Р Е Ш Е Н И Е № 1207
Именем Российской Федерации
2 августа 2010 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Колосова А.А., при секретаре Храменкове П.В., с участием заявителя Кузнецова А.А., представителя заинтересованных лиц Широкова Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части Номер обезличен капитана 2 ранга Кузнецова А. А. об оспаривании решения командира и жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении,
установил:
Кузнецов обратился в суд с заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просит обязать командира и жилищную комиссию войсковой части Номер обезличен отменить принятое ими решение о снятии его с учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилья в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, и рассмотреть в установленном порядке вопрос о восстановлении его на этом учете для получения жилья за счет государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании заявитель Кузнецов поддержал свое заявление.
Пояснил, что первоначально проходил военную службу в гор. Гаджиево Мурманской обл., где предоставленную ему квартиру он сдал установленным порядком. По новому месту службы в гор. Североморске Мурманской обл. какое-либо жилое помещение от Министерства обороны РФ ему не предоставлялось, при этом он был зарегистрирован в квартире у своих родителей. В 1992 году он заключил брак и в 1993 году вселился в двухкомнатную муниципальную квартиру своей жены в гор. Североморске, где проживал ребенок жены, а затем их совместный ребенок и отец жены. В 1995 году они произвели обмен этой квартиры на трехкомнатную муниципальную квартиру в том же городе, куда они все вселились. В 2007 году он расторг брак с женой, снялся с регистрационного учета по последнему месту жительства и зарегистрировался при воинской части.
Ввиду предстоящего увольнения с военной службы по возрасту и как имеющий соответствующую выслугу лет жилищной комиссией части он был признан нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства. Однако, затем жилищная комиссия отменила свое же решение и исключила его из списка нуждающихся в жилье, мотивировав свои действия его обеспеченностью жильем по месту службы и последующим снятием с регистрационного учета по месту проживания.
Представитель командира и жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен Широков заявление Кузнецова не признал.
Поддерживая принятое жилищной комиссией воинской части решение, он сослался на то, что заявитель был обеспечен жильем для постоянного проживания по установленным нормам, в связи с чем отсутствуют основания для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Заслушав объяснения заявителя Кузнецова, представителя заинтересованных лиц Широкова, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из справок войсковой части Номер обезличен усматривается, что общая продолжительность военной службы Кузнецова составляет 29 лет 4 мес., он планируется к увольнению во втором квартале 2010 года в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно копии протокола заседания жилищной комиссии воинской части от 10 июня 2010 года, утвержденного командиром воинской части, Кузнецов исключен из списка военнослужащих, нуждающихся в получении жилья в избранном после увольнения с военной службы месте жительства. Основанием к такому решению послужил факт снятия Кузнецова с регистрационного учета в квартире по последнему месту своего проживания.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (далее - Федеральный закон) государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах предоставляются служебные жилые помещения.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Исходя из этого, для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с этим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приведенный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона.
В соответствии с данной нормой вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.
Таким образом, не исключается возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.
Причем, обязанность по обеспечению военнослужащих жильем в избранном после увольнения месте жительства возложена именно на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Пунктом 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, предусмотрено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими Номер обезличен районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий).
Позиция командования воинской части применительно к Кузнецову заключается в том, что он, будучи обеспеченным по месту службы жилым помещением по установленным нормам, в 2007 году снялся с регистрационного учета по последнему месту проживания, чем ухудшил свои жилищные условия.
Однако, жилищная комиссия воинской части при принятии оспариваемого решения не учла предшествующие этому обстоятельства.
Так, в период службы Кузнецов обеспечивался Министерством обороны РФ жилым помещением единожды, в частности, ему предоставлялась однокомнатная квартира в гор. .... Это жилое помещение, о чем свидетельствует копия справки Номер обезличен от 13 мая 1994 года № 97, он сдал жилищным органам в установленном порядке.
После этого, согласно справке МУП «Паспортно-учетная служба» ЗАТО гор. Североморск от Дата обезличена года Номер обезличен и объяснениям Кузнецова, с марта 1995 года по февраль 2007 года он проживал в трехкомнатной квартире муниципального жилищного фонда по адресу: ..., общей площадью 60,3 кв. м. В эту квартиру вместе с Кузнецовым вселялись еще четверо членов его семьи (бывшая жена, их совместная дочь, сын и отец жены). Дата обезличена года Кузнецов снялся с регистрационного учета по месту жительства в этой квартире.
Как видно из копии обменного ордера от Дата обезличена года, данная квартира была предоставлена семье Кузнецова в порядке обмена на двухкомнатную муниципальную квартиру в том же городе по адресу: ....
При этом, из справки МУП «Паспортно-учетная служба» от 2 июня 2010 года № 1170 усматривается, что в данной квартире по адресу: ..., общей площадью 48,1 кв. м. Кузнецов проживал в период с октября 1993 года по март 1995 года.
Однако, эта квартира ему не предоставлялась. В ней уже с 1985 года проживали его жена (в настоящее время - бывшая), с которой он заключил брак в 1992 году, и ее сын. С 1994 и 1995 годов в этой квартире стали проживать соответственно отец жены и их с женой совместная дочь.
Следовательно, в этой ситуации можно утверждать лишь по существу о вселении Кузнецова в данное жилое помещение, которое ранее предоставлялось государством другим лицам.
Как предусмотрено статьей 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу данной нормы ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В силу положений закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу выбора места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации» регистрация гражданина по месту жительства или пребывания носит уведомительный характер.
Поэтому, само по себе изменение регистрационных данных гражданина, как в случае с Кузнецовым, не может являться основанием для ограничения тех или иных социальных гарантий, и в частности, касающихся обеспечения военнослужащего жильем в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Как видно из вышеупомянутой справки МУП «Паспортно-учетная служба» № 564, нанимателем квартиры Номер обезличен в ... на ... с 27 февраля 2007 года является бывшая жена заявителя – Кузнецова М.А., что предполагает соответствующее изменение договора найма жилого помещения при участии органа местного самоуправления.
То есть, если исходить из бесспорности такой сделки, следует констатировать, что муниципальное образование, являющееся собственником жилого помещения, распорядилось этим жилым помещением по своему усмотрению, по существу, перераспределив его новому нанимателю, не предъявляя к Кузнецову каких-либо претензий жилищного характера.
Изложенные обстоятельства не получили надлежащей оценки со стороны жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен при принятии решения о снятии Кузнецова с учета нуждающихся в жилье в избранном после увольнения месте жительства.
Кроме того, в силу Примерного положения о жилищных комиссиях, утвержденного приведенным выше Приказом Министра обороны РФ, на заседаниях жилищной комиссии должны присутствовать военнослужащие, жилищные вопросы которых рассматриваются в ходе заседания.
Сведения об участии Кузнецова в заседании жилищной комиссии части в соответствующем протоколе отсутствуют, что позволяет сделать вывод о том, что он был лишен возможности донести до комиссии свою позицию по рассматриваемому вопросу.
На основании изложенного суд признает заявление Кузнецова обоснованным и возлагает на командира и жилищную комиссию войсковой части Номер обезличен обязанность устранить допущенное в отношении заявителя нарушение путем отмены решения жилищной комиссии от 10 июня 2010 года и возложения на них обязанности по рассмотрению в установленном порядке вопроса о восстановления заявителя в списке военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства, с учетом выявленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств.
Руководствуясь статьями 198 и 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, военный суд
решил:
Заявление Кузнецова А. А. – удовлетворить.
Признать решение командира и жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен о снятии Кузнецова А. А. с учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, незаконным.
Обязать командира и жилищную комиссию войсковой части Номер обезличен в установленном порядке рассмотреть вопрос о восстановлении Кузнецова А. А. на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение десяти дней.
Копия верна:
Судья Североморского
гарнизонного военного суда А.А.Колосов