Дело № 2К-24/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2015 года пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бакулина И.В.,
при секретаре Озолиной А.А.,
с участием прокурора Изосина А.А.,
представителя третьего лица - ФИО8 ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО6 об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с названным иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО6 указав в обоснование, что в результате проверки, проведенной прокуратурой <адрес> выявлены нарушения действующего природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. Санкционированная свалка твердых бытовых отходов расположена на земельном участке с кадастровым номером №, который на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен в пользование для ее эксплуатации ФИО8 Обозначенный объект используется с нарушениями требований санитарных правил, регламентированных СанПин 2.1.7. 1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», со стороны ответчика на него нет положительного санитарно-эпидемиологического заключения, у ФИО8 отсутствует лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, условия хранения и способы захоронения отходов на данном объекте не соответствуют требованиям санитарного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления и не являются безопасными; мониторинг окружающей природной среды в районе функционирования санкционированной свалки не осуществляется, отсутствует программа производственного контроля, мусор размещается хаотично, отсутствует ограждение территории, кольцевой канал и вал, изолирующий слой; не ведется контроль за размещением на свалке отходов, что не соответствует требованиям безопасности, предъявляемым к деятельности по обезвреживанию и захоронению отходов, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде; нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, данный объект в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен. В силу чего прокурор просил в судебном порядке обязать ФИО6 в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение на свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером № в границах <адрес>; обязать ФИО6 в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером № в границах <адрес>, лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
В судебном заседании прокурор Изосин А.А. заявленные требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.
Представитель ФИО6 ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве требование о получении санитарно-эпидемиологического заключения на свалку твердых бытовых отходов не признала, сославшись на то обстоятельство, что обязанность по получению такого заключения лежит на организациях, деятельность которых связана с размещением отходов. Относительно требования об обязании обеспечить эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, не возражала.
Представитель третьего лица - ФИО8 ФИО4 в судебном заседании полагал заявленные прокурором требования обоснованными.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что в результате проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, выявлены нарушения действующего природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, допущенные ответчиком. Свалка твердых бытовых отходов расположена на территории земельного участка с кадастровым номером № в границах <адрес>, содержится в неудовлетворительном состоянии. В соответствии с действующим договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенным между ФИО6 и ФИО8 земельный участок передан в аренду под полигон для твердых бытовых отходов. Согласно указанному договору, арендатор обязан использовать землю в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; не допускать ухудшения экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающих к нему территориях.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ от 10.01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и мусора - к вопросам местного значения муниципального района.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно статьям 3, 4, 51 ФЗ от 10.01. 02 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических или физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе леса и иная растительность. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов ( полигон, шламохранилище и другое).
В соответствии с Временными правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденными Минприроды РФ 15.07.1994 года, объектами для размещения отходов являются полигоны и санкционированные свалки.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.2 Требований СП 2.1.7.1038-01.2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Между тем, до настоящего времени указанное заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом полигоном твердых бытовых отходов, ФИО6 не получено, то есть содержание свалки твердых бытовых отходов вышеназванным правилам не отвечает, что является нарушением действующего законодательства при эксплуатации объекта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <данные изъяты>, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При этом суд учитывает, что оснований для освобождения от соблюдения требований санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов ФИО8 не имеется, поскольку договор аренды является действующим, досрочно сторонами не расторгнут.
В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.ст. 2, 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию; лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В нарушение указанных положений, эксплуатацию объекта, который используют для размещения твердых бытовых отходов, осуществляет ФИО8, не имеющее лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, что не соответствует требованиям безопасности, предъявляемым к деятельности по обезвреживанию и захоронению отходов, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, окружающей среде; нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, в соответствии с положениями ст.ст. 8,12, 13 ФЗ « Об отходах производства потребления», ст.ст. 2, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходя из основных принципов охраны окружающей среды, установленных ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», обязанность по контролю за состоянием объектов размещения отходов, их воздействием на окружающую среду, работы по восстановлению нарушенных земель (рекультивации) должны быть возложены, в том числе на собственников объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Проанализировав вышеприведенное законодательство, суд приходит к выводу, что ответственность за приведение указанного прокурором объекта в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды несет ФИО6 которая должна обеспечить эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером № в границах <адрес>, лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обезвреживаю и размещению отходов I-IV классов опасности.
Ответчиком не представлено доказательств, позволяющих признать невозможным исполнение решения суда к запрашиваемому прокурором сроку, в силу чего суд признает этот срок разумным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать ФИО6 в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение на свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером № в границах <адрес>.
Обязать ФИО6 в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером № в границах <адрес>, лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня
составления мотивированного решения суда.
Судья И.В. Бакулин
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФ
составлено 24 марта 2015 года