Дело № 2-2300/2020 66RS0004-01-2020-001010-24
Мотивированное решение изготовлено 03.08.2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 27 июля 2020 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего Пономарёвой А.А., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Д.С.,
с участием представителя истцов Кубраковой Д.А., действующей на основании доверенности от 13.02.2020 г., представителя ответчика Страховой Н.А., действующей на основании доверенности от 16.12.2019 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корякова Владимира Алексеевича, Коряковой Лилии Петровны к Администрации города Екатеринбурга о признании постановления и решений незаконными, возложении обязанности по восстановлению в очереди и предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Коряков В.А. и Корякова Л.П. обратились в суд с иском к Администрации города Екатеринбурга о признании постановления № 2823 от 28.11.2019 г., решения № 50/47/07.1-35 от 04.12.2019 г. незаконными, возложении обязанности восстановить истцов в очереди на первоочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «город Екатеринбург», возложении обязанности предоставить истцам социальную выплату в размере 200000,00 рублей взамен предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «город Екатеринбург».
В обоснование заявленных требований истцы пояснили, что на основании совместно поданного заявления Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 25.06.2013 № 2208 были включены в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в связи с признанием их семьи многодетной с присвоением номера в общем списке – 14396, в первоочередном списке – 7228, о чем ими было получено уведомление Комитета по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга № 09.1-29/14396 от 27.06.2013 г. Уведомлением МКУ «Центр муниципальных услуг» № 102-15/1630 от 15.03.2019 г. истцы были информированы о возможности предоставления им социальной выплаты в размере 200000,00 рублей взамен земельного участка, на получение которой они выразили письменное согласие и предоставили необходимые документы. Однако данная выплата им предоставлена не была, поскольку постановлением Администрации г. Екатеринбурга № 2823 от 28.11.2019 г. истцы были сняты с учета на предоставление земельного участка по подп. 3 п. 8 ст. 25 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ, а именно в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование, в другой субъект Российской Федерации, за пределы Российской Федерации. Решением Комитета по жилищной политики Администрации г. Екатеринбурга № 50/47/07.1-35 от 04.12.2019 г. в предоставлении социальной выплаты истцам было отказано. Снятие с учета и отказ в социальной выплате истцы полагают незаконными, поскольку при включении в очередь ими были соблюдены все условия, предусмотренные нормативными актами, действующими в соответствующий период, Администрацией г. Екатеринбурга было принято решение о постановке на учет. За весь период с нахождения в очереди место жительства, указанное в документах при постановке на учет, истцы не меняли, обязанность подтверждения факта их проживания на территории муниципального образования «город Екатеринбург» не предусмотрена. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 26 Закона № 18-ОЗ гражданам, имеющим трех и более детей, с их согласия земельные участки предоставляются за пределами границ муниципального района или городского округа, расположенного на территории Свердловской области, на территории которого такие граждане постоянно проживают. Истцы выразили свое согласие на предоставление земельного участка в г. Екатеринбурге путем подачи заявления о предоставлении земельного участка, принятого ответчиком. На предоставление социальной выплаты взамен земельного участка истцы также выразили свое письменное согласие от 05.11.2019 г. с приложением необходимых документов. Кроме того, начиная с 16.05.2013 г., то есть до постановки на учет, и до настоящего времени истцы являются собственниками квартиры, распложенной по адресу: <данные изъяты>, что дополнительно подтверждает их право на получение социальной выплаты.
Представитель истцов Кубракова Д.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях.
Ответчик Администрация города Екатеринбурга письменных пояснений на заявленные требования не представил, представитель ответчика Страхова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что действия ответчика являются законными, земельные участки предоставляются гражданам на территории субъекта, муниципального образования, в котором они проживают. Истцы действительно состояли на учете, выразили свое согласие на получение социальной выплаты, однако при проверке документов было установлено, что истцы не имеют постоянного места жительства в г. Екатеринбурге. С учета истцы были сняты постановлением от 28.11.2019 г. в связи с утратой права на предоставление земельного участка и, соответственно, получения социальной выплаты. Право находиться на учете в муниципальном образовании «город Екатеринбург» у истцов изначально отсутствовало, при этом владение недвижимостью на праве собственности не свидетельствует об их постоянном проживании в городе Екатеринбурге.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ (далее – Закон № 18-ОЗ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, являющимся на день подачи заявления, указанного в части первой пункта 3 статьи 25 настоящего Закона Свердловской области, родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех и более несовершеннолетних детей, в случае их совместного обращения с указанным заявлением либо в случае обращения с этим заявлением одного из родителей или лиц, их заменяющих, с которым совместно постоянно проживают трое и более несовершеннолетних детей.
Пунктом 1 статьи 25 Закона N 18-ОЗ предусмотрено, что учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ведется путем: принятия граждан на такой учет; ведения очереди граждан, состоящих на таком учете; снятия граждан, состоящих на таком учете, с учета.
Учету в порядке, установленном в настоящей статье, подлежат граждане, указанные в подпункте 3 пункта 2 статьи 22 настоящего Закона Свердловской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 18-ОЗ принятие граждан на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявлений о принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков (далее - заявления о принятии на учет).
Заявления о принятии на учет подаются гражданами в органы местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета, - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законами Свердловской области.
Форма заявления о принятии на учет, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению о принятии на учет, устанавливаются органами местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законами Свердловской области.
В силу пункта 4 статьи 25 Закона N 18-ОЗ решение об отказе в принятии гражданина на учет принимается в случаях: если к заявлению не приложены документы, прилагаемые к заявлению о принятии на учет, и если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 26 Закона N 18-ОЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в границах муниципального района или городского округа, расположенного на территории Свердловской области, на территории которого такие граждане постоянно проживают.
Исключение составляют граждане, имеющие трех и более детей - с их согласия земельные участки предоставляются за пределами границ муниципального района или городского округа, расположенного на территории Свердловской области, на территории которого такие граждане постоянно проживают.
В судебном заседании установлено, что Коряков В.А. и Корякова Л.П. состоят в зарегистрированном браке (свидетельство о заключении брака AИ № 273536 от 15.11.1996 г.), являются родителями: <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> года рождения. Совместно с детьми зарегистрированы по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, начиная с 07 марта 2008 г. и по настоящее время.
Кроме того, на основании договора купли-продажи квартиры от 16.05.2013 г. Корякова Л.П. и Коряков В.А. являются собственниками жилого помещения – квартиры по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> г.
На основании удостоверения многодетной семьи № 447 от 27.04.2012 г. и заявления о постановке на учет в целях предоставления однократно бесплатно в собственность земельного участка гражданам, имеющих трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, Корякова Л.П. и Коряков В.А. обратились 23.05.2013 г. в Комитет по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга для принятия их на учет для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Согласно расписке Комитета по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга от 23.05.2013 г. (оригинал расписки хранится в материалах гражданского дела № 2-2300/2020) истцами при подаче заявления на учет были предоставлены следующие документы: копия паспорта, копия свидетельства о заключении брака, копия свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, копия удостоверения многодетной семьи.
Перечень предоставленных истцами документов соответствовал действовавшим на дату подачи заявления требованиям пункта 4 постановления Правительства Свердловской области от 26.09.2012 № 1052-ПП "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства и о внесении изменений в порядок и условия предоставления однократно бесплатно в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области, в пределах полномочий Свердловской области в соответствии с законодательством, утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 12.12.2011 N 1682-ПП" (утратило силу 08.08.2015.г.).
Из уведомления Комитета по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга от 27.06.2013 г. № 09.1-29/14396 «О включении заявителя в очередь» следует, что на основании Решения Екатеринбургской городской Думы от 27.04.2010 № 44/22 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург» Коряков В.А. и Корякова Л.П. были включены в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на основании Постановления Администрации города Екатеринбурга от 25.06.2013 № 2208. Номер очереди в общем списке – 14396, в первоочередном списке – 7228.
Таким образом, с учетом положений подп. 2 п. 2 ст. 26 Закона № 18-ОЗ, принятие истцов на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории муниципального образования «город Екатеринбург», осуществлено Администрацией города Екатеринбурга в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Свердловской области, действовавших на дату принятия решения о включении истцов в очередь. Доводы представителя ответчика о том, что истцы изначально, при постановке на учет правом включения в очередь не обладали, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат требованиям законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Положениями п. 8 ст. 25 Закона № 18-ОЗ установлено, что решение о снятии граждан, состоящих на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учета принимается в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; предоставления им в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства либо с их согласия иной меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления такого земельного участка; выявления в документах, прилагаемых к заявлению о принятии на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, при решении вопроса о принятии на учет.
Также граждане снимаются с учета в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, в другой субъект Российской Федерации, за пределы Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления Администрации города Екатеринбурга № 2823 от 28.11.2019 «О снятии заявителей с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства» Коряков В.А. и Корякова Л.П. были сняты с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В письме Комитета по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга от 29.11.2019 № 09.1-22/3903 «О снятии с учета» в качестве причины снятия истцов с учета указано на то обстоятельство, что истцы состоят на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, а сведения, подтверждающие факт постоянного проживания на территории муниципального образования «город Екатеринбург», отсутствуют.
В письме Комитета социальной политики Администрации города Екатеринбурга от 04.12.2019 исх. № 07.1-25/003/839 «О направлении решений» в качестве причины снятия истцов с учета указан подп. 2 части второй пункта 8 статьи 25 Закона № 18-ОЗ - утрата оснований, дающих право на получение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Анализируя представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации города Екатеринбурга № 2823 от 28.11.2019 о снятии истцов с учета принято в нарушение действующих норм закона, поскольку основания для снятия истцов с учета, предусмотренные п. 8 ст. 25 Закона № 18-ОЗ, отсутствовали: право истцов на получение в собственность бесплатно земельного участка установлено подп. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации, подп. 3 п. 2 ст. 22 Закона № 18-ОЗ; с даты постановки на учет до принятия решения о снятии с учета место жительства истцы не меняли; возможность предоставления земельного участка за пределами границ муниципального образования, в котором они зарегистрированы по месту жительства, с согласия истцов установлена подп. 2 п. 2 ст. 26 Закона № 18-ОЗ.
При таких обстоятельствах, постановление Администрации города Екатеринбурга № 2823 от 28.11.2019 «О снятии заявителей с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства» является незаконным, а истцы подлежат восстановлению в очереди на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
В связи с тем, что суд пришел к выводу о незаконности снятия истцов с учета, Решение Комитета социальной политики Администрации города Екатеринбурга об отказе в предоставлении социальной выплаты № 50/47/07.1-35 от 04.12.2019 г. в отношении Коряковой Л.П. и Корякова В.А. о несоответствии многодетной семьи условиям, предусмотренным в пункте 4 Положения, утвержденного Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 14.03.2019 № 505 «О предоставлении отдельной категории граждан дополнительной меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями» и об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде социальной выплаты взамен земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность однократно бесплатно по причине: неподтверждение либо утрата многодетной семьей оснований, дающих право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, в том числе в связи с принятием комиссией решения о снятии многодетной семьи с учета в порядке, предусмотренном пунктом 20 Положения о порядке ведения очереди граждан, также подлежит признанию незаконным.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 14.03.2019 г. № 505 "О предоставлении отдельной категории граждан дополнительной меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями" предусмотрено, что гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно бесплатно земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", с их согласия предоставляется дополнительная мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде социальной выплаты взамен земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного на территории муниципального образования "город Екатеринбург", предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно (далее - социальная выплата).
Установлен размер социальной выплаты 200 000 рублей.
В соответствии с пунктом 4 Положения об условиях и порядке предоставления отдельной категории граждан дополнительной меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями (утверждено указанным выше Постановлением) условиями предоставления социальной выплаты являются:
нахождение многодетной семьи (на момент принятия Уполномоченным органом решения о предоставлении социальной выплаты) на учете граждан
в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства
(далее – учет), в соответствии с Положением о порядке ведения очереди граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление
в собственность однократно бесплатно земельных участков, находящихся
в муниципальной собственности, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», для индивидуального жилищного строительства, утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 28.09.2015 № 2683 «О порядке ведения очереди граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно бесплатно земельных участков, находящихся
в муниципальной собственности, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», для индивидуального жилищного строительства» (далее – Положение о порядке ведения очереди граждан);
наличие согласия многодетной семьи на получение социальной выплаты;
неполучение социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 № 492-ПП «О реализации пункта 4 статьи 22 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
При этом в силу пункта 6 Положения достижение детьми в составе многодетной семьи, принятой на учет, возраста 18 лет не влияет на предоставление социальной выплаты.
Из материалов дела следует, что уведомлением МКУ «Центр муниципальных услуг» № 102-15/1630 от 15.03.2019 «О предоставлении социальной выплаты» для решения вопроса о предоставлении социальной выплате Корякову В.А. и Коряковой Л.П. предложено представить документы и информацию по предлагаемому перечню.
Согласно расписке в получении документов на предоставление услуги «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, социальной выплаты взамен земельного участка» от 05.11.2019 г. документы переданы истцами по запрошенному перечню в МКУ ЦМУ, в том числе согласие на получение социальной выплаты взамен земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность однократно бесплатно от 05.11.2019 г.
Таким образом, условия для предоставления социальной выплаты истцами соблюдены, что дает им право при условии неполучения социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 № 492-ПП «О реализации пункта 4 статьи 22 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» на предоставление социальной выплаты в общем размере 200000 рублей взамен предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «город Екатеринбург».
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Корякова Владимира Алексеевича, Коряковой Лилии Петровны к Администрации города Екатеринбурга о признании постановления и решений незаконными, возложении обязанности по восстановлению в очереди и предоставлении социальной выплаты удовлетворить.
Признать постановление Администрации города Екатеринбурга № 2823 от 28.11.2019 «О снятии заявителей с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства» незаконным.
Признать решение комитета социальной политики Администрации города Екатеринбурга № 50/47/07.1-35 от 04.12.2019 «Об отказе в предоставлении социальной выплаты» в отношении Корякова Владимира Алексеевича и Коряковой Лилии Петровны незаконным.
Возложить на Администрацию города Екатеринбурга обязанность восстановить Корякова Владимира Алексеевича и Корякову Лилию Петровну в очереди на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Возложить на Администрацию города Екатеринбурга обязанность предоставить Корякову Владимиру Алексеевичу и Коряковой Лилии Петровне социальную выплату в общем размере 200000 рублей взамен предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «город Екатеринбург» при условии неполучения ими социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 N 492-ПП "О реализации пункта 4 статьи 22 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".
Взыскать с Администрации города Екатеринбурга в пользу Коряковой Лилии Петровны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья А.А. Пономарёва