Дело № 2-3034/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2016 годаЦентральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Шумейко Е.С.
при секретаре Суминой В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харламовой ФИО5 к Администрации городского округа <адрес>:
- о возложении обязанности предоставить вне очереди в собственность в связи со сносом <адрес> иное благоустроенное жилое помещение, не менее равнозначного по общей площади ранее занимаемому помещению, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратилась в суд и указывает, что она является собственником <адрес>. Постановлением главы администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. «О признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу» дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Департаменту муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> поручено провести переселение из аварийного дома до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ответчик своей обязанности по переселению не исполняет, чем нарушаются её права. В связи с чем, истец просит обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить истцу вне очереди в собственность в связи со сносом <адрес> иное благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям <адрес>, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому.
В судебном заседании истец Харламова О.А. иск поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа <адрес> по доверенности Наливкина С.С. иск не признала, пояснила, что истец является собственником жилого помещения, признанного не пригодным для проживания и законом не предусмотрено предоставление собственнику другого жилого помещения. В данном случае истец вправе требовать лишь выкупную цену за квартиру. Обращает внимание суда, что федеральный законодатель предусмотрел условие предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма только в случае подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, считает иск не подлежащим удовлетворению.
Истец Харламова О.А. является собственником <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено заключение городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Департаменту муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> поручено провести переселение жителей дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 года № 150-III «О муниципальной адресной программе «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город <адрес>» жилой дом <адрес> включен в адресный перечень домов муниципальной адресной программы «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе <адрес>», утвержденный решением Воронежской городской Думы.
В соответствии с положениями частей 10 - 12 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 этой же статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 данной статьи, допускается только с согласия собственника.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно подпункту "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
На основании представленного представителем ответчика уведомлении и копии почтового уведомления о вручении судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Харламовой О.А. как собственнику жилого помещения было направлено уведомление о выполнении требований п.10 ст.32 ЖК РФ в течение года.
Факт получения уведомления истец не оспаривала.
Своими правами, как собственник помещения, истец за указанный период не воспользовалась.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 названной статьи о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005г., предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со статьей 52 этого же Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
По смыслу законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
В данном случае судом установлено, что истец не признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, и малоимущей.
Согласно действующего жилищного законодательства, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
ЖК РФ не предусматривает предоставление другого жилого помещения собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания. В связи с чем, указанные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Харламовой ФИО6 к Администрации городского округа <адрес> о возложении обязанности предоставить вне очереди в собственность в связи со сносом <адрес> иное благоустроенное жилое помещение, не менее равнозначного по обще площади ранее занимаемому помещению, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Дело № 2-3034/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2016 годаЦентральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Шумейко Е.С.
при секретаре Суминой В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харламовой ФИО5 к Администрации городского округа <адрес>:
- о возложении обязанности предоставить вне очереди в собственность в связи со сносом <адрес> иное благоустроенное жилое помещение, не менее равнозначного по общей площади ранее занимаемому помещению, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратилась в суд и указывает, что она является собственником <адрес>. Постановлением главы администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. «О признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу» дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Департаменту муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> поручено провести переселение из аварийного дома до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ответчик своей обязанности по переселению не исполняет, чем нарушаются её права. В связи с чем, истец просит обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить истцу вне очереди в собственность в связи со сносом <адрес> иное благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям <адрес>, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому.
В судебном заседании истец Харламова О.А. иск поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа <адрес> по доверенности Наливкина С.С. иск не признала, пояснила, что истец является собственником жилого помещения, признанного не пригодным для проживания и законом не предусмотрено предоставление собственнику другого жилого помещения. В данном случае истец вправе требовать лишь выкупную цену за квартиру. Обращает внимание суда, что федеральный законодатель предусмотрел условие предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма только в случае подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, считает иск не подлежащим удовлетворению.
Истец Харламова О.А. является собственником <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено заключение городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Департаменту муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> поручено провести переселение жителей дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 года № 150-III «О муниципальной адресной программе «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город <адрес>» жилой дом <адрес> включен в адресный перечень домов муниципальной адресной программы «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе <адрес>», утвержденный решением Воронежской городской Думы.
В соответствии с положениями частей 10 - 12 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 этой же статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 данной статьи, допускается только с согласия собственника.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно подпункту "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
На основании представленного представителем ответчика уведомлении и копии почтового уведомления о вручении судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Харламовой О.А. как собственнику жилого помещения было направлено уведомление о выполнении требований п.10 ст.32 ЖК РФ в течение года.
Факт получения уведомления истец не оспаривала.
Своими правами, как собственник помещения, истец за указанный период не воспользовалась.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 названной статьи о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005г., предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со статьей 52 этого же Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
По смыслу законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
В данном случае судом установлено, что истец не признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, и малоимущей.
Согласно действующего жилищного законодательства, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
ЖК РФ не предусматривает предоставление другого жилого помещения собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания. В связи с чем, указанные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Харламовой ФИО6 к Администрации городского округа <адрес> о возложении обязанности предоставить вне очереди в собственность в связи со сносом <адрес> иное благоустроенное жилое помещение, не менее равнозначного по обще площади ранее занимаемому помещению, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: