Дело № 2а-216/2021
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
р.п.Зубова Поляна 24 февраля 2021 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой Р.Р.,
при секретаре Шичкиной Е.И.,
с участием в деле:
административного истца - федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее также – ФКУ ИК№ УФСИН России по Республике Мордовия), его представителя Ерусланкина Р.А.,
административного ответчика – Галкина Д.Н.,
прокурора – помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Зуева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об установлении административного надзора в отношении Галкина Д.Н.,
установил:
ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия обратилось в суд с административным иском к Галкину Д.Н. об установлении административного надзора.
Административный иск мотивирован тем, что Галкин Д.Н. ранее судим приговором Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 15.02.2013 по п. «г» ч.2 ст.161 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к 3 годам лишения свободы без штрафа, с ограничением свободы на 8 месяцев, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором в действиях Галкина Д.Н. был признан опасный рецидив преступлений.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 12.11.2015 в отношении Галкина Д.Н. был установлен административный надзор сроком на 6 лет. Решением начальника ММО МВД России «Чамзинский» от 29.06.2020 в отношении Галкина Д.Н. прекращен административный надзор со снятием с профилактического учета.
Он же отбывает наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия по приговору Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 27.01.2020 (с учетом внесенных изменений), которым он осужден по ч.1 ст.161 УК РФ к 1 году 4 месяцам лишения свободы, в соответствии со ст.70 УК РФ к 1 году 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Поскольку приговором Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 15.02.2013 в действиях Галкина Д.Н. признан опасный рецидив преступлений, и судимость по данному приговору не погашена, просит применить в отношении последнего нормы Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установить административный надзор сроком на 6 лет и административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время).
В судебном заседании представитель административного истца - ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия административный иск поддержал, по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик – Галкин Д.Н. в судебном заседании административный иск признал частично, просил не устанавливать ему административное ограничение в виде запрета пребывать вне жилого помещения в ночное время суток.
Прокурор полагал возможным удовлетворить административный иск, поскольку он основан на требованиях Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Из части 2 статьи 3 названного Федерального закона, следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 5 названного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд: органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными доказательствами, Галкин Д.Н. ранее судим приговором Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 15.02.2013 по п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ к 3 годам лишения свободы без штрафа, с ограничением свободы на 8 месяцев, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором в действиях Галкина Д.Н. был признан опасный рецидив преступлений.
Согласно ответу филиала по Чамзинскому муниципальному району ФКУ УИН УФСИН России по Республике Мордовия от 15.02.2021 №14/ТО/72/29-96, сведений об исполнении наказания в отношении Галкина Д.Н., __.__.____ года рождения, по приговору Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 15.02.2013 в части дополнительного наказания в виде ограничения свободы, не имеется. На учете Чамзинского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Мордовия не состоял.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 12.11.2015 в отношении Галкина Д.Н. был установлен административный надзор сроком на 6 лет, который решением начальника ММО МВД России «Чамзинский» от 29.06.2020 прекращен со снятием с профилактического учета (осужден приговором Чамзинского районного суда РМ от 27.01.2020 к лишению свободы).
Он же отбывает наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия по приговору Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 27.01.2020 (с учетом внесенных изменений), которым он осужден по ч.1 ст.161 УК РФ к 1 году 4 месяцам лишения свободы, в соответствии со ст.70 УК РФ к 1 году 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Отбывая наказание в местах лишения свободы, последний характеризуется отрицательно.
В соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, подается органом внутренних дел по месту жительства или пребывания этого лица.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для установления в отношении Галкина Д.Н. административного надзора по основанию, предусмотренному п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», не имеется, поскольку по приговору Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 15.02.2013 назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы, которое административным ответчиком как указывалось выше, не отбыто.
Между тем, суд считает необходимым установить в отношении Галкина Д.Н. административный надзор по основаниям, предусмотренным п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, согласно которой административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Судом установлено, что Галкин Д.Н. является совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления по приговору Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 27.01.2020, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания (ст. 86 УК РФ в редакции от 23.07.2013 №218-ФЗ).
С учетом изложенного, в целях предупреждения совершения Галкиным Д.Н. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу о необходимости установить в отношении него административный надзор на срок три года.
Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрен перечень административных ограничений, устанавливаемых в отношении поднадзорного лица.
В силу требований статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно материалам дела, Галкин Д.Н. является гражданином Российской Федерации и имеет регистрацию на территории РФ.
С учетом данных о личности административного ответчика, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств его совершения, в силу требований Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ суд считает необходимым установить в отношении Галкина Д.Н. следующие административные ограничения: обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время).
Установление вышеуказанных видов административных ограничений учитывает личность Галкина Д.Н., ранее судимого, характеристику последнего по месту отбывания наказания, отсутствие поощрений, наличие одного взыскания, обстоятельства совершения преступления, и, по мнению суда, обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При этом, суд исходит из общественных интересов и направленности данных ограничений на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений поднадзорным лицом в будущем, что согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем, конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Установленные в отношении Галкина Д.Н. административные ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона) (п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), что, как указывалось выше, согласуется с нормой статьи 55 Конституции РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На основании п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь статьей 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» к Галкину Д.Н. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Галкина Д.Н. административный надзор сроком на три года, исчисляемым со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Галкина Д.Н. в течение срока административного надзора административные ограничения:
- обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время).
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Р.Р.Ибрагимова