Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-8478/2018 ~ М-8374/2018 от 08.10.2018

Дело № 2а-8478/2018


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2018 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,

при секретаре Петросян Р.В.,

с участием административного истца Несина П.А., его представителя Герасимчук Д.В., представителей ЦБ РФ Демаковой И.И., Хамешиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Несина П. А. о признании незаконным предписания Банка России Е5-Д14-13-15/21959 ДСП от 04.05.2018г. в части признания руководителя службы внутреннего аудита ПАО «АТБ» Несина П.А, не соответствующим требованиям деловой репутации, решения комиссии Банка России об отказе в удовлетворении жалобы Несина П.А., обязании отменить предписание и решение,

УСТАНОВИЛ:

Несин П.А. обратился в суд с данным заявлением в суд, в обоснование указав, что «Азиатско-Тихоокеанским Банком» (ПАО) (далее - Банк, АТБ), в лице Романенко Р.В. - руководителя временной администрации, Несину П.А. было вручено уведомление от 28.05.2018 № 04-11-78 о том, что в отношении него Банком России выявлено несоответствие требованиям к деловой репутации, установленным п.1 ч.1 статьи 16 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности». В связи с этим, предписанием Банка России №Т5-Д14-13-15/21959 ДСП от года Банку предъявлено требование о замене лица, занимающего должность руководителя службы внутреннего аудита. Выписка из предписания Банка России №Т5-Д14-13- 15/21959 ДСП от 04.05.2018 была выдана истцу 08.06.2018. Копия непосредственно самого предписания не была вручена, в связи с чем истцу не известно, какие Банком России были приведены основания для предъявления требований к ПАО «АТБ» о его замене как лица, деловая репутация которого не соответствует установленным требованиям. Указанное решение истец обжаловал в Комиссию Банка России по рассмотрению жалоб, в удовлетворении которой письмом от 31.07.2018г. № 14-2-16/8557ДСП было отказано. В имеющейся выписке из предписания Банка России от 04.05.2018 и в решении комиссии конкретных фактических оснований о его замене как руководителя службы внутреннего аудита (далее - СВА) ПАО «АТБ» не содержится, имеется лишь формулировка нормы, предусмотренной абзацем 18 пункта 1 части первой статьи 16 Федерального закона от 02.02.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Выводы комиссии построены на изложении общих обязанностей СВА, регламентированных уставом и иными внутренними документами ПАО «АТБ», со ссылкой на юридические основания введения временной администрации, указанные в подпунктах 2, 6 пункта части 1 статьи 189.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В своей жалобе в комиссию заявитель, располагая только общедоступной информацией из СМИ (поскольку конкретные фактические основании введения временной администрации ему достоверно неизвестны), приводил доводы о своей непричастности к принятию решений, т.е. к действиям, которые послужили фактическим основанием для введения временной администрации, в частности о том, что он, как руководитель СВА, не входил в состав коллегиальных органов, принимающих управленческие решения, а также не являлся единоличным исполнительным органом, что подтверждается справкой ПАО «АТБ» № 04-11-111 от 14.06.2018 года. Данные доводы комиссией были проигнорированы, оценки им не дано. Несина П.А., как руководителя СВА, обвиняют в бездействии, однако в чем конкретно оно выразилось, комиссия в своем решении не указывает. До назначения на должность руководителя службы внутреннего аудита истцом были получены необходимые документы, подтверждающие соответствие установленным квалификационным требованиям. В период нахождения административного истца на должности руководителя службы внутреннего аудита Банка (с 18.12.2015 по 02.07.2018 года) в соответствии с требованиями Положения № 242-П в Банке были разработаны и утверждены советом директоров Банка основные внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность службы внутреннего аудита. Согласно требованиям Положения № 242-П, нормам внутренних нормативных документов Банка, служба внутреннего аудита подчинена в своей деятельности совету директоров Банка. При этом служба внутреннего аудита два раза в год отчитывается перед советом директоров Банка. Деятельность службы внутреннего аудита Банка была организована в соответствии утвержденными советом директоров планами работы и графиками проводимых проверок. Отчеты о своей деятельности служба внутреннего аудита Банка дважды в год направляла для рассмотрения советом директоров и правлением Банка. В соответствии с нормами Положения № 242-П и внутренних нормативных документов Банка, регулирующих деятельность службы внутреннего аудита, определено, что служба внутреннего аудита по своей роли в системе органов внутреннего контроля преимущественно является носителем функции последующего контроля, основным способом контроля являются периодически проверки по отдельным направлениям согласно утвержденному плану.

Истцу, как руководителю СВА, ставится в вину отсутствие в отчете 2017 года информации о выявлении в ходе проверок СВА, в том числе в области кредитования юридических лиц, недооценки кредитного риска. Вместе не указано, риски каких заемщиков были недооценены именно СВА, поскольку в целом в 2017 году отдельные заемщики СВА проверялись, о результатах проверки составлялись отчеты, отчеты доводились до сведения Совета директоров Банка. Ссылка комиссии на отчет 2017 года, в котором якобы в ходе проверок юридических лиц СВА была допущена недооценка рисков, является незаконной и противоречит нормам действующего законодательства.

Так ст.16 ФЗ «О банках и банковской деятельности» вступила в силу с 28.01.2018 года. Как следует из ч.2 ст. 10 ФЗ от 29.07.2017 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций «положения пунктов 1.. . части первой... статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции настоящего Федерального закона)... применяются в отношении юридических фактов, являющихся в соответствии с указанными положениями основаниями для признания лица не соответствующим требованиям к деловой репутации и имевших место со дня вступления в силу настоящего Федерального закона». Таким образом, факты-основания для введения временной администрации должны были возникнутьтолько после 28.01.2018 года. Отчет СВА за 2017 год содержал сведения о фактах, проверках и т.п., имевших место до вступления в силу новой редакции ст.16 «О банках и банковской деятельности». В предыдущей редакции ст. 16 ФЗ «О банках и банковской деятельности», действующей в период до 28.01.2018 руководитель СВА не был указан в числе лиц, которых можно подвергнуть «дисквалификации» в случае введения Банком России временной администрации.

Ссылка на недооценку кредитного риска в крупном объеме является неконкретной, из нее не следует по каким заемщикам была установлена недооценка кредитного риска, за какой период деятельности, и какую причастность к этому имеет СВА, отсутствиетпричинно-следственная связи между бездействием СВА и наступившими последствиями. Банком России приняты незаконные решения, нарушающие права и законные интересы административного истца, последствием которых явились утрата добросовестной деловой репутации в финансовой сфере, фактический запрет на осуществление деятельности в указанной сфере на определенных должностях в течение 10 лет, перевод на нижестоящую должность в ПАО «АТБ» и как следствие снижение величины основного дохода.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным предписание Банка России №Т5-Д14-13-15/21959 ДСП от 04.05.2018 года, в части признания руководителя Службы внутреннего аудита ПАО «АТБ» Несина П.А. не соответствующим требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой ст.16 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»; решение Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России, о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленными федеральными законами от 31.07.2018 года № 14-2- 16/8557ДСП об отказе в удовлетворении жалобы Несина П.А. об отмене заключения о его несоответствии требованиям к деловой репутации, установленными п.1 ч.1 ст. 16 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», о замене лица, занимающего должность руководителя службы внутреннего аудита в ПАО «АТБ»; обязать ответчика отменить указанные предписание и решение.

В судебном заседании административный истец и его представитель на заявленных требованиях настаивали в полном объеме, дополнительно пояснили, что служба внутреннего аудита работает на основании плана, который утверждается советом директоров, соответственно, если этот план исполняется, нареканий ни у кого не возникает. Кредитный портфель составляет десятки млрд. рублей. Проверить весь кредитный портфель сплошным методом нельзя. По тем кредитным рискам, которые были известны, истец направлял всю информацию в органы управления. Всем известно, что проблемы в деятельности «АТБ» возникли не в 2017 - 2018гг., а задолго до введения временной администрации. По роду своей деятельности Несин П.А. видел и сопровождал все проверки ЦБ РФ, видел все недооценки кредитных рисков, сопоставимых с капиталом банка, в целях надлежащего исполнения своих обязанностей, все документы ЦБ РФ надзорного характера доводились до сведения советов директоров. Недооценка кредитных рисков отражена в определённых документах кредитной организации, свою обязанность по информированию об уровне этих кредитных рисков истец выполнил, в том числе путем направления актов проверок, которые содержали оценку кредитных рисков. Деятельность производилась в соответствии с должностными обязанностями. Суждения о том, что СВА не выносило каких-либо предложений по исправлению нарушений, не обоснованы. В оспариваемых актах не указано, чем должен был руководствоваться административный истец для предотвращения введения временной организации, не приведено какие кредитные риски недооценены, не отображено какие именно нормы при совершении бездействия нарушил административный истец, не проверяя конкретных заемщиков, не указано о наличии причинно-следственной связи между последствиями и бездействием руководителя СВА.

В судебном заседании представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований, указали, что основания для отмены предписания отсутствуют, оно является законным и обоснованным, вынесено Банком России в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями статьи 60 Закона о Банке России, статей 11.1-2, 16 Закона о банковской деятельности. Истец обратился в комиссию с жалобой, по результатам рассмотрения которой ему отказано в ее удовлетворении, о чем письмом Банка России от 31.07.2018 № 14-2-16/85 57ДСП направлено мотивированное сообщение. Деловая репутация истца признана несоответствующей установленным законом требованиям в силу императивного предписания абзаца 18 пункта 1 части первой статьи 16 Закона о банковской деятельности, в связи с осуществлением истцом функций руководителя службы внутреннего аудита Банка АТБ в течение 12 месяцев, предшествовавших дню назначения в соответствии. При этом из указанной нормы закона следует, что в данном случае деловая репутация лица может быть признана соответствующей установленным требованиям при условии предоставления лицом в Банк России доказательств непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации. Истцом соответствующие доказательства представлены не были. Решение о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией принято Банком России в связи с наличием следующих оснований: кредитная организация допускала снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на тридцать процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России (пп.2 п.1 ст.189.26 Закона о банкротстве); Советом директоров Банка России был утвержден план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка (пп.6 п.1 ст.189.26 Закона о банкротстве). Снижение более чем на тридцать процентов собственных средств (капитала) Банка АТБ по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, было вызвано недооценкой кредитного риска по ссудам в объеме, оказывающем существенное влияние на финансовую устойчивость кредитной организации.

Согласно представленному Банком АТБ отчету службы внутреннего аудита в 2017 году службой внутреннего аудита проводились проверки в кредитной организации по основным направлениям деятельности, в том числе в области кредитования юридических лиц, полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками. При этом недооценка кредитного риска службой внутреннего аудита в ходе указанных проверок не выявлялась, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении истцом обязанностей по осуществлению внутреннего контроля, в том числе по обеспечению контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности, по обеспечению соблюдения Банком АТБ требований федерального законодательства и нормативных правовых актов.

Также в ходе проведенной Банком России проверки Банка АТБ были выявлены недостатки во внутренних документах кредитной организации, в том числе, по вопросам, касающимся оценки кредитного риска, иные нарушения.В период занятия истцом должности руководителя службы внутреннего аудита к кредитной организации было применено 28 мер воздействия, включая требования о доначислении резервов на возможные потери по ссудам, введение ограничений и запретов на осуществление отдельных банковских операций. Указанные недостатки в деятельности Банка АТБ, обусловленные, в том числе ненадлежащим осуществлением внутреннего контроля, привели к необходимости назначения временной администрации по управлению Банком АТБ.

В соответствии с положениями статей 11.1-2, 16 Закона о банковской деятельности для признания истца не соответствующим требованиям к деловой репутации необходимым и достаточным условием является факт осуществления им функций руководителя службы внутреннего аудита в течение 12 месяцев, предшествовавших дню назначения временной администрации по управлению Банком АТБ. Несмотря на то, что в обязанности истца как руководителя службы внутреннего аудита входило своевременное информирование органов управления Банка АТБ о выявленных рисках, о случаях нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений, подготовка предложений по их устранению, истцом указанные меры предприняты не были. Доказательств информирования истцом органов управления Банка АТБ о выявленных рисках в деятельности кредитной организации истцом представлено не было.

Кроме того, согласно должностной инструкции (п. 2.2, 2.3) у руководителя службы внутреннего аудита должен быть высокий уровень знания банковской деятельности, банковского законодательства, работа требует мастерское владение концепциями, принципами и процессами, требуется значительный опыт работы. Решение ЦБ РФ по жалобе заявителя мотивировано, внутренний контроль в банке был организован ненадлежащим образом, несмотря на то, что проверки проводились, надлежащих мер о предупреждении рисков дальнейшей деятельности кредитной организации. Введение временной администрации в ПАО «АТБ» было одной из мер воздействия, в виду того, что в деятельности кредитной организацией были существенные нарушения. В ответе написано на жалобу указано, что кредитная организация допускала снижение собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России. Ни в жалобе, ни в иске, заявитель не подтвердил и не прокомментировал какие же он непосредственно принимал меры для того, чтобы предотвратить принятия Банком России решения о введения временной администрации. Юридическим фактом для признания административного истца не соответствующим требованиям к деловой репутации явилось назначение с 26.04.2018 временной администрации по управлению Банком АТБ на основании Приказа № ОД-1076.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 60 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России в установленном им порядке оценивает соответствие установленным Банком России квалификационным требованиям и установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" требованиям к деловой репутации лиц, назначаемых на должности руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации, а также лиц, осуществляющих функции по указанным должностям (включая временное исполнение должностных обязанностей).

Как установлено ст. 11.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в случае неисполнения кредитной организацией обязанностей, предусмотренных пунктом 3 части тринадцатой и частью четырнадцатой настоящей статьи, либо в случае самостоятельного выявления Банком России фактов несоответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в частях четвертой, седьмой - девятой настоящей статьи, Банк России направляет в кредитную организацию предписание с требованием об их замене в порядке, установленном нормативным актом Банка России.

На основании ст.189.26 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Банк России вправе назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией, если советом директоров Банка России утвержден план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.

В силу положений ст. 16 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" под несоответствием кандидата на должностьруководителя службы внутреннего аудита требованиям к деловой репутации понимаются, в том числе осуществление кандидатом функций (независимо от срока, в течение которого кандидат их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера финансовой организации, руководителя или главного бухгалтера филиала финансовой организации, руководителя службы управления рисками, контролера (руководителя службы внутреннего контроля), внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, или члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню назначения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов, при условии, что такое решение было принято Банком России в течение 10 лет, предшествовавших дню назначения (избрания) кандидата на должность или дню получения Банком России документов для государственной регистрации кредитной организации (за исключением случая, если кандидат представил в Банк России доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации).

В соответствии с пунктами 1.2, 2.2 "Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", утвержденного Банком России 16.12.2003 N 242-П (зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2004 N 5489), (далее - Положение № 242-П) служба внутреннего аудита относится к подразделениям кредитной организации, которые должны осуществлять внутренний контроль в соответствии с требованиями Положения № 242-П и полномочиями, определенными учредительными и внутренними документами кредитной организации.

Служба внутреннего аудита осуществляет функции: проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля в целом, выполнения решений органов управления кредитной организации (общего собрания акционеров (участников), совета директоров (наблюдательного совета), исполнительных органов кредитной организации); проверка эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками, установленных внутренними документами кредитной организации (методиками, программами, правилами, порядками и процедурами совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками), и полноты применения указанных документов; проверка надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и (или) использования, с учетом мер, принятых на случай нестандартных и чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций; проверка и тестирование достоверности, полноты и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, а также надежности (включая достоверность, полноту и своевременность) сбора и представления информации и отчетности; проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества кредитной организации; оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых кредитной организацией операций и других сделок; проверка процессов и процедур внутреннего контроля; проверка деятельности службы внутреннего контроля кредитной организации и службы управления рисками кредитной организации (глава 4 Положения № 242-П).

Судом установлено и подтверждается представленными материалами, что административный истец в период с 18.12.2015 по 02.07.2018 занимал должность руководителя службы внутреннего аудита «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) (далее - Банк АТБ, ПАО «АТБ»).

Как следует из материалов дела, в период с 30.01.2018г. по 11.05.2018г. Банком России проведена плановая проверка «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО), в результате которой установлена недооценка кредитного риска по состоянию на 01.04.2018г. в крупном объеме.

На основании приказа Банка России от 25.04.2018 № ОД-1076 «О возложении на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» функций временной администрации по управлению банком «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (публичное акционерное общество) в соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 1 статьи 189.26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с 26.04.2018 назначена временная администрация по управлению Банком АТБ с приостановлением полномочий исполнительных органов.

04.05.2018 Банком России вынесено предписание от № Т5-Д14-13-15/21959ДСП, которым Банку АТБ предписано на основании ст. 60 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», п.1 ст. 11 Федерального закона №395-1 «О банках и банковской деятельности» в срок не более 60 дней со дня получения предписания заменить должностное лицо - Несина П.А., руководителяслужбы внутреннего аудита.

Согласно выписки из данного предписания, основанием для признания указанного лица не соответствующим требованиям к деловой репутации является осуществление им функций по занимаемой должности в кредитной организации ПАО «АТБ» в течение 12 месяцев, предшествующих дню назначения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению кредитной организацией с приостановлением полномочий органов управления банком «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО), абз. 18 п.1 ч.1 ст. 16 Федерального закона №395-1 «О банках и банковской деятельности».

20.06.2018г. административный истец обратился с жалобой в комиссию Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России, о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленными федеральными законами.

Жалоба Несина П.А. была рассмотрена, вынесено решениеоб отказе в ее удовлетворении, что изложено в ответе Банка России от 31.07.2018 № 14-2-16/85 57ДСП, со ссылкой на ст. 16 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и на те обстоятельства, что Несин П.А. занимал должность руководителя СВА банка; отсутствие в отчете СВА за 2017 год информации о выявлении в ходе проверок основных направлений деятельности банка, в том числе в области кредитования, недооценки кредитного риска; допущенные кредитной организацией нарушения, повлекшие введение ЦБ РФ временной администрации по управлению ПАО «АТБ».

Также как следует из данного ответа и материалов дела, в ходе проведенной ЦБ РФ плановой проверкис 30.01.2018г. по 11.05.2018г. «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО), установлены недооценка кредитного риска в крупном объеме, а также недостатки во внутренних документах, в том числе, по оценке кредитного риска, по при ведении кассовых операций и работе с наличной валютой, в области обеспечения защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, при осуществлении операций клиентов банка с использованием электронных средств платежа, при составлении предоставляемой в ЦБ РФ отчетности. В период занятия заявителем должности руководителя СВА к кредитной организации было применено 28 мер воздействия, включая требования о доначислении резервов на возможные потери по ссудам, введение ограничений и запретов на осуществление отдельных банковских операций.

Согласно уставу Банка АТБ служба внутреннего аудита входит в систему органов внутреннего контроля банка (пункт 19.3) и осуществляет полномочия, установленные пунктом 19.12 устава, а также внутренними документами Банка АТБ.

Деятельность службы внутреннего аудита Банка АТБ в период занятия административным должности руководителя службы внутреннего аудита регулировалась Положением о службе внутреннего аудита утвержденным протоколом Совета директоров №24 от 20.09.2014, Положением о службе внутреннего аудита, утвержденным протоколом Совета директоров № 18 от 21.09.2017, согласно которым служба внутреннего аудита создается в целях, в том числе обеспечения контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности. К основным задачам службы внутреннего аудита относится обеспечение, в том числе: выполненияБанком АТБ требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;определения в документах и соблюдения установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы БанкаАТБ, его собственников и клиентов;принятия своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности Банка АТБ;выполнения требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;эффективного функционирования внутреннего контроля Банка.

В соответствии с разделом 7 Положений о СВА руководитель службы внутреннего аудита обязан, в том числе:организовать постоянный контроль путем регулярных проверок деятельности подразделений Банка АТБ и отдельных работников на предмет соответствия их действий требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику Банка АТБ, должностным инструкциям;обеспечивать постоянный контроль за соблюдением работниками Банка АТБ установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений;разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений;представлять заключения по итогам проверок председателю правления Банка АТБ и руководителям соответствующих подразделений Банка для принятия мер по устранению нарушений, а также для целей анализа деятельности конкретных работников Банка АТБ; своевременно информировать совет директоров Банка АТБ, председателя правления и правление Банка АТБ:обо всех вновь выявленных рисках; обо всех выявленных случаях нарушений работниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений;обо всех выявленных нарушениях, установленных Банком АТБ процедур, связанных с функционированием системы внутреннего контроля.

Обязанности по осуществлению указанных функций также установлены должностной инструкцией руководителя службы внутреннего аудита Банка АТБ.

Таким образом, материалам дела подтверждается осуществление Несиным П.А. обязанностей руководителя службы внутреннего аудита Банка АТБв течение 12 месяцев, предшествовавших дню назначения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» является основанием для признания деловой репутации несоответствующей установленным требованиям.

Несмотря на доводы заявителя, объективных доказательств непричастности истца к совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации, заявителем при обращении с жалобой в комиссию Банка России, так и в суд с настоящим заявлением, не представлено. Доводы административного ответчика о том, что в отчете службы внутреннего аудита Банка АТБ за 2017 года отсутствует информация о выявлении в ходе проверок основных направлений банка недооценки кредитного риска в крупном объеме, не опровергнуты.

При этом решение Банка России о назначении временной администрации по управлению ПАО «АТБ» не оспорено, не признано в установленном порядке незаконным, как и результаты проведенной Банком России проверки.

Юридическим фактом для признания административного истца не соответствующим требованиям к деловой репутации явилось назначение с 26.04.2018 временной администрации по управлению Банком АТБ(после вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 №281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций»).

Положения пункта 1 статьи 16 Закона о банковской деятельности, введены в действие Федеральным законом от 29.07.2017 №281-ФЗ. При этом в соответствии с ч. 2 ст.10 указанного Законаположения п. 1 ст. 16 Закона о банковской деятельности в редакции Закона № 281-ФЗ применяются в отношении юридических фактов, являющихся в соответствии с указанными положениями основаниями для признания лица не соответствующим требованиям к деловой репутации и имевших место со дня вступления в силу Закона № 281-ФЗ, то есть с 28.01.2018г.

Частью 3 статьи 10 Закона № 281-ФЗ также установлено, что со дня вступления Закона № 281-ФЗ в силу при проведении оценки соответствия лица требованиям к деловой репутации, учитываются также юридические факты, имевшие место до дня вступления в силу Закона № 281-ФЗ и являющиеся основаниями для признания лица не соответствующим требованиям к деловой репутации.

Ссылка заявителя на то, что он, как руководитель СВА, не входил в состав коллегиальных органов, принимающих управленческие решения, не являлся единоличным исполнительным органом, не ставят под сомнение законность оспариваемых предписания и решение комиссии Банка России, поскольку в силу действующего законодательства, положения о службе внутреннего аудита, данное подразделение не входит в число органов управления, а должно осуществлять внутренний контроль в кредитной организации, в том числе оценку кредитных рисков банка.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявленные Несиным П. А. требования о признании незаконными предписания Банка России Т5-Д14-13-15/21959 ДСП от 04.05.2018г. в части признания руководителя службы внутреннего аудита ПАО «АТБ» Несина П.А. не соответствующим требованиям к деловой репутации, решения комиссии Банка России об отказе в удовлетворении жалобы Несина П.А., выраженное в ответе № 14-2-16/8557 ДСП от 31.07.2018г., обязании отменить указанные предписание и решение - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 18.12.2018г.

Судья Т.А. Коршунова

2а-8478/2018 ~ М-8374/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Несин Павел Анатольевич
Ответчики
Центральный банк Российской Федерации
Отделение по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Коршунова Т.А.
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
08.10.2018Регистрация административного искового заявления
10.10.2018Передача материалов судье
11.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
11.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2018Судебное заседание
07.12.2018Судебное заседание
18.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее