Производство№ 2-8941/2021
УИД 28RS0004-01-2021-009174-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 декабря 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Свиргун Л.А.
с участием истца АВ
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АВ к ОПФР по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в установлении (выплате) пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в подсчет специального стажа в льготном исчислении, периоды курсов повышения квалификации, командировки, донорские дни для назначения пенсии, понуждении назначить пенсию, взыскании судебных расходов,
установил:
АВ обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное), в котором просит признать незаконным решение от 26 февраля 2019 года № 436651/18 об отказе в установлении (выплате) пенсии в части не включения в специальный стаж периодов обучения, образовательных мероприятий и командировок с 9 ноября 1999 годапо 12 апреля 2000 года, с 21 октября 2003 года по 20 ноября 2003 года, с 11 января 2010 года по 25 февраля 2010 года, с 12 апреля 2010 года по 16 апреля 2010 года, с 9 сентября 2010 года по 17 января 2011 года, с 7 февраля 2011 года по 7 марта 2011 года, с 27 марта 2012 годапо 28 марта 2012 года, с 3 марта 2015 года по 14 апреля 2015 года, с 30 ноября 2015 года по 26 декабря 2015 года, в части не включения в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев период работы с 10 ноября 1995 года по 2 мая 1996 года, период предоставления выходных дней за сдачу крови 16 мая 2011 года, 26 мая 2011 года; обязать включить в специальный стаж в льготном исчислении один год как один год шесть месяцев периоды образовательных мероприятий и командировок с 9 ноября 1999 года по 12 апреля 2000 года, с 21 октября 2003 года по 20 ноября 2003 года, с 11 января 2010 года по 25 февраля 2010 года, с 12 апреля 2010 года по 16 апреля 2010 года, с 9 сентября 2010 года по 17 января 2011 года, с 7 февраля 2011 года по 7 марта 2011 года, с 27 марта 2012 года по 28 марта 2012 года, с 3 марта 2015 года по 14 апреля 2015 года, с 30 ноября 2015 года по 26 декабря 2015 года, с 7 октября 2019 года по 11 октября 2019 года, с 13 января 2020 года по 8 февраля 2020 года, с 1 декабря 2020 года по 26 декабря 2020 года, период работыв Амурской областной больнице в должности медицинской сестры в отделении абдоминальной хирургии с 10 ноября 1995 года по 2 мая 1996 года, донорские дни 16 мая 2011 года, 26 мая 2011 года;признать незаконным решение об отказе в установлении Федеральной социальной доплаты к пенсии от 26 февраля 2019 года № 436651/18; обязать ГУ – УПФР в г Благовещенске Амурской области (межрайонное) назначить пенсию с момента наступления права; взыскать с ГУ – УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование иска указав, что 27 декабря 2018 года обратилась в УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением от 26 февраля 2019 года № 436651/18 от 26 февраля 2019 года в установлении (выплате) пенсии отказано, специальный стаж составил 24 года 2 мес. 12 дн. Считает незаконным не включение в специальный стаж периодов прохождения курсов усовершенствования, участия в семинарах с 9 ноября 1999 года по 12 апреля 2000 года, с 21 октября 2003 года по 20 ноября 2003 года, с 1 января 2020 года по 25 февраля 2010 года, с 12 апреля 2010 года по 16 апреля 2010 года, с 9 сентября 2010 года по17 января 2011 года, с 7 февраля 2011 года по 7 марта 2011 года, с 27 марта 2012 года по 28 марта 2012 года, с 3 марта 2015 года по 14 апреля 2015 года, с 30 ноября 2015 года по 26 декабря 2015 года, поскольку прохождение учебы, участие в образовательных мероприятиях (семинары, съезды) необходимо ввиду занятия профессиональной деятельности для повышения уровня квалификации. В эти периоды за ней сохранялось место работы, заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В данные периоды времени работала в должности и отделении, где специальный стаж для определения права на пенсию засчитывается в льготном исчислении (один год работы за один год шесть месяцев). Считает незаконным и необоснованным исчисление стажа в Амурской областной клинической больнице в должности медицинской сестры в отделении абдоминальной хирургии в период с 10 ноября 1995 года по 2 мая 1996 года в календарном исчислении. Приказом АОКБ от 25 марта 2002 года хирургическое отделение было переименовано согласно штатному расписанию с 1 января 1994 года в отделение абдоминальной хирургии. Приказом от 19 декабря 2000 года отделение абдоминальной хирургии переименовано в хирургическое, так как отделение абдоминальной хирургии не предусмотрено нормативными актами. В период с 10 ноября 1995 года по 2 мая 1996 года работала в данном отделении, работа которого заключалась в оказании оперативной медицинской помощи пациентам областной больницы. Данное отделение – абдоминальной хирургии, являясь хирургическим отделением, относится к отделениям хирургического профиля. До 1 ноября 1999 года трудовой стаж среднему медицинскому персоналу в отделениях хирургического профиля стационаров усчитывался в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев. Работодателем изначально было неверно поименовано отделение, все необходимые сведения должны были быть предоставлены ответчику работодателем. Считает незаконным не включение в специальный стаж предоставленных дней отдыха за сдачу крови 16 мая 2011 года, 25 мая 29011 года, в период работы в Амурской областной клинической больнице в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации. При условии зачета оспариваемых периодов в специальный стаж в льготном исчислении, на дату обращения 27 декабря 2018 года, специальный стаж составит 26 лет 4 мес. 17 дн., при необходимом стаже 30 лет. Продолжает работать в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации, специальный стаж для определения права на пенсию определяется в льготном исчислении. После обращения в ПФР 27 декабря 2018 года, также находилась на учебе с 7 октября 2019 года по 1 октября 2019 года, с 13 января 2020 года по 8 февраля 2020 года, с 1 декабря 2020 года по 26 декабря 2020 года, тогда как повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 30 ноября 2021 года в связи с прекращением УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) своей деятельности в форме присоединения в ОПФР в Амурской области, произведена замена ответчика УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области.
В судебном заседании истец на требованиях настаивала, пояснив об обстоятельствах, изложенных в иске.
В судебное заседание не явился представитель ответчика ОПФР в Амурской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика не согласившись с иском, указала, что на момент обращения истца в пенсионный орган ее специальный стаж составил 24 года 2 мес. 12 дн., при требуемом 30 лет. Периоды курсов повышения квалификации и донорские дни не были засчитаны в специальный стаж на основании п. 5 Постановления № 516 и п. 5 разъяснений Минтруда от 22 мая 1996 год № 5. Период работы с 10 ноября 1995 года по 2 мая 1996 года в должности медицинской сестры отделения абдоминальной хирургии засчитан в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку в специальный стаж в льготном исчислении засчитывается работа в отдалении хирургического профиля стационара. Периоды курсов повышения квалификации, которые имели место после обращения истца с заявлением о назначении пенсии, ответчиком не рассматривались. Поскольку пенсия истцу не назначалась, то требование о признании незаконным решения об отказе в установлении Федеральной социальной доплаты к пенсии, не подлежит удовлетворению. Возражают против требования о назначении пенсии с момента наступления права, поскольку истцу необходимо снова обратиться в пенсионный орган для оценки периодов с 2018 года по настоящее время. В случае удовлетворения требований, право на пенсию наступит у истца в 2024 году. Просят в иске отказать.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 27 декабря 2018 года АВ обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 26 февраля 2019 года № 436651/18 в установлении (выплате) пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет, установлено, что специальный стаж составляет 24 года 2 мес. 12 дн.
В специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в календарном исчислении включен период работы истца в должности медицинской сестры в отделении абдоминальной хирургии ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» с 10 ноября 1995 года по 2 мая 1996 года, и не включены периоды курсов повышения квалификации, периоды командировок, донорских дней.
Полагая решение ответчика в вышеуказанной части незаконным, истцом инициирован настоящий иск в суд, в котором просит включить вышеуказанные периоды в специальный стаж в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ часть 1 статьи 8 излагается в новой редакции: право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 3 октября 2018 № 350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо отих возраста (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Так, в подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и инойработой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Рассматривая требования истца о незаконности решения об отказе в назначении пенсии в части включения в календарном исчислении периода работы в должности медицинской сестры в отделении абдоминальной хирургии ГАУЗ АО «АОКБ», понуждении включить указанный период работы в специальный стаж в льготном исчислении как один год и шесть месяцев, суд пришел к следующим выводам.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, право на включение периодов работы в льготном исчислении (один год как один год и шесть месяцев) имели - средний медицинский персонал отделений хирургического профиля стационаров.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), периодработы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из трудовой книжки AT-VII № *** (дата заполнения 22 августа 1992 года), справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выданной ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» № 1109 от 27 декабря 2018 года, АВ в период с 10 ноября 1995 года по 2 мая 1996 года работала в Амурской областной клинической больнице в должности медицинской сестры в отделении абдоминальной хирургии.
Как следует из приказа № 05-151 от 25 марта 2002 года «О переименовании отделений», в соответствии со штатным расписанием за 1994 год, считать хирургическое отделение переименованным в отделение абдоминальной хирургии с 1 января 1994 года.
Приказом № 05-197 от 19 декабря 2000 года «О номенклатуре специальностей» постановлено внести изменение в штатное расписание Амурской областной клинической больницы с 1 января 2001 года, отделение абдоминальной хирургии с 1 января 2001 года переименовано в отделении хирургии.
Согласно Положению о хирургическом отделении ГАУЗ АО «АОКБ» от 18 августа 2014 года, хирургическое отделение является специализированном отделением, оказывающим квалифицированную помощь существующего перечня. Одной из функций отделения в соответствии с его задачами является осуществление хирургического этапа лечения. Хирургическое отделение имеет такие структурные подразделения как операционная, перевязочная: гнойная и чистая, и др. В штатном расписании на 60 коек предусмотрена штатная единица медсестры палатной в количестве 12,5.
Как следует из должностной инструкции медицинской сестры палатной хирургического отделения, утв. 19 августа 2014 года, в ее обязанности входит: своевременное, качественное выполнение врачебных назначений, обеспечение надлежащего ухода за больными; своевременное выполнение врачебных назначений; владение смежными профессиям по профилю отделения; выполнение надлежащего уходя за пациентами и др.
Учитывая имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что работа истца в период с 10 ноября 1995 года по 2 мая 1996 года в должности медицинской сестры в отделении абдоминальной хирургии, впоследствии переименованным в хирургическое, протекала в отделении хирургического профиля стационара, работал в котором подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении один год как один год шесть месяцев.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж для назначения пенсии в исчислении один год как один год и шесть месяцев периода работы с 10 ноября 1995 года по 2 мая 1996 года в должности медицинской сестры в отделении абдоминальной хирургии, подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истца о незаконности не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В силу ст.ст. 166, 167 ТК РФ, действовавших когда истец направлялась в служебную командировку 27 марта 2012 года, служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования, в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.Поскольку нахождение работника в служебной командировке является выполнением возложенных на работника должностных обязанностей вне основного места работы, с оплатой по занимаемой им должности, и необходимыми отчислениями, такой период также подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является необходимым элементом осуществления профессиональной деятельности, указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Направление истца в командировку в период с 27 марта 2012 года по 28 марта 2012 года производилось приказом работодателя ГАУЗ АО «АОКБ» № 05-125 от 26 марта 2012 года. На это время за истцом сохранялись место работы (должность), средний заработок, с которого уплачивались соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд России.
Факт прохождения истцом курсов повышения квалификации в спорные периоды подтверждается справкой, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выданной ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» № 1109 от 27 декабря 2018 года, приказами работодателя «О направлении на специализацию» № 05-239 от 19 ноября 1999 года, «Об усовершенствовании врачебных кадров» № 05-45/у от 28 февраля 2015 года, № 05-38 от 2 февраля 2011 года, № 05-432 от 28 декабря 2009 года, № 05-297 от 26 сентября 203года, «О профессиональной переподготовке» № 05-335 от 9 сентября 2010 года, «О направлении на учебу» № 05-135 от 30 марта 2010 года, удостоверениями о повышении квалификации рег. номер 7 от 11 апреля 2015 года, рег. номер 41 от 16 мая 2015 года, рег. номер 901 от 26 декабря 2015 года, рег. номер 265 от 26 декабря 2015 года, рег. номер 239 от14 апреля 2015 года, дипломами о профессиональной переподготовке ПП № 233957 от 2000 года, ПП –I № 289658 от 2011 года, сведениями о прохождении повышения квалификации, свидетельствами о повышении квалификации рег. номер 3847 от 20 ноября 2003 года, рег. номер 7781 от 25 февраля 2010 года, рег. номер 0264/2011 от 5 марта 2011 года.
Согласно материалам дела, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в период нахождения в командировке, истец продолжала работать и за ней сохранялась средняя заработная плата на период ее обучения, нахождения в командировке, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на повышение квалификации, в командировку она направлялась работодателем на основании соответствующих приказов, что связано с особенностями осуществления трудовой деятельности.
В связи с изложенным суд полагает, что периоды, когда истец проходила курсы повышения квалификации с 9 ноября 1999 года по 12 апреля 2000 года, с 21 октября 2003 года по 20 ноября 2003 года, с 11 января 2010 года по 25 февраля 2010 года, с 12 апреля 2010 года по 16 апреля 2010 года, с 9 сентября 2010 года по17 января 2011 года, с 7 февраля 2011 года по 7 марта 2011 года, с 3 марта 2015 года по 14 апреля 2015 года, с 30 ноября 2015 года по 26 декабря 2015 года, находилась в командировке с 27 марта 2012 года по 28 марта 2012 года, подлежат включению в специальный стаж работы по специальности при досрочном назначении истцу пенсии по старости и неправомерно не включены ответчиком в указанный стаж.
Требования истца о включении в специальный стаж для назначения пенсии периодов нахождения на курсах повышениях квалификации, в командировках, подлежат удовлетворению.
Кроме того, поскольку периодам прохождения курсов повышения квалификации, командировке, предшествовали периоды работы истца в должности и учреждении, право работы на которых дает право на их включение в специальный стаж в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев (работа в должности врача анестезиолога-реаниматолога ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница»), то данные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев.
Вместе с тем, требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж для назначения пенсии периоды, когда истец находилась на курсах повышения квалификации с 7 октября 2019 года по 11 октября 2019 года, с 13 января 2020 года по 8 февраля 2020 года, с 1 декабря 2020 года по 26 декабря 2020 года, не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что данные периоды имели место после вынесения оспариваемого истцом решение об отказе в установлении (выплате) пенсии от 26 февраля 2019 года. Данным периодам оценка пенсионным фондом не дана, решение об отказе во включении в специальный стаж указанных периодов ответчиком не принималось, в связи с чем данные требования суд расценивает как заявленные преждевременно.
Рассматривая требования истца о незаконности не включения в специальный стаж донорских дней, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 165 ТК РФ при предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.
В соответствии со ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Факт сдачи истцом крови и ее компонентов подтверждается материалами дела: справкой, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выданной ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» № 1109 от 27 декабря 2018 года.
Следовательно, дни исполнения истцом общественных обязанностей (донорства) в указанные периоды необоснованно не были включены ответчиком в специальный стаж и подлежат включению в специальный стаж истца для досрочного назначения пенсии.
Кроме того, поскольку дням сдачи крови 16 мая 2011 года, 26 мая 2011 года предшествовали периоды работы истца в должности и учреждении, право работы на которых дает право на их включение в специальный стаж в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев (работа в должности врача анестезиолога-реаниматолога ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница»), то данные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) об отказе в установлении (выплате) пенсии от 26 февраля 2019 года № 436651/18 в части не включения в специальный стаж для назначения пенсии истцу периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 9 ноября 1999 года по 12 апреля2000 года, с 21 октября 2003 года по 20 ноября 2003 года, с 11 января 2010 года по 25 февраля 2010 года, с 12 апреля 2010 года по 16 апреля 2010 года, с 9 сентября 2010 года по 17 января 2011 года, с 7 февраля 2011 года по 7 марта 2011 года, с 3 марта 2015 года по 14 апреля2015 года, с 30 ноября 2015 года по 26 декабря 2015 года, периода командировки с 27 марта 2012 года по 28 марта 2012 года, донорских дней с 16 мая 2011 года по 16 мая 2011 года, с 26 мая 2011года по 26 мая 2011 года, в части включения периода работы с 10 ноября 1995 года по 12 мая 1996 годав календарном исчислении в должности медицинской сестры в отделении абдоминальной хирургии является незаконным и на ответчика подлежит возложению обязанность включить в специальный стаж для назначения пенсии истца в исчислении один год как один год и шесть месяцев периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 9 ноября 1999 года по 12 апреля 2000 года, с 21 октября 2003 года по 20ноября 2003 года, с 11 января 2010 года по 25 февраля 2010 года, с 12 апреля 2010 года по 16 апреля 2010 года, с 9 сентября 2010 года по 17 января 2011 года, с 7 февраля 2011 года по 7 марта 2011 года, с 3 марта 2015 года по 14 апреля 2015 года, с 30 ноября 2015 года по 26декабря 2015 года, период командировки с 27 марта 2012 года по 28 марта 2012 года, донорские дни с 16 мая 2011 года по 16 мая 2011 года, с 26 мая 2011года по 26 мая 2011 года, период работы с 10 ноября 1995 года по 2 мая 1996 года в должности медицинской сестры в отделении абдоминальной хирургии.Требования в данной части подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как указано выше, трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Учитывая изложенное, с учетом включения спорных периодов в подсчет специального стажа, на дату обращения АВ в ГУ – УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии, с учетом учтенного ответчиком специального стажа 24 года 2 мес. 12 мес., у нее не имелось достаточного специального стажа (30 лет) для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Относительно доводов истца о том, что она продолжает работать в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации, что дает ей право на включение указанного периода в специальный стаж для назначения пенсии, то период после 27 декабря 2018 года (дата обращение с заявлением о назначении пенсии) не оценивался ответчиком, в связи с чем, истцу необходимо обратиться в пенсионный орган с заявлением озачете указанного периода в специальный стаж.
Поскольку на дату обращения с заявлением о назначении пенсии у истца отсутствовал специальный стаж для назначения пенсии по указанному основанию, требования истца о понуждении ответчика назначить пенсию, удовлетворению не подлежат, как и не подлежат удовлетворению производные требования о признании незаконным решения об отказе в установлении Федеральной социальной доплаты к пенсии, ввиду отказа в удовлетворении основного требования о назначении пенсии.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Материалами дела подтверждается, что при подаче настоящего иска АВ понесены расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд,
решил:
Признать незаконным Решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) об отказе в установлении (выплате) пенсии от 26 февраля 2019 года № 436651/18 в части не включения в специальный стаж для назначения пенсии АВ периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 9 ноября 1999 года по 12 апреля 2000 года, с 21октября 2003 года по 20 ноября 2003 года, с 11 января 2010 года по 25 февраля 2010 года, с 12 апреля 2010 года по 16 апреля 2010 года, с 9 сентября 2010 года по 17 января 2011 года, с 7 февраля 2011 года по 7 марта 2011 года, с 3 марта 2015 года по 14 апреля 2015 года, с 30ноября 2015 года по 26 декабря 2015 года, периода командировки с 27 марта 2012 года по 28 марта 2012 года, донорских дней с 16 мая 2011 года по 16 мая 2011 года, с 26 мая 2011года по 26 мая 2011 года, в части включения периода работы с 10 ноября 1995 года по 12 мая 1996 года в календарном исчислении в должности медицинской сестры в отделении абдоминальной хирургии.
Обязать ОПФР по Амурской области включить в специальный стаж для назначения пенсии АВ в исчислении один год как один год и шесть месяцев периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 9 ноября 1999 года по 12 апреля 2000 года, с 21 октября 2003 года по 20 ноября 2003 года, с 11 января 2010 года по 25 февраля 2010года, с 12 апреля 2010 года по 16 апреля 2010 года, с 9 сентября 2010 года по 17 января 2011 года, с 7 февраля 2011 года по 7 марта 2011 года, с 3 марта 2015 года по 14 апреля 2015 года, с 30 ноября 2015 года по 26 декабря 2015 года, период командировки с 27 марта 2012 года по 28марта 2012 года, донорские дни с 16 мая 2011 года по 16 мая 2011 года, с 26 мая 2011года по 26 мая 2011 года, период работы с 10 ноября 1995 года по 2 мая 1996 года в должности медицинской сестры в отделении абдоминальной хирургии, в части удовлетворения требований о признании незаконным решения об отказе в установлении Федеральной социальной доплаты к пенсии, понуждении назначить пенсию отказать, отказав в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периоды работы с 7 октября 2019 года по 11 октября 2019 года, с 13 января 2020 года по 8 февраля 2020 года, с 1 декабря 2020 года по 26 декабря 2020 года, как заявленные преждевременно.
Взыскать с ОПФР по Амурской области в пользу АВ расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 10 декабря 2021 года.
Судья Н.Н. Матюханова