РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Багратионовск 14 октября 2014 г.
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
судьи Степаненко О.М.,
при секретаре Пурвиетис Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменева А.Н. к Калининградскому акцизному таможенному посту (со статусом юридического лица) Центральной акцизной таможни о возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Каменев А.Н. обратился в суд с иском к Калининградскому акцизному таможенному посту (со статусом юридического лица) Центральной акцизной таможни о возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства на автомобиль марки «ХХХ», ХХХХ г выпуска, VIN ХХХ.
В обоснование исковых требований Каменев А.Н. указал, что проживал с супругой Каменевой Т.А. в Казахстане. В августе 20ХХ г. он прибыл для постоянного проживания в Калининградскую область Российской Федерации в качестве члена семьи Каменевой Т.А., являющейся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. При переселении ими в составе личного имущества был ввезен в Российскую Федерацию автомобиль марки «ХХХ», ХХХХ г выпуска, VIN ХХХ. ХХ ХХХ 20ХХ г. он обратился в Калининградский акцизный таможенный пост с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства в отношении указанного автомобиля. Письмом от ХХ ХХХ 20ХХ г. ответчик отказал ему в выдаче паспорта транспортного средства со ссылкой на необходимость представления сертификата соответствия экологического класса этого автомобиля установленным с 1 января 2014 г. требованиям, а также уплаты утилизационного сбора. Ссылаясь на то, что отказ в выдаче паспорта транспортного средства не основан на законе, так как согласно нормативным правовым актам, регулирующим порядок добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, он вправе ввезти вышеназванный автомобиль без указанных таможенных ограничений, просит суд обязать Калининградский акцизный таможенный пост выдать ему паспорт транспортного средства в отношении принадлежащего ему автомобиля.
Истец Каменев А.Н. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Его представитель Белей К.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал и дал объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель Калининградского акцизного таможенного поста Коротченко Л.А. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что согласно Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, правовое положение участника данной Программы и членов его семьи различно. Право на ввоз автомобиля без вышеуказанных ограничений предоставлено только участнику названной Программы, в то время как собственником ввозимого автомобиля является Каменев А.Н., относящийся к категории членов семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Действия ответчика по отказу в выдаче истцу паспорта транспортного средства в полной мере соответствуют требованиям закона.
Заслушав вышеназванных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что ХХ ХХХ 20ХХ г. Каменев А.Н. прибыл из Республики Казахстан для постоянного проживания в Калининградскую область Российской Федерации в качестве члена семьи Каменевой Т.А., являющейся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. При переселении ими в составе личного имущества был ввезен в РФ автомобиль марки «ХХХ», ХХХХ г выпуска, VIN ХХХ, приобретенный Каменевым А.Н. 20ХХ г. в Республике Казахстан.
ХХ ХХХ20ХХ г. Каменев А.Н. обратился в Калининградский акцизный таможенный пост с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства в отношении указанного автомобиля.
Письмом от ХХ ХХХ 20ХХ г. ответчик отказал истцу в выдаче паспорта транспортного средства со ссылкой на необходимость представления сертификата соответствия экологического класса автомобиля установленным с 1 января 2014 г. требованиям, а также уплаты утилизационного сбора.
Проверяя правомерность действий Калининградского акцизного таможенного поста по отказу в выдаче Каменеву А.Н. паспорта транспортного средства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу статьи 2 Федерального закона «О техническом регулировании» технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе продукции.
Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609 утвержден Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (далее - Технический регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания, и применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия указанных выбросов. При этом в силу пункта 3 Технического регламента понятие «автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации» включает в себя как впервые изготовленную в РФ, так и ввозимую на таможенную территорию РФ автомобильную технику.
Пунктом 10 Технического регламента определено, что уровень выбросов автомобильной техники, выпускаемой в обращение, на дату производства, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 данного регламента.
В соответствии с пунктом 14 Технического регламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, экологического класса 2 введены в действие с даты вступления в силу Технического регламента (22 апреля 2006 г.), экологического класса 3 - с 1 января 2008 г., экологического класса 4 - с 1 января 2010 г., а экологического класса 5 - с 1 января 2014 г.
Из приведенных правовых норм следует, что автомобильная техника, в том числе ввозимая в РФ в целях ее эксплуатации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Техническим регламентом.
Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 18 мая 1993 г. № 477 «О введении паспортов транспортных средств» наличие паспортов транспортных средств позволяет осуществлять регистрацию транспортных средств и их допуск к участию в дорожном движении.
Приказом Министерства внутренних дел РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 июня 2005 г. № 496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Федеральной таможенной службы от 24 августа 2006 г. № 659/192/804 данное Положение дополнено пунктом 70, абзацем 4 которого предусмотрено, что в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» паспорта транспортных средств не выдаются.
Из приведенных норм следует, что Техническим регламентом закреплены обязательные положения о введении с 1 января 2014 г. технических нормативов экологического класса 5 и запрета на выпуск в обращение автомобильной техники имеющей экологический класс ниже указанного.
Принимая во внимание, что согласно пункту 3 Технического регламента датой выпуска автомобильной техники в обращение на территории Российской Федерации является дата оформления паспорта транспортного средства, оснований для выдачи с 1 января 2014 г. паспортов транспортных средств на автомобильную технику, имеющую экологический класс ниже 5-го, не имеется.
Кроме того, в силу требований пунктов 1 и 7 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности. Паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых уплачен утилизационный сбор.
Вместе с тем, пунктом 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств предусмотрено, что требования абзаца четвертого пункта 70 данного Положения, запрещающего выдачу паспортов транспортных средств в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента, не распространяются, в частности, на автомобильную технику, ввозимую на территорию РФ в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89 – ФЗ от 24 июня 1998 г. также установлено, что утилизационный сбор не уплачивается, в частности, в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
При этом из содержания указанных норм в их взаимосвязи с положениями Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 637 от 22 июня 2006 г., а также из того, что данные нормы введены в действие именно в связи с утверждением Президентом РФ данной Программы, следует, что используемое в пункте 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств и в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понятие участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является более широким по сравнению с приведенным в названной Государственной программе, и включает в себя как непосредственных указанных в этой Программе ее участников, так и членов их семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в РФ на определенных указанной Программой условиях и в связи с этим также принимающих участие в названной Государственной программе.
Иное противоречило бы смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, направленной на стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ и способствование такому переселению для решения демографической проблемы, стабилизации численности населения РФ, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России, на создание социально-экономических и организационных условий переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ, и в которой указано, что основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в РФ являются, в частности, обеспечение баланса интересов переселенцев и принимающего сообщества, приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих условия и характер переселения, доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки.
Изложенные обстоятельства опровергают доводы ответчика о том, что право на ввоз автомобиля без вышеуказанных ограничений предоставлено только лицу, являющемуся непосредственным участником вышеназванной Программы, а не члену его семьи.
Кроме того, как установлено судом Каменевы состоят в браке с ХХ ХХХ 19ХХ г. Ввезенный ими в Российскую Федерацию автомобиль марки «ХХХ», ХХХХ г выпуска, VIN ХХХ, был приобретен в 20ХХ г., то есть, в период брака, в связи с чем согласно требованиям Семейного законодательства поступил в их общую совместную собственность.
Таким образом, отказ Калининградского акцизного таможенного поста в выдаче паспорта транспортного средства в отношении данного автомобиля приведет к нарушению прав не только Каменева А.Н. как лица, на имя которого было зарегистрировано это имущество, но и сособственника указанного автомобиля Каменевой Т.А., являющейся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Каменева А.Н. к Калининградскому акцизному таможенному посту (со статусом юридического лица) Центральной акцизной таможни о возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства удовлетворить.
Возложить на Калининградский акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица) Центральной акцизной таможни, расположенный по адресу: ХХХ, обязанность выдать Каменеву А.Н., ХХ ХХХ 19ХХ г. рождения, уроженцу ХХХ, проживающему по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, п.ХХХ, паспорт транспортного средства на автомобиль марки «ХХХ», ХХХХ г выпуска, VIN ХХХ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2014 г.
Судья: (подпись) О.М.Степаненко
Решение вступило в законную силу 3.12.2014 г.