Дело № 2-8686/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа ДД.ММ.ГГГГ
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, ранее относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигло возраста 23 лет,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, ранее относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигло возраста 23 лет, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в ГБОУ Серменевский детский дом им.ФИО2 района Республики Башкортостан. Причиной невозможности в возрасте до 23 лет встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, явилось отсутствие гражданства, которое получено в 2008 году. Отказ Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении противоречит пункту 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебное заседание представители Правительства Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Прокуратуры Кировского района города Уфы Республики Башкортостан, ФГУ ВПО «Башкирский государственный университет», Управление по опеке и попечительству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, извещены о дне рассмотрения надлежащим образом. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, учитывая, что неявка лица, извещенного о времени и месте заседания, не является препятствием к рассмотрению иска, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие таковых.
Истец ФИО1, ее представитель в суд явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили учесть, что в возрасте до 23 лет встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не смогла, поскольку отсутствовало гражданство Российской Федерации, которое получено в 2008 году. После получения гражданства она обращалась в муниципальный орган с заявлением, однако заявление у нее не приняли, предложили собрать недостающие документы. В последующем, обращалась в различные инстанции, начиная с 2010 года, отказ Администрации Кировского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан в постановке на учёт, в качестве нуждающейся в жилом помещении, датировано ДД.ММ.ГГГГ, таковой получен в конце 2013 года почтовой досылкой. Просили учесть, что отсутствие ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета указанных конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому просили суд учесть причины, в силу которых истец своевременно не встала (не был поставлена) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Представитель ответчика Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО5 в суд явился, иск не признал по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление, заявил о пропуске срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, предусмотренного статьей 256 ГПК Российской Федерации. Кроме того, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет и встали на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижении ими указанного возраста.
Представитель Министерства образования Республики Башкортостан, просил оставить иск без удовлетворения, указав на отсутствие сведений о необеспеченности истицы на момент подачи иска жилыми помещениями, а также просил учесть, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до возраста 23 лет.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами Закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ г.
№ 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ настоящий Закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ г.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу положений ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует усматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты>
Постановлением главы администрации Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и <данные изъяты>.
Из справки Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серменевский детский дом имени ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 действительно воспитывалась в названном учреждении
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучалась в ГОУСПО культуры и искусства Республики Башкортостан «Учалинское училище искусств и культуры», что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании.
На обращение ФИО1 с заявлением о постановке на учёт и обеспечении жильём в соответствии с Федеральным законом от
ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, письмом Администрации Кировского района города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учёт отказано, в связи с достижением возраста 27 лет и отсутствием оснований для включения в список лиц, подлежащих обеспечению жильём.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Однако установлено, что до достижения возраста 23 лет в уполномоченный орган с целью постановки на учёт для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" истица не обращалась. С заявлением о постановке на учёт первый раз она обратилась, когда ей было 27 лет.
В связи с чем, оснований для постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, ранее относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у уполномоченного органа не имелось, поскольку на тот момент истцу было 26 лет, право на внеочередное обеспечение жилой площадью он утратил.
Вопреки требованиям ст. ст. 56, 60 ГПК Российской Федерации истцом не представлено доказательств наличия препятствий в обращении о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица категории "дети-сироты и дети, оставшийся без попечения родителей" до 23 лет; обстоятельство получения гражданства Российской Федерации в 2008 году таковым не является, доказательств обращения в уполномоченный орган по вопросу постановки на учёт с момента получения гражданства до достижения возраста 23 лет не представлено.
При таких обстоятельствах, Администрация Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан правомерно отказала истцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Доводы истцовой стороны о том, что ФИО1 устно обращалась в муниципальный орган с требованием о постановке на учет после получения гражданства в 2008 году, что может быть подтверждено журналом приема граждан, однако заявление у нее не приняли, предложили собрать недостающие документы, суд отвергает. При этом суд учитывает, что факт отсутствия письменного обращения в муниципальный орган в 2008 году ФИО1 в суде не оспаривался. Требование о постановке на учет и предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Кроме того, в судебном заседании стороной ответчика заявлено о применении срока исковой давности по требованиям об оспаривании отказа в постановке на учёт и восстановлении нарушенного права. Рассматривая данное заявление, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Письмо Администрации Кировского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан об отказе ФИО1 в постановке на учёт, в качестве нуждающейся в жилом помещении, датировано
ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании ФИО1 пояснила, что данный ответ получен ею в конце 2013 года.
Требование о признании незаконным ответа администрации района заявлено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с существенным пропуском срока на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований для признания отказа муниципального органа недействительным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 к Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, ранее относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигло возраста 23 лет.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, ранее относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигло возраста 23 лет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан