Дело № 2-4823/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 25 декабря 2015 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе
судьи Ионовой О.Н.,
при секретаре Алексейкиной О.В.,
с участием:
заявителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия,
представителя заявителя Дьяконовой О. В., действующей на основании доверенности от 15 апреля 2015 г.,
ответчика открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс»,
представителя ответчика Давыдовой О. А., действующей на основании доверенности №1 от 07 мая 2015 г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Октябрьского района»
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовияк открытому акционерному обществу «СаранскТеплоТранс» о признании действий в отношении неопределенного круга лиц потребителей противоправными, нарушающими права потребителей
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (далее по тексту Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия)обратилось в суд с иском к открытому акционерному обществу «СаранскТеплоТранс» (далее по тексту ОАО «СаранскТеплоТранс») о признании действий в отношении неопределенного круга лиц потребителей противоправными, нарушающими права потребителей и возложении обязанности подать в многоквартирные жилые дома горячую воду в соответствии с требованиями СанПин.
В обоснование заявления указано, что на основании распоряжения (приказа) № 890 о проведении внеплановой выездной проверки от 07 октября 2014 г. должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия с 10 октября 2014 г. по 27октября 2014 г. в отношении ООО «Городская управляющая компания Октябрьского района» проведены мероприятия по контролю за исполнением ранее выданного предписания должностного лица об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 152 от 18 апреля 2014 г. к Акту проверки № 207 от 18 апреля 2014 г. в связи с истечением срока исполнения 21 сентября 2014 г.
16 октября 2014 г. в 11 час. 00 мин. в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО ГУК «Октябрьского района» Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия было выдано предписание № 973 от 07 октября 2014 г. аккредитованному лабораторному центру ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы температуры горячей воды, подаваемой потребителю по адресу г. Саранск ул.Косарева, д.70А.
Согласно экспертного заключения по результатам проведенных исследований, испытаний и экспертиз ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» № 1662-3 от 14 октября 2014г. к протоколу измерений уровней физических факторов неионизирующей природы №66647 от 13 октября 2014г. температура горячей воды на границе балансовой принадлежности сетей горячего водоснабжения по указанному адресу составляет 53,5 С (при нормативных значениях 60-75 С), что не соответствует требованиям пункта 2.4 раздела 2 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». СанПиН 2.1.4.1074-01.Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, (с изменениями от 7 апреля 2009 г. 25 февраля, 28 июня 2010г.).
Из истребованных у ООО ГУК «Октябрьского района» документов, необходимых для достижения цели и задач проверки установлено, что согласно пункту 13 Договора горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) № 4-1/г от 07 октября 2013 г. заключенного между ООО ГУК «Октябрьского района» (абонент) и ОАО «СаранскТеплоТранс» (организация, осуществляющее горячее водоснабжение), организация, осуществляющая горячее водоснабжение обязуется не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно приложения № 1 (Акт разграничения балансовой принадлежности) к указанному договору, границей раздела балансовой принадлежности сторон установлена наружная стена многоквартирного дома по адресу г. Саранск, ул. Косарева, д.70.
Согласно Акта о проведении инструментальных замеров от 13 октября 2014 г., представленного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия», замеры температуры горячей воды проводились как в квартире потребителя по адресу: г. Саранск ул. Косарева, Д.70А, так и на границе балансовой принадлежности сетей горячего водоснабжения по данному адресу. Согласно протокола измерений уровней физических факторов неионизирующей природы №66647 от 13 октября 2014 г., температура горячей воды на момент проведения замеров на границе раздела балансовой принадлежности сетей горячего водоснабжения по указанному адресу составила 53,5 С (при нормативных значениях 60-75 С).
ОАО «СаранскТеплоТранс» было привлечено к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению заявителя, организация, осуществляющая горячее водоснабжение несет ответственность за качество горячей воды, поступающей до границы балансовой принадлежности многоквартиного дома. Поскольку ОАО «СаранскТеплоТранс» приняло на себя обязанность по обеспечению населения по ул. Косарева, 70А, г. Саранска, горячим водоснабжением надлежащего качества, соответствующим санитарным нормам и правилам, потребители услуг вправе требовать исполнения обязательств по обеспечению горячим водоснабжением надлежащего качества любым предусмотренным законом способом от ответчика.
Основывая свои требования на положениях статей 40, 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия просило суд:
- признать противоправными и нарушающими права потребителей действия ответчика ОАО «СаранскТеплоТранс» в отношении неопределенного круга лиц в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества: не соответствие температуры горячей воды нормативам (СанПин 2.1.4.2696-09, СанПиН 2.1.4.1074-01);
- обязать ответчика ОАО «СаранскТеплоТранс» подавать в многоквартирные жилые дома горячую воду в соответствии с требованиями (СанПин 2.1.4.2696-09, СанПиН 2.1.4.1074-01) по температуре;
- обязать ответчика ОАО «СаранскТеплоТранс» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через газету «Известия Мордовии».
25 декабря 2015 от заявителя поступило заявление об уточнении исковых требований, принятое судом на основании части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором заявитель просит суд:
- признать противоправными и нарушающими права потребителей действия ответчика ОАО «СаранскТеплоТранс» в отношении неопределенного круга лиц в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества: не соответствие температуры горячей воды нормативам (СанПин 2.1.4.2696-09, СанПиН 2.1.4.1074-01) в многоквартирном жилом доме по адресу: Республика Мордовия город Саранск, улица Косарева дом 70А, выявленное в ходе внеплановой проверки проведенной с 10 октября 2014 г. по 27 октября 2014 г., а именно не соответствие температуры горячей воды 13 октября 2014 г.;
- обязать ответчика ОАО «СаранскТеплоТранс» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через газету «Известия Мордовии».
В судебном заседании представитель заявителя Дьяконова О.В. заявление поддержала по заявленным основаниям, просила удовлетворить его в полном объеме.
Представитель ответчика Давыдова О.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возразила по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, где, в частности, указывает, что ОАО «СаранскТеплоТранс» в спорный период осуществляло поставку горячей воды до границы балансовой принадлежности сетей горячего водоснабжения многоквартиного дома, то есть являлось ресурсоснабжающей организацией, а не поставщиком коммунальных услуг, следовательно, положениях закона «О защите прав потребителей» на рассматриваемые правоотношения не распространяются. По этим основаниям просила в иске отказать
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Октябрьского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежаще судебной повесткой, о причичнах неявки суду не сообщил.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося лица, поскольку им не представлены сведения о причинах неявки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что на основании распоряжения (приказа) № 890 о проведении внеплановой выездной проверки от 07 октября 2014г. должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия 10 октября 2014 г. по 27октября 2014 г. в отношении ООО «Городская управляющая компания Октябрьского района» проведены мероприятия по контролю за исполнением ранее выданного предписания должностного лица об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 152 от 18 апреля 2014 г. к Акту проверки № 207 от 18 апреля 2014 г. в связи с истечением срока исполнения 21 сентября 2014 г.
16 октября 2014 г. в 11 час. 00 мин. в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО ГУК «Октябрьского района», организованной с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия было выдано предписание № 973 от 07 октября 2014 г. аккредитованному лабораторному центру ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы температуры горячей воды, подаваемой потребителю по адресу г. Саранск ул.Косарева, д.70А.
Согласно экспертного заключения по результатам проведенных исследований, испытаний и экспертиз ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» № 1662-3 от 14 октября 2014 г. к протоколу измерений уровней физических факторов неионизирующей природы №66647 от 13 октября 2014 г. температура горячей воды на границе балансовой принадлежности сетей горячего водоснабжения по указанному адресу составляет 53,5 С (при нормативных значениях 60-75 С), что не соответствует требованиям пункта 2.4 раздела 2 СанПиН 2.1.4.2496- 09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». СанПиН 2.1.4.1074-01.Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, (с изменениями от 7 апреля 2009 г. 25 февраля, 28 июня 2010 г.).
07 октября 2013 г. между ООО ГУК «Октябрьского района» (абонент) и ОАО «СаранскТеплоТранс» (организация, осуществляющее горячее водоснабжение) был заключен Договор № 4-1/г горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг). Согласно пункту 13 указанного Договора организация, осуществляющая горячее водоснабжение обязуется не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно приложения № 1 (Акт разграничения балансовой принадлежности) к указанному договору, границей раздела балансовой принадлежности сторон установлена наружная стена многоквартирного дома по адресу г. Саранск, ул. Косарева, д.70.
Согласно Акта о проведении инструментальных замеров от 13 октября 2014 г., представленного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия», замеры температуры горячей воды проводились как в квартире потребителя по адресу: г. Саранск ул. Косарева, д.70А, так и на границе балансовой принадлежности сетей горячего водоснабжения по данному адресу. Согласно протокола измерений уровней физических факторов неионизирующей природы №66647 от 13 октября 2014 г., температура горячей воды на момент проведения замеров на границе раздела балансовой принадлежности сетей горячего водоснабжения по указанному адресу составила 53,5 С (при нормативных значениях 60-75 С).
За указанное нарушение, постановлением главного государственного санитарного врача Республике Мордовия от 11 декабря 2014 г. №1044 ОАО «СаранскТеплоТранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 10 сентября 2015 г. вышепоименованное постановление должностного лица по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Решение вступило в законную силу
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно статье 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г., «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно пункту 8.1.2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», качество водопроводной воды должно соответствовать гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Согласно пункту 3.1.9 Санитарно-эпидемиологические правила и нормы Сан-ПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»", качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде.
В соответствии с пунктом 1.2. СанПиН 2.1.4.2496-09, настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09, горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Согласно пункту 2.3 СанПиН 2.1.4.2496-09, санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на:
- предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагенозными ин
фекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр, в их числе Legionella Pneumophila;
- минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась
- предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обуслов- ленных качеством горячей воды.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест
Согласно пункту 1.3 указанные Санитарные правила предназначены, в том числе, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.
Согласно пункту 2.2. СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N354 (далее - Правила).
Указанные Правила устанавливают права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил горячее водоснабжение - то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При от сутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Как следует из абзаца 2 пункта 98 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», во взаимодействиями с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пункт 5 Приложения N 1 к Правилам предусматривает обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), а также допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, которая должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3°С.
Из пункта 3 Правил следует, что при предоставлении коммунальных услу должны быть обеспечены: круглосуточное предоставление коммунальных услуг потребителю надлежащего качества и в необходимых объемах.
В пункте 4 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах определены требования к качеству предоставления услуги по горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение, в течение года. Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) (пункт 5).
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С (пункт 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон РФ N2300-I) регулирует отношения, возни кающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надле жащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Одно из основных прав потребителя, согласно Закон РФ N2300-I, это право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья потребителей.
Несоблюдение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения - санитарно- эпидемиологических требований - обязательных требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В соответствии со статьей 2 вышепоименованного Федерального закона, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности
Допущенные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ОАО «СаранскТеплоТранс» представляют собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Несоблюдение ответчиком законодательства о защите прав потребителей, также как и несоблюдение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нару- шает основные права потребителя, - это право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей.
Таким образом, ОАО «СаранскТеплоТранс», имеющим возможность для соблюдения норм установленных Санитарными правилами, не были приняты все зависящие от него меры в части предоставления услуг по поставке качественной горячей воды, соответствующей нормативам по температуре СанПиН 2.1.4.1074-0 1 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
Из изложенного следует, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение несет ответственность за качество горячей воды, поступающей до границы балансовой принадлежности многоквартиного дома.
В данном случае ОАО «СаранскТеплоТранс» приняло на себя обязанность по обеспечению населения по ул. Косарева, 70А, г. Саранска, горячим водоснабжением надлежащего качества, соответствующим санитарным нормам и правилам.
Таким образом, потребители услуг вправе требовать исполнения обязательств по обеспечению горячим водоснабжением надлежащего качества любым предусмотренным законом способом от ответчика.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Оценив представленные доказательства с позиции статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств суд находит факт подачи 13 октября 2014 г. жителям многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия город Саранск, улица Косарева дом 70А горячей воды, поставляемой ОАО «СаранскТеплоТранс», не соответствующей по физико-химическому показателю «температура», требованиям, предусмотренным СанПиН 2.1.4.2496-09 установленным.
Согласно постановлениям Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2004 г. и 30 июня 2004 г. под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела
По этим основаниям суд признает действия ресурсоснабжающей организации ОАО «СаранскТеплоТранс» в отношении неопределенного круга лиц, выразившиеся в поставке 13 октября 2014 г. жителям многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия город Саранск, улица Косарева дом 70А питьевой горячей воды ненадлежащего качества по физико-химическому показателю "температура" не соответствие температуры горячей воды нормативам (СанПин 2.1.4.2696-09, СанПиН 2.1.4.1074-01) противоправными и нарушающими права потребителя и удовлетворяет заявление Управления Роспотребнадзора о признании противоправными и нарушающими права потребителей действия ответчика ОАО «СаранскТеплоТранс» в отношении неопределенного круга лиц в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества: в многоквартирном жилом доме по адресу: Республика Мордовия город Саранск, улица Косарева дом 70А, выявленное в ходе внеплановой проверки проведенной с 10 октября 2014 г. по 27 октября 2014 г., а именно не соответствие температуры горячей воды 13 октября 2014 г.
В соответствии с пунктом 53 Постановления Пленума Верховного суда от 28 июня 20012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
Учитывая изложенное суд возлагает на ответчика ОАО «СаранскТеплоТранс» довести до сведения потребителей настоящее решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через газету «Известия Мордовии».
В силу части первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта второго статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина взимается в доход бюджета муниципального образования (местный бюджет) по месту нахождения суда, принявшего решение, т.е. в бюджет городского округа Саранск.
С учетом требований части первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19, подпункта 13 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика ОАО «СаранскТеплоТранс» в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
решил:
Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовияк открытому акционерному обществу «СаранскТеплоТранс» о признании действий в отношении неопределенного круга лиц потребителей противоправными, нарушающими права потребителей удовлетворить.
Признать противоправными и нарушающими права потребителей действия ответчика открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс» в отношении неопределенного круга лиц в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества: не соответствие температуры горячей воды нормативам (СанПин 2.1.4.2696-09, СанПиН 2.1.4.1074-01) 13 октября 2014 г. в многоквартирном жилом доме по адресу: Республика Мордовия город Саранск, улица Косарева дом 70А, выявленное в ходе внеплановой проверки проведенной с 10 октября 2014 г. по 27 октября 2014 г.
Обязать ответчика открытое акционерное общества «СаранскТеплоТранс» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через газету «Известия Мордовии».
Взыскать с открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс» в бюджет городского округа Саранск государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного
суда г. Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова
Мотивированное решение принято 28 декабря 2015 г.
Судья - О.Н. Ионова