Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-802/2017 ~ М-682/2017 от 07.04.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«18» мая 2017 года Куйбышевский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего Мельниковой О.А.,

при секретаре Арсеньевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-820/17г. по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к К.Л. о взыскании вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил, с учетом его последующего уточнения, взыскать с К.Л. сумму вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды сбросом отходов производства, подобных отходам грунта, образованным в результате землеройных работ, в размере <...>. В обоснование иска указал, что в ходе проведения рейдового мероприятия <дата> Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара по обследованию территории <адрес> г.о.Самары установлено размещение путем сброса с транспортного средства <...> государственный регистрационный знак , отходов производства и потребления подобных отходам грунта, образовавшихся в результате землеройных работ по адресу: <адрес> отходов осуществлен с транспортного средства, принадлежащего на праве собственности К.Л., <дата>, в 16 час. 11 минут, непосредственно на почву земельного участка, в границах указанного выше земельного участка. Объем сброшенного отхода составил объем кузова транспортного средства с основными бортами, согласно техническим характеристикам транспортного средства. Сопроводительные документы на груз не представлены. По данному факту К.Л. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Земельный участок, на котором было совершено несанкционированное размещение отходов производства и потребления К.Л. относится к землям населенных пунктов. Расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, допущенных ответчиком составляет <...> В добровольном порядке ответчиком К.Л. ущерб возмещен не был, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Помощник прокурора <адрес> Р.Н. уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Ответчик К.Л. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, против удовлетворения уточненного иска возражений не имела.

Представитель ответчика К.Л.- Р.Е., действующая на основании доверенности, против уточненного иска возражений не имела, факт допущенного ответчиком нарушения не оспаривала, однако пояснила, что первоначально неверно произведен расчет ущерба, а именно, истцом не учтено, что ответчику принадлежит транспортное средство <...>, согласно его техническим характеристикам, объем кузова данной модели составляет 6,6 куб.. Соответственно сумма ущерба будет составлять <...>

Представитель третьего лица – Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, - М.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования просила удовлетворить.

Представитель третьего лица – Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, в судебное заседание не явился по неизвестным причинам. О дне слушания извещался надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от <дата> № 7-ФЗХозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде и т.д..

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от <дата> № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от <дата> № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от <дата> № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 7 ст.12 вышеуказанного закона).
Согласно ст. 28 вышеуказанного закона, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Статьей 77 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Судом установлено, что <дата>, в 16 часов 11 минут, специалистами отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, в обследования территории Советского внутригородского района г.о. Самара, установлено размещение путем сброса транспортного средства <...>, государственный регистрационный знак , отходов производства и потребления подобных отходам грунта, образовавшихся в результате землеройных работ, по адресу: <адрес>.

Отобрать объяснения на месте сброса на почву строительных отходов и отходов грунта из указанного автомобиля <...> у лица, управляющего данным автомобилем, не представилось возможным, так как данное лицо скрылось с места сброса.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в виде административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Установив собственника автомобиля <...> государственный регистрационный знак К.Л. был составлен протокол об административном правонарушении от <дата> в отношении К.Л. по ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановлением Ленинского районного суда <адрес> от <дата> К.Л. привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП в виде штрафа в доход государства в размере <...>

Обстоятельства совершения К.Л. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подтверждаются исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от <дата>, фототаблицей к протоколу об административном правонарушении, на которой зафиксирован автомобиль, производивших его выгрузку.

Таким образом, вина К.Л. в причинении вреда окружающей среде (почве) в результате несанкционированного сброса отходов производства установлена.

Согласно ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от <дата> «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо на основании решения суда. При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба, причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном выражении.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Методика расчета вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства, утверждена приказом Минприроды России от <дата> .

В соответствии с п.п. 1, 2 Методики, она предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в соответствии примененной Методикой и приложением 2 к ней такса для исчисления размера вреда (Тотх) принимается в размере <...> за тонну отхода (для 4 класса опасности).

Согласно приложению 2 указанной Методики класс опасности отхода производства и потребления определяется в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом Минприроды России от <дата> .

Поскольку документов об отнесении отхода, сброшенных из автомобиля <...>, государственный регистрационный знак , к классу опасности, в том числе и подтверждения отнесения данного отхода к 5 классу опасности, отсутствуют, отход отнесен к 4-му классу опасности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, К.Л. принадлежит на праве собственности автомобиль <...>, тягач, год изготовления – <дата> который в <дата> переоборудован из седельного тягача в самосвал <...>), который, согласно техническим характеристикам, имеет объем кузова 6,6 куб.

Соответственно, масса отходов подлежит определению исходя из объема кузова транспортного средства <...> и плотности отхода, объем кузова транспортного средства принят в размере 6,6 куб.м. на основании его технических характеристик, в результате чего сумма ущерба составляет <...>

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц о возмещении вреда окружающей среде.

<дата> Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара направил К.Л. требование о возмещении причиненного вреда, однако до настоящего момента в добровольном порядке вред, причиненный окружающей среде, ответчик не возместил.

Исходя из выше изложенных норм материального права, установленных по делу обстоятельств, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ч. 1 ГПК РФ, пропорционально размеру удовлетворенных требований, взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования – городской округ Самара подлежит взысканию госпошлина в размере <...>

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к К.Л., удовлетворить.

Взыскать с К.Л. в бюджет городского округа Самара в счет возмещения ущерба в размере <...>

Взыскать с К.Л. в бюджет городского округа Самара госпошлину в размере <...>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья О.А.Мельникова

Мотивированное решение изготовлено 23.05.2017

Судья О.А.Мельникова

2-802/2017 ~ М-682/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г.Самары, Самарской области
Ответчики
Куликова Л.А.
Другие
Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара
Резникова Е.К.
Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Мельникова О. А.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
07.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2017Передача материалов судье
12.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2017Подготовка дела (собеседование)
03.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2017Судебное заседание
23.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2017Дело оформлено
01.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее