценив установленные по делу доказательства, считаю, что правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется, так как факт нарушения установлен и подтверждается материалами дела. Представленные доказательства являются допустимыми, так как они получены в соответствие с требованиями закона, сомнений не вызывают, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Несоблюдение МУП «Горводоканал» экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
В соответствие с требованиями ст.24.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.
При этом, МУП «Горводоканал» г.Лермонтова ранее к административной ответственности не привлекалось, является гарантирующим поставщиком коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в г.Лермонтове, находится в стадии банкротства. Таким образом, осуществляемая деятельность была направлена на удовлетворение потребностей жителей г.Лермонтова представления указанных услуг и является для города социально значимой.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание все обстоятельства дела, оцениваемые с точки зрения степени социальной опасности совершенного предприятием деяния, учитывая, что совершенное правонарушение не создало угрозы причинения вреда и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, интересам общества и государства, а также конкретные обстоятельства правонарушения, характер совершенного правонарушения, размер вреда и тяжесть наступивших последствий, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также то, что юридическое лицо к административной ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования привлекается впервые, следует снизить размер штрафа назначенного МУП «Горводоканал» г.Лермонтова до минимального размера наказания, предусмотренного санкцией ст.8.1 КоАП РФ, в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.10 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░.░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░. ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. № ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░.░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.