Дело №2-93/2021
63RS0028-01-2020-001635-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск 25 февраля 2021 года
Сергиевский районный суд Самарской области в составе:
председательствующей судьи Носковой О.В.
при секретаре Рассабиной Г.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сервисная Коммунальная Компания», Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области об обязании обеспечить подачу питьевой воды соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям в границах муниципального образования сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский Самарской области,
с участием помощника прокурора Сергиевского района Меримерин Л.А.
представителей ответчиков:
ООО «СКК» Мельниковой Л.М. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),
администрации муниципального района Сергиевский Коминой М.В. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ)
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сергиевского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Сервисная Коммунальная Компания», Администрации муниципального района Сергиевский, в котором просит в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить подачу питьевой воды из артезианской скважины с кадастровым №, находящейся в 138 метрах от водозаборных сооружений в <адрес>, надлежащего качества, отвечающей санитарно - эпидемиологическим требованиям.
В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой района была проведена проверка обеспечения холодным водоснабжением жителей <адрес> сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский, условий, необходимых для организации подачи питьевой воды соответствующей установленным требованиям. Проверка проводилась с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции Самарской области и Управления Роспотребнадзора по Самарской области. Результаты проверки показали длительное ненадлежащее исполнение администрацией муниципального района Сергиевский и ООО «СКК» требований федерального законодательства, регулирующего вопросы водоснабжения населения питьевой водой.
Территориальным отделом Роспотребнадзора в Сергиевском районе ООО «СКК», как организация, эксплуатирующая водопровод, за необеспечение соответствия санитарно-химическим показателям питьевой воды, было привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 рублей. Кроме того, Обществу ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание № об устранении нарушений, срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данным лабораторных испытаний питьевой воды, проведенных в 2015 году, с подземного источника <адрес> (отбор пробы ДД.ММ.ГГГГ, протокол испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №) показатель жесткости воды составил 15, 9 °Ж при нормативе 7 °Ж, содержание железа – 0,75 мг/л при нормативе 0,3 мг/л.; с подземного источника <адрес> (отбор пробы ДД.ММ.ГГГГ, протокол испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №) показатель жесткости воды составил 8,2 °Ж при нормативе 7 °Ж. Согласно информации Управления Роспотребнадзора в Сергиевском районе, лишь по микробиологическим показателям вода в <адрес> на момент проверки соответствовала санитарным правилам 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требований к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению горячего водоснабжения» и является безвредной в эпидемиологическом отношении. Предписание территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Сергиевском районе от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «СКК» надлежащим образом исполнено не было, за что было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Роспотребнадзора в Сергиевском районе ООО «СКК» повторно выдано предписание об устранении нарушений, срок исполнения которого истекает ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с предписанием, Обществу необходимо разработать и обеспечить проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности питьевой воды в эпидемиологическом отношении, безвредности по химическому составу населенных пунктов, разработать проекты ЗСО подземных источников питьевого водоснабжения, находящихся на балансе ООО «СКК». На дату прокурорской проверки данное предписание в полном объеме не исполнено, в частности, не обеспечена безопасность питьевой воды в эпидемиологическом отношении и безвредность по химическому составу.
ДД.ММ.ГГГГ был произведен выход в <адрес> сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский, с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции Самарской области и Управления Роспотребнадзора по Самарской области. Был произведён отбор проб воды из источников централизованного водоснабжения: водозабор в <адрес>, водоразборная колонка № (<адрес>), водоразборная колонка № (<адрес>), водоразборная колонка № (<адрес>), водоразборная колонка № (<адрес>), водоразборная колонка № (<адрес>), водоразборная колонка № (<адрес>), водоразборная колонка № (<адрес>), водоразборная колонка № (<адрес>), водоразборная колонка № (<адрес>).
Согласно заключений экспертных заключений от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, в отобранных пробах питьевой воды в сельском поселении Елшанка муниципального района Сергиевский установлено превышение допустимых величин показателей качества воды. Превышение нормативного уровня установлено по показателю жесткости воды в 2 раза, по содержанию неорганического вещества (железо) в 19 раз, мутность - в 8 раз. В соответствии с экспертными заключениями от ДД.ММ.ГГГГ № и №, вода питьевая из источников централизованного водоснабжения (водозаборные колонки №№) соответствует по микробиологическим показателям требованиям п. 3.3 таб. № раздела 3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием сельское поселение Елшанка и ООО «Сервисная коммунальная компания» был заключен договор аренды на 49 лет, в т.ч. в целях оказания услуг по холодному водоснабжению; в аренду была передана артезианская скважина глубиной 25 м., 2000 г. постройки с кадастровым № по адресу ориентира <адрес>. Согласно п. 4.4.2 договора, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на техническую эксплуатацию имущества в соответствии с нормами и правилами технической эксплуатации.
В соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № из оперативного управления министерства изъято и переданы в собственность сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский Самарской области сети водоснабжения и недвижимое имущество (<адрес> протяженностью 5896; <адрес> протяженностью 10786; <адрес> протяженностью 12124; <адрес> протяженностью 16840 п.м.; <адрес> протяженностью 14610 п.м.; здание пожарной насосной станции в <адрес> общей площадью 19.1 кв.м.; здание насосной станции в <адрес> общей площадью 98,8 кв.м.; здание умягчения и обезжелезивания подземных вод в <адрес> общей площадью 41, 5 кв.м.; здание пожарной насосной станции в <адрес> общей площадью 19.1 кв.м.).
Указанное имущество принято по акту приема передач от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №р включено в муниципальную собственность сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский Самарской области.
В соответствии с договором аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Муниципальным образованием муниципальный район Сергиевский Самарской области и ООО «СКК», ООО «Сервисная коммунальная компания» во временное пользование предоставлены объекты муниципальной собственности, поименованные в приложениях № к договору, в целях улучшения качества оказываемых потребителям услуг по теплоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, повышения уровня эксплуатации и ремонта, модернизации и реконструкции котельных, тепловых пунктов и насосных станции, тепловых водопроводно-канализационных сетей и других объектов жилищного коммунального хозяйства. Срок действия договора с 01.07.2014г. по 31.05.2015г., договор возобновлен с ДД.ММ.ГГГГ на тех же условиях на неопределённый срок с сохранением прежних условий договора.
Согласно приложений № к договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, переданы: водоснабжение 30.4 Елшанка инв. №; групповой водопровод инв. № (1365 м. <адрес>); здание насосной станции в <адрес> 2011 введения в эксплуатацию; здание умягчения и обезжелезования подземных вод в <адрес> 2011 введения в эксплуатацию; линии электропередач <адрес>, введенные в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
По условиям договора аренды, ООО «СКК» (арендатор) обязан содержать имущество, в том числе инженерные сети, оборудование, коммуникации, в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии в соответствии с санитарными, техническими и противопожарными требованиями (п. 3.3.5), производить текущий ремонт имущества за счет собственных средств (п. 3.3.6), и случаях необходимости самостоятельно производить капитальный ремонт имущества с разрешения арендодателя за счет собственных средств (п. 3.3.7).
Соглашением о делегировании осуществления полномочий сельского поселения на уровень муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский делегировала полномочия по решению вопросов местного значения, установленных федеральным законодательством, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, совершение в отношении принадлежащего поселению имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих прав, и охраняемых законом интересов других лиц, в т.ч. отчуждение имущества в собственность другим лицам, передача на правах аренды, безвозмездного пользования, передача имущества в доверительное управление (п. 1.2.2 Соглашения). Согласно п. 1.2.3 соглашения, администрации муниципального района Сергиевский делегирована организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, в том числе, организация строительства, содержания, капитальный и текущий ремонт, реконструкция сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Из системного толкования действующего законодательства следует, что организация водоснабжения населения и принятие мер по обеспечению питьевой воды надлежащего качества является прямой обязанностью органа местного самоуправления, при этом, на ресурсоснабжающей организации лежит обязанность по подаче питьевой воды надлежащего качества, то есть Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области и ООО «Сервисная коммунальная компания» несут предусмотренную законом ответственность за неисполнении и (или) не надлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Поскольку нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей населенных пунктов, снабжающихся питьевой водой из артезианской скважины глубиной с кадастровым № по адресу ориентира: <адрес>, прокурор просит обязать Администрацию муниципального района Сергиевский Самарской области и ООО «Сервисная коммунальная компания» обеспечить подачу питьевой воды из артезианской скважины надлежащего качества, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора Сергиевского района Меримерин Л.А. уточнил исковые требования, просит обязать Администрацию муниципального района Сергиевский Самарской области и ООО «Сервисная коммунальная компания» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить подачу питьевой воды надлежащего качества, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям в границах муниципального образования сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский Самарской области.
Представитель ответчика ООО «Сервисная Коммунальная Компания» Мельникова Л.М. уточненные исковые требования не признала и пояснила, что водозабор сел Большая Чесноковка и Елшанка находиться в <адрес>. Подача питьевой воды вышеуказанным селам осуществляется из двух скважин глубиной 25 м. каждая. В одной из скважин, при работе насоса ЭЦВ 6-16- 140 подача воды прекращается через 40 минут. В основном это происходит в летний период, когда ведется большой забор воды. Из пробуренных 9 скважин на территории с.<адрес> работает, в основном 1 скважина. Подача воды осуществляется через одну скважину по трубам диаметром 156 мм протяженностью 6 км. на <адрес>, кроме как из скважины, отсутствует. Предоставить альтернативную «воду» не представляется возможным.
На территории сельского поселения Елшанка никаких водоводов нет, вода подается только из скважин. При подаче вода фильтруется, но все равно в воде большой показатель железа. Должно быть специальное оборудование, по обезжелезиванию воды, но оно стоит больше 40 миллионов рублей.
Вынесенные Управлением Роспотребнадзора предписания исполнены частично.
Представитель ответчика администрации муниципального района Сергиевский Самарской области Комина М.В. уточненные исковые требования не признала, пояснив, что на основании предписания, выданного территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Сервисная коммунальная компания», срок устранения нарушений требований действующего законодательства по обеспечению соответствия питьевой воды на территории <адрес> муниципального района Сергиевский санитарно-эпидемиологическим показателям установлен до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, предъявление требований об обеспечении подачи питьевой воды надлежащего качества отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям в границах сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский ранее окончания срока его исполнения является необоснованным. На сегодняшний день существует несколько альтернативных способов решения вопроса водоснабжения сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский: бурение новых артезианских скважин, установка модульной насосно-фильтровальной станции из <адрес> и установка станции обезжелезивания на водозаборном сооружении <адрес>. Во всех перечисленных случаях необходимо осуществление мероприятий по строительству (установке) новых технических объектов, обеспечивающих жителей <адрес> качественной питьевой водой. Реализация указанных мероприятий, а также предваряющая их процедура разработки проектно-сметной документации являются высокозатратными и длительными по времени. Учитывая большие финансовые затраты (прогноз - несколько десятков миллионов рублей), реализация мероприятий по приведению качества питьевой воды на территории сельского поселения Елшанка в соответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами исключительно за счет средств бюджета муниципального района Сергиевский не представляется возможным. В 2021 году с целью направления заявочных документов, привлечений инвестиций федеральною и областного уровня администрацией муниципального района Сергиевский планируется разработка необходимой заявочной документации.
Срок – до ДД.ММ.ГГГГ, в случае удовлетворения исковых требований в полном объеме, порождает заведомо неисполнимое решение суда ввиду вышеуказанных причин.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района Сергиевский направлен запрос в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о рассмотрении возможности включения объекта «Проектирование и строительство водозабора в с.<адрес>» в действующие программы Самарской области.
Представитель третьего лица Администрации сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть без участия представителя администрации поселения.
В судебном заседании были допрошены специалисты:
Государственной жилищной инспекции Емельянов Р.А., который пояснил, что он выезжал в <адрес>, проверил на водозаборе давление воды, давление было в норме. Никаких нарушений установлено не было. Про качество воды ничего пояснить не может, пробу воды брали специалисты Роспотребнадзора;
Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе Михайлов Д.П. пояснил, что они поручали Центру гигиены произвести отбор проб воды на анализ. В <адрес> проблема с железом в воде. В принципе, эта проблема была всегда. Показатель железа очень большой, превышение допустимой нормы в 18-19 раз, жесткость воды превышение в 2 раза. Необходимо обновить оборудование, которое снижало уровень железа. К употреблению вода не пригодна. Если воду набирают, она сразу темнеет, а если воду набирают в железное ведро, она сразу окисляется.
Выслушав стороны, изучив материалы и доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.п.4 п.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды, устанавливаются индивидуально для каждой системы водоснабжения в соответствии с правилами, указанными в приложении 1.
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства (п.3.1 Правил.).
Пункт 3.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 предусматривает, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2) (п.3.4.1); содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3) (п.3.4.2); содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2) (п.3.4.3).
В Таблице 2 определены нормативы (предельно допустимые концентрации (ПДК) по содержанию в воде железа (Fe, суммарно) -0,3 (1,0) мг/л, жесткость общая 7 (10) мг-экв./л.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием сельское поселение Елшанка муниципального района Сергиевский Самарской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом (арендодатель) и ООО «Сервисная Коммунальная Компания» (арендатор) заключен договор № аренды объектов коммунального хозяйства, расположенных на территории муниципального района Сергиевский Самарской области сроком на 49 лет, согласно которого арендатору предоставлены объекты коммунального хозяйства, расположенные на территории муниципального района Сергиевский, для оказаниям услуг по холодному водоснабжению.
Из Приложения № и Приложения № к договору аренды усматривается, что аренду передана артезианская скважина глубиной 25 м, 2000 г. постройки с кадастровым № по адресу: <адрес> (л.д.29-35).
Согласно п. 4.4.2 договора, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на техническую эксплуатацию имущества в соответствии с нормами и правилами технической эксплуатации (л.д.29-35).
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, из оперативного управления министерства строительства Самарской области изъято и передано в собственность сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский Самарской области сети водоснабжения и недвижимое имущество – в <адрес> протяженностью 5896 п.м.; <адрес> протяженностью 10786 п.м.; <адрес>, в границах <адрес> протяженностью 12124 п.м.; <адрес>, начальная точка - в 320 м. слева от км 24+900 а/д «Сергиевск-Чекалино-Большая Чесноковка-Русская Селитьба», конечная точка - в 95 м слева от 39 км+000 а/д «Сергиевск-Чекалино-Большая Чесноковка-Русская Селитьба» протяженностью 16840 п.м.; <адрес>, начальная точка - в 320 м. слева от ум 24+900 а/д «Сергиевск-Чекалино-Большая Чесноковка-Русская Селитьба», конечная точка - в 95 м слева от км 39 + 000 а/д «Сергиевск-Чекалино-Большая Чесноковка-Русская Селитьба» протяженностью 14610 п.м.; здание пожарной насосной станции в <адрес> общей площадью 19.1 кв.м.; здание насосной станции в с. Елшанка Сергиевского района общей площадью 98,8 кв.м.; здание умягчения и обезжелезивания подземных вод в <адрес> общей площадью 41,5 кв.м.; здание пожарной насосной станции в <адрес> общей площадью 19,1 кв.м. (л.д.68-77).
Данное имущество передано по акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ из собственности Самарской области в собственность сельского поселения Елшанка муниципального района <адрес> (л.д.78).
Распоряжением главы сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ №р объекты недвижимого имущества (согласно Приложения) включены в муниципальную собственность и Реестр сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский Самарской области (л.д.79-81).
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием муниципальный район Сергиевский и ООО «Сервисная Коммунальная Компания» заключен договор № аренды муниципального имущества, в целях улучшения качества оказываемых потребителям услуг по теплоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, повышения уровня эксплуатации и ремонта, модернизации и реконструкции котельных, тепловых пунктов и насосных станции, тепловых водопроводно-канализационных сетей и других объектов жилищного коммунального хозяйства, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-38).
ООО «СКК», как арендатор, обязано содержать имущество, в том числе инженерные сети, оборудование, коммуникации, в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии в соответствии с санитарными, техническими и противопожарными требованиями (п.3.3.5), производить текущий ремонт имущества за счет собственных средств (п. 3.3.6), и случаях необходимости самостоятельно производить капитальный ремонт имущества с разрешения арендодателя за счет собственных средств (п. 3.3.7).
Из Приложений № к договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № и акта приема-передачи в аренду муниципального имущества усматривается, что в аренду переданы: водоснабжение 30.4 Елшанка инв. №; групповой водопровод инв. № (1365 м. <адрес>); здание насосной станции в <адрес> 2011 введения в эксплуатацию; здание умягчения и обезжелезования подземных вод в <адрес> 2011 введения в эксплуатацию; линии электропередач <адрес>, введенные в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.39-55, 56-57,58).
В соответствии с Соглашением о делегировании осуществления полномочий сельского поселения на уровень муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский Самарской области делегировала Району полномочия по решению вопросов местного значения, установленных федеральным законодательством: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, совершение в отношении принадлежащего поселению имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих прав, и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждение имущества в собственность другим лицам, передача на правах аренды, безвозмездного пользования, передача имущества в доверительное управление (п. 1.2.2 Соглашения); организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, в том числе, организация строительства, содержания, капитальный и текущий ремонт, реконструкция сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п.1.2.3 Соглашения).
Судом установлено, в результате проведения плановой проверки ООО «СКК» в 2015 году с исследованием проб воды, в том числе в <адрес>, исследования воды показали, что качество воды не соответствует установленным гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде по жесткости и по содержанию железа: с подземного источника <адрес> показатель жесткости воды составил 15, 9 °Ж при нормативе 7 °Ж, содержание железа - 0. 75 мг/л при нормативе 0, 3 мг/л.; с подземного источника <адрес> показатель жесткости воды составил 8, 2 °Ж при нормативе 7 °Ж.
Лишь по микробиологическим показателям вода в <адрес> на момент проверки соответствовала санитарным правилам 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
За выявленное нарушение ООО «СКК» было привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе ООО «СКК» выдано предписание № для разработки и обеспечения проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности питьевой воды в эпидемическом отношении и безвредности по химическому составу населенных пунктов, на НФС <адрес>, провести благоустройство территории, обеспечить охрану, ремонт и реконструкцию технологического оборудования, косметический и капитальный ремонт, бактериологической и химической лаборатории; разработать проекты ЭСО подземных источников питьевого водоснабжения, находящихся на балансе ООО «СКК». Срок исполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65-66).
ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе ООО «СКК» выдано предписание № для разработки и обеспечения проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности питьевой воды в эпидемическом отношении и безвредности по химическому составу населенных пунктов; разработать проекты ЭСО подземных источников питьевого водоснабжения, находящихся на балансе ООО «СКК». Срок исполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67).
Согласно экспертного заключения № по результатам испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», в пробе воды, отобранной по адресу: <адрес> превышение ПДК железа в 16,9 раз, жесткости в 2,10 раза, мутность в 8,31 раза (л.д.96-97).
Согласно экспертного заключения № по результатам испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», в пробе воды, отобранной по адресу: <адрес> превышение ПДК железа в 18,7 раз, жесткости в 2,60 раза, мутность в 8,28 раза (л.д.98-99).
Согласно экспертного заключения № по результатам испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», в пробе воды, отобранной по адресу: <адрес> превышение ПДК железа в 16,73 раз, жесткости в 2,15 раза, мутность в 8,61 раза (л.д.100-101).
Согласно экспертного заключения № по результатам испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», в пробе воды, отобранной по адресу: <адрес> превышение ПДК железа в 16,53 раза, жесткости в 2,12 раза, мутность в 8,35 раза (л.д.102-103).
Согласно экспертного заключения № по результатам испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», в пробе воды, отобранной по адресу: <адрес> превышение ПДК железа в 16,0 раза, жесткости в 2,13 раза, мутность в 8,51 раза (л.д.104-105).
Согласно экспертного заключения № по результатам испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», в пробе воды, отобранной по адресу: <адрес> превышение ПДК железа в 18,9 раз, жесткости в 2,16 раза, мутность в 8,67 раза (л.д.107-108).
Согласно экспертного заключения № по результатам испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», в пробе воды, отобранной по адресу: <адрес> превышение ПДК железа в 19,0 раз, жесткости в 2,17 раза, мутность в 8,71 раза (л.д.109-110).
Согласно экспертного заключения № по результатам испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», в пробе воды, отобранной по адресу: <адрес>, водозабор-скважина превышение ПДК железа в 18,9 раз, жесткости в 2 раза, мутность в 8,74 раза (л.д.111-112).
Согласно экспертного заключения № по результатам испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», в пробе воды, отобранной по адресу: <адрес> превышение ПДК железа в 18,36 раз, жесткости в 1,97 раза, мутность в 8,67 раза (л.д.113-114).
Согласно экспертного заключения № по результатам испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», в пробе воды, отобранной по адресу: <адрес> превышение ПДК железа в 18,8 раз, жесткости в 2,0 раза, мутность в 8,27 раза (л.д.115-116).
Из экспертных заключений № и № по результатам испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», вода питьевая из источника централизованного водоснабжения (водозаборная колонка №), вода питьевая из источника централизованного водоснабжения (водозаборная колонка №), вода питьевая из источника централизованного водоснабжения (водозаборная колонка №), вода питьевая из источника централизованного водоснабжения (водозаборная колонка №) вода питьевая из источника централизованного водоснабжения (водозаборная колонка №), вода питьевая из источника централизованного водоснабжения (водозаборная колонка №), вода питьевая из источника централизованного водоснабжения (водозаборная колонка №), вода питьевая из источника централизованного водоснабжения (водозаборная колонка №) соответствует по микробиологическим показателям (л.д.117-124).
С учетом установленных по делу обстоятельств, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что питьевая вода в сельском поселении Елшанка муниципального района Сергиевского района не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства по качеству воды, и представляют собой опасность для жизни и здоровья населения.
Суд считает, что со стороны администрации муниципального района Сергиевский и ООО «СКК» не принимаются все меры по обеспечению населения сельского поселения Елшанка питьевой водой, соответствующей требованиям законодательства, следовательно, на них должна быть возложена обязанность по принятию мер к обеспечению населения питьевой воды надлежащего качества.
Доводы представителей ответчиков, что для обеспечения населения сельского поселения Елшанка питьевой воды надлежащего качества необходимы большие денежные средства не могут служить основанием для освобождения администрации муниципального района Сергиевский и ООО «СКК» от исполнения обязанности по обеспечению и предоставлению надлежащего качества поставляемой питьевой воды, соответствующей обязательным требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Обязанность по обеспечению населения питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, а также по соблюдению при этом санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, возложена на Администрацию муниципального района Сергиевский как орган местного самоуправления, в чьи непосредственные обязанности входит организация водоснабжения населения и на ООО «СКК», как арендатора муниципального имущества, оказывающего услуги по водоснабжению.
По общему правилу, установленному ст.401 Гражданского кодекса РФ, основанием для ответственности за ненадлежащее исполнение принятых обязательств могут являться обстоятельства непреодолимой силы, к которым не относится отсутствие у должника денежных средств.
В соответствии с п.9 ст.23 Закона о водоснабжении, на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения исковых требований Прокурора Сергиевского района в полном объеме.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Сергиевского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Сергиевский Самарской области и ООО «Сервисная Коммунальная Компания» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соответствие поставляемой в границах сельского поселения Елшанка муниципального района Сергиевский Самарской области питьевой воды надлежащего качества, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: О.В. Носкова