Дело № 2-8909/3-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2010 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Черонко Е.В.,
при секретаре Макаршиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Васильева М.Ю., Лиенко А.В., Соловьева П.А., Соловьева Ю.А., Тарчевской Н.П., Травкиной Н.А., Федоричев А.Л., Ральмана Д.Б., Овчинникова А.А., Быковой И.М., Зернова Р.Л., Кумирова А.В., Николаевского С.А. о признании решений ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия незаконными и об обязании совершить действия,
установил:
Заявители обратились в суд по тем основаниям, что решениями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия от 25.08.2010 г. № по заявлению от 02.08.2010 г. № Васильева М.Ю., от 08.09.2010 г. № по заявлению от 20.08.2010 г. № Лиенко А.В. (земельный участок для оформления предоставлен ФИО20), от 08.09.2010 г. № по заявлению от 17.08.2010 г. № Соловьева П.А., от 08.09.2010 г. № по заявлению от 17.08.2010 г. № Соловьева Ю.А., от 25.08.2010 г. № по заявлению от 02.08.2010 г. № Тарчевской Н.П., от 05.08.2010 г. № по заявлению от 19.07.2010 г. № Травкиной Н.А., от 25.08.2010 г. № по заявлению от 02.08.2010 г. № Федоричева А.Л., от 08.09.2010 г. № по заявлению от 27.08.2010 г. № Ральмана Д.Б. (земельный участок для формирования предоставлен ФИО21), от 02.09.2010 г. № по заявлению от 10.08.2010 г. № Овчинникова А.А., от 08.09.2010 г. № по заявлению от 27.08.2010 г. № Ральмана Д.Б. (земельный участок для формирования предоставлен ФИО15), от 01.09.2010 г. № по заявлению от 09.08.2010 г. № Быковой И.М., от 25.08.2010 г. № по заявлению от 02.08.2010 г. № Зернова Р.Л. (земельный участок для формирования предоставлен ФИО18), от 05.08.2010 г. № по заявлению от 14.07.2010 г. № Кумирова А.В., от 25.08.2010 г. № по заявлению от 02.08.2010 г. № Николаевского С.А. им было отказано в постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости – земельных участков площадью ориентировочно 1000 кв. м в районе улицы <адрес> в г. Петрозаводске для индивидуального жилищного строительства, которые были предоставлены им распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия. В соответствии с указанными распоряжениями заявители должны обеспечить проведение кадастровых работ и постановку земельных участков на государственный кадастровый учет в течение одного года. Как указано в заявлениях, кадастровые работы в отношении земельных участков выполнены ООО «Межевое Бюро». Решениями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия заявителям отказано в проведении государственного кадастрового учета по тем основаниям, что необходимые для кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Заявители считают отказ в проведении государственного кадастрового учета объектов недвижимости незаконным, нарушающим их права на осуществление государственного кадастрового учета, поскольку заявления и представленные для кадастрового учета документы по форме либо содержанию соответствовали требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Заявители Васильев М.Ю., Лиенко А.В., Соловьев П.А., Соловьев Ю.А., Тарчевская Н.П., Травкина Н.А., Федоричев А.Л. Овчинников А.А., Быкова И.М., Зернов Р.Л., Кумиров А.В., Николаевский С.А. в судебное заседание не явились, представители заявителей Ермаков М.А., Ральман Д.Б. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлениях, поддержали по основаниям, в них указанным, настаивали на том, что заявления о кадастровом учете и необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и содержанию соответствуют требованиям законодательства.
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия Дегтева Г.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что представленные заявителями заявления и необходимые документы не отвечают требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», представленные заявителями межевые планы не позволяли осуществить кадастровый учет земельных участков, поэтому решения об отказе в проведении государственного кадастрового учета соответствовали требованиям ст. 27 указанного Федерального закона, а потому являются законными и обоснованными, на этом основании просила в удовлетворении заявлений отказать.
Представитель ООО «Межевое Бюро» Перерва И.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на том, что заявления о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию соответствуют требованиям законодательства
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело без участия своего представителя, представило отзыв на заявления, удовлетворение заявленных требований оставило на усмотрение суда.
Заинтересованные лица Кукушкин К.В., Ашкинезер Е.Н., Сополева Е.В., Шелякина В.А. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещались судом.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов Республики Карелия, Администрация Петрозаводского городского округа, представители которых в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены. Администрация Петрозаводского городского округа направила в суд отзыв на заявления, полагает, что оспариваемые заявителями решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия об отказе в проведении государственного кадастрового учета вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства, заявления граждан не подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обозрев подлинники учетных дел, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителей по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На территории Республики Карелия полномочия органа государственного кадастрового учета, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», осуществляет Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия.
Статьей 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлен закрытый перечень оснований для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета. При этом согласно разъяснениям Росреестра основания для отказа, предусмотренные ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», должны носить характер, не позволяющий в принципе осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, такие основания должны быть установлены исключительно законном (письмо Росреестра от 29.01.2010 г. №, от 21.10.2009 г. №, от 02.10.2009 г. №, письмо Роснедвижимости от 30.05.2008 г. №).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными документами, распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия Васильеву М.Ю., Лиенко А.В., Соловьеву П.А., Соловьеву Ю.А., Тарчевской Н.П., Травкиной Н.А., Федоричеву А.Л., Ральману Д.Б., Овчинникову А.А., Быковой (Лучининой) И.М., Зернову Р.Л., Кумирову А.В., Николаевскому С.А. предоставлены из земель населенных пунктов в аренду земельные участки, расположенные в г. Петрозаводске в районе <адрес>, ориентировочной площадью 1000 кв. м для индивидуального жилищного строительства. На заявителей возложена обязанность по обеспечению выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ и их государственный кадастровый учет в течение одного года.
На этом основании в установленный срок в соответствии со ст. 20, 21, 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» заявители обратились в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республики Карелия с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, представив необходимые документы. Кадастровые работы в отношении земельных участков выполняло ООО «Межевое Бюро».
Указанные распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия в установленном законом порядке не оспорены, то есть являются законными.
Решениями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республики Карелия заявителям было отказано в проведении государственного кадастрового учета на том основании, что необходимые для кадастрового учета документы по своему содержанию не соответствуют требованиям п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Мотивы различных решений, как указывают заявители, по которым отказано в осуществлении государственного кадастрового учета, совпадают.
На основании п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимости имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 указанного Федерального закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Следовательно, решение об отказе в проведении кадастрового учета принимается в том случае, когда форма и содержание представленных документов не позволяют осуществить государственный кадастровый учет объект недвижимости.
В качестве основания отказа в проведении государственного кадастрового учета в решениях ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия указано, что согласно п. 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ № 412 от 24.11.2008 г., одним из документов, используемых при подготовке межевого плана в случаях, установленных федеральными законами, является документация по планировке территории (проекты межевания территории). Пунктом 37 Требований установлено, что в таблицу реквизита «1» раздела «Исходные данные» построчно вносятся сведения о документах, на основании которых подготовлен межевой план, а также о документах, используемых при подготовке межевого плана. В нарушение указанных требований, по мнению ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК, в представленных заявителями межевых планах реквизиты используемого при подготовке межевого плана документа по планировке территории отсутствуют.
Отказ в проведении государственного кадастрового учета по указанным основаниям, по мнению суда, является незаконным.
Статьей 30.1 Земельного кодекса РФ и главой 5 Градостроительного кодекса РФ не установлены требования, предписывающие обязательность наличия документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, а также положения, в соответствии с которыми невозможно образовать земельный участок без такой документации, либо требования к гражданам о подготовке такой документации.
Требованиями о подготовке межевого плана также не предусмотрено отражение в разделе «исходные данные» межевого плана сведений о градостроительной документации, на основании которой определяется местоположение границ земельного участка. При этом, когда не выполнена планировка территории, в пределах которой расположен земельный участок, возможна постановка земельного участка на кадастровый учет (разъяснения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 30.04.2008 г.). Как установлено в ходе судебного разбирательства, на дату издания распоряжений Министерства природных ресурсов Республики Карелия утвержденные в установленном порядке правила землепользования и застройки, составной частью которых является градостроительный регламент, на территории Петрозаводского городского округа отсутствовали, следовательно, сведения о реквизитах таких документов и не могли содержаться в представленных межевых планах. Таким образом, отказ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия в проведении государственного кадастрового учета по указанным основаниям является необоснованным.
Основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета явилось и то обстоятельство, что на титульном листе межевого плана подпись председателя правления потребительского кооператива «7-й Университетский» не заверена оттиском печати, что не соответствует правилам п. 33 Требований.
Однако суд считает, что в данном случае указанное обстоятельство не препятствовало осуществлению кадастрового учета, так как на титульном листе межевого плана имелись подписи заказчиков – физических лиц.
Основанием для отказа в проведении государственного кадастрового учета явилось также отсутствие в разделе «Схема расположения земельных участков и их частей» отображения земель общего пользования» (п. 76 Требований).
Суд считает отказ по данному основанию неправомерным, поскольку, указанное требование не является обязательным.
В соответствии с п. 5 ст. 38 Закона, п. 75 Требований в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
Пунктом 76 Требований определено, что в случае подготовки межевого плана в результате кадастровых работ по образованию земельных участков дополнительно на схеме отображаются земельные участки или земли общего пользования (допускается схематично отображать местоположение улиц, дорог общего пользования, парков, скверов и т.п.).
Таким образом, из буквального содержания указанных положений закона, а также п. 76 Требований следует, что отображение земельных участков или земель общего пользования необходимо только в случае наличия таковых
Также основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета явилось не представление заверенной кадастровым инженером копии документа о разрешенном использовании земельного участка в соответствии с положениями п.58 Требований.
Суд считает отказ в осуществлении кадастрового учета по данному основанию незаконным по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ определено, что образование земельных участков возможно как из других земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ указано, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Земельные участки были предоставлены заявителям на основании распоряжений Министерства природных ресурсов Республики Карелия из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, поэтому образование данных земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного участка.
Основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета явилось также отсутствие копий документов, на основании которых внесены сведения об обеспечении образуемого земельного участка доступом к земельным участкам общего пользования в графу «3» раздела «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам» межевого плана, что требуется в соответствии с п. 63 Требований.
Суд считает отказ по данному основанию незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 63 Требований условием применения вышеуказанного правила является обстоятельство образования части земельного участка с обеспечением доступа к землям (земельным участкам) общего пользования.
Исходя из содержания распоряжений Министерства природных ресурсов Республики Карелия, образование земельных участков, предоставленных заявителям, не связано с обеспечением доступа к землям (земельным участкам) общего пользования.
Из представленных межевых планов следует, что образуемые земельные участки, имеют непосредственный доступ к землям общего пользования.
В силу п. 65 Требования копии документов, на основании которых вносятся сведения об обеспечении образуемого земельного участка доступом к земельным участкам общего пользования, не требуется.
В разделе «Схема геодезических построений» отсутствует копия картографического произведения, что не соответствует п. 74 Требований, по указанному основанию заявителям отказано в проведении государственного кадастрового учета. Однако, как усматривается из представленных межевых планов, в разделе «Схема геодезических построений» указанные копии картографических произведений имеются.
Суд считает, что указание ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК на отсутствие на титульном листе даты подготовки окончательной версии межевого плана (п. 17 Требований), отсутствие наименования и реквизитов документов, включенных в состав приложения к межевому плану (п. 36 Требований), отсутствие сведений о среднеквадратичной погрешности и т.д., не влияли на возможность осуществления кадастрового учета.
Согласно абз. 6 п. 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Суд считает, что доводы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия, изложенные в решениях об отказе в проведении государственного кадастрового учета, а также приведенные в ходе судебного разбирательства, не указывают на невозможность осуществления государственного кадастрового учета, т.к. в ходе судебного разбирательства установлено, что распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия в установленном законом порядке не признаны незаконными, распоряжения приняты Министерством в пределах его компетенции, представленные межевые планы позволяют определить индивидуальные характеристики земельных участков.
На этом основании суд считает, что оспариваемые заявителями решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия нельзя признать соответствующими закону. Учитывая вышеизложенное, на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия должна быть возложена обязанность по проведению государственного кадастрового учета в соответствии с заявлениями граждан.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия в пользу каждого из заявителей подлежат возмещению расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 197, 197, 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявления Васильева М.Ю., Лиенко А.В., Соловьева П.А., Соловьева Ю.А., Тарчевской Н.П., Травкиной Н.А., Федоричев А.Л., Ральмана Д.Б., Овчинникова А.А., Быковой И.М., Зернова Р.Л., Кумирова А.В., Николаевского С.А. о признании решений ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия незаконными и об обязании совершить действия удовлетворить.
Признать незаконными решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия об отказе Васильеву М.Ю., Лиенко А.В., Соловьеву П.А., Соловьеву Ю.А., Тарчевской Н.П., Травкиной Н.А., Федоричеву А.Л., Ральману Д.Б., Овчинникову А.А., Быковой И.М., Зернову Р.Л., Кумирову А.В., Николаевскому С.А. в проведении государственного кадастрового учета.
Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК провести государственный кадастровый учет объектов недвижимости на основании заявлений:
Васильева М.Ю. от 02.08.2010 г. №;
Лиенко А.В. (земельный участок для оформления предоставлен ФИО20) по заявлению от 20.08.2010 г. №;
Соловьева П.А. от 17.08.2010 г. №;
Соловьева Ю.А. от 17.08.2010 г. №;
Тарчевской Н.П. от 02.08.2010 г. №;
Травкиной Н.А. от 19.07.2010 г. № ;
Федоричева А.Л. от 02.08.2010 г. №;
Ральмана Д.Б. (земельный участок для формирования предоставлен ФИО21) от 27.08.2010 г. №;
Овчинникова А.А. от 10.08.2010 г. №;
Ральмана Д.Б. (земельный участок для формирования предоставлен ФИО15) от 27.08.2010 г. №;
Быковой И.М. от 09.08.2010 г. № ;
Зернова Р.Л. (земельный участок для формирования предоставлен ФИО18) от 02.08.2010 г. №;
Кумирова А.В. от 14.07.2010 г. №;
Николаевского С.А. от 02.08.2010 г. №.
Взыскать с ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия в пользу Васильева М.Ю., Лиенко А.В., Соловьева П.А., Соловьева Ю.А., Тарчевской Н.П., Травкиной Н.А., Федоричев А.Л., Ральмана Д.Б., Овчинникова А.А., Быковой И.М., Зернова Р.Л., Кумирова А.В., Николаевского С.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере по 200 руб. в пользу каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Черонко