Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-294/2020 ~ М-257/2020 от 06.05.2020

Дело № 2а-294/2020 (УИД 36RS0016-01-2020-000390-58)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Калач 26 мая 2020 г.

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Тронева Р.А.,

при секретаре Звир Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области к Опариной Дарье Николаевне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, а также пеней по данному виду налога,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Мурманской области обратилась в суд с административным иском к Опариной Д.Н. о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы в размере 3690 руб., а также пеней по данному виду налога в размере 34 руб. 09 коп., а всего 3724 руб. 09 коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на налоговом учёте в налоговом органе - Межрайонной ИФНС России № 5 по Мурманской области состоит в качестве налогоплательщика Опарина Д.Н., которая в соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги. В силу пункта 1 статьи 48 (абзацы 2,3) НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. В соответствии со сведениями, представленными в инспекцию регистрирующим органом, административный ответчик является собственником недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 34,10 (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ); квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, с кадастровым номером , площадью 43,50 (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ). На основании нормы статьи 400 НК РФ административный ответчик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. В соответствии со статьей 406 НК РФ и статьей 3 Решения Совета депутатов МО г. Мончегорск от 24.11.2016 N 352 "Об установлении на территории муниципального образования г. Мончегорск с подведомственной территорией налога на имущество физических лиц" с 01.01.2017 установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов налогообложения: - жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень в соответствии с п.7, абз. 2 п. 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, в отношении прочих объектов налогообложения - 0, 3%. Согласно нормам статьи 406 НК РФ и статьи 3 Решения Мончегорского городского Совета от 27.11.2014 N 135 "Об установлении налога на имущество физических лиц" установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости (на 2015 - 2016 годы): стоимостью имущества до 300 тыс. руб. (включительно) - в размере 0,1%; стоимостью имущества свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) - в размере 0,2%; стоимостью имущества свыше 500 тыс. руб. - в размере 0,31%. В соответствии с пунктом 1 статьи 408 НК РФ налоговым органом налогоплательщику Опариной Д.Н. был исчислен налог на имущество физических лип за 2015-2017 годы в общей сумме 3690,00 руб., в том числе: за 2015 год в сумме 904 руб. (452199 руб. х 1 х 0,20%); за 2016 год в сумме 1624 руб. (523952 руб. х 1 х 0,31%); за 2017 год в сумме 1162 руб. (387218 руб. х 1 х 0,30%). Расчеты налогов приведены в налоговых уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , направленных в адрес налогоплательщика заказными письмами. В соответствии с пунктом 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В связи с тем, что в установленные законодательством о налогах и сборах сроки административный ответчик налог на имущество физических лиц не уплатил, на сумму недоимки в соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ начислены пени в сумме 34 руб. 09 коп. (с учетом уплаты).

В соответствии со статьей 70 НК РФ налогоплательщику направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени. В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Статья 57 Конституции РФ и статья 23 НК РФ устанавливают обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы. До настоящего времени указанные требования в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч. 1 ст. 48 НК РФ).

Представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие. Заявленные административные требования поддерживает в полном объеме и просит суд их удовлетворить (л.д. 46).

Административный ответчик Опарина Д.Н. надлежащим образом извещена о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явилась, уважительных причин неявки суду не предоставила. Возражений относительно заявленных административных требований суду также не представила.

Суд определил, рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.

Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Абзацем 4 пункта 4 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из представленных материалов следует, что административному ответчику направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 904 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 5 руб. 12 коп. (за 2015 г.) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1624 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 28 руб. 97 коп. (за 2016 г.) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1162 руб. (за 2017 г.) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25, 27-28, 30-32).

Исходя из сумм задолженности, указанных в требованиях, сроков уплаты, определенных требованиями, со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пени и до момента, когда предъявлено настоящее административное исковое заявление о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, а также пеней по данному виду налога, прошло более шести месяцев (срок обращения в суд по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сумма требований в заявленном размере (более 3000 руб.) превышена после выставления требования от ДД.ММ.ГГГГ со сроком его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (ст. 48 НК РФ).

Из обстоятельств дела следует, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ обращался к мировому судье судебного участка № 4 в Калачеевском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за период 2015 – 2017 гг. в размере 3690 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 133 руб. 43 коп., а всего о взыскании суммы в размере 3823 руб. 43 коп. по основаниям, изложенным в настоящем исковом заявлении.

Определением мирового судьи судебного участка № 4 в Калачеевском судебном районе Воронежской области от 01.11.2019 г. Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Мурманской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Опариной Д.Н. вышеуказанной недоимки по налогу на имущество физических лиц, поскольку административным истцом заявление о вынесении судебного приказа подано по истечении шестимесячного срока, установленного для его подачи (л.д. 12-14).

ДД.ММ.ГГГГ (согласно штампу на почтовом конверте) административный истец направил в Калачеевский районный суд Воронежской области настоящее административное исковое заявление (л.д. 37), то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ. При этом ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления административным истцом не заявлено.

Анализ взаимосвязанных положений статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Учитывая изложенное, при вынесении мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, шестимесячный срок на подачу административного иска исчисляется с даты окончания срока исполнения соответствующего требования, а не с даты вынесения указанного определения.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Оснований для восстановления срока на обращение с административным иском суд не находит.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в настоящее время налоговый орган утратил возможность взыскания с Опариной Д.Н. заявленной к взысканию недоимки по налогу на имущество физических лиц, а также пеней по данному виду налога, в связи с истечением установленного срока их взыскания, что в силу ст. 59 НК РФ является основанием для признания недоимки безнадежной к взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области к Опариной Дарье Николаевне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, а также пеней по данному виду налога – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Тронев Р.А.

Мотивированное решение суда изготовлено 02 июня 2020 г.

Судья Тронев Р.А.

Дело № 2а-294/2020 (УИД 36RS0016-01-2020-000390-58)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Калач 26 мая 2020 г.

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Тронева Р.А.,

при секретаре Звир Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области к Опариной Дарье Николаевне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, а также пеней по данному виду налога,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Мурманской области обратилась в суд с административным иском к Опариной Д.Н. о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы в размере 3690 руб., а также пеней по данному виду налога в размере 34 руб. 09 коп., а всего 3724 руб. 09 коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на налоговом учёте в налоговом органе - Межрайонной ИФНС России № 5 по Мурманской области состоит в качестве налогоплательщика Опарина Д.Н., которая в соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги. В силу пункта 1 статьи 48 (абзацы 2,3) НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. В соответствии со сведениями, представленными в инспекцию регистрирующим органом, административный ответчик является собственником недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 34,10 (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ); квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, с кадастровым номером , площадью 43,50 (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ). На основании нормы статьи 400 НК РФ административный ответчик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. В соответствии со статьей 406 НК РФ и статьей 3 Решения Совета депутатов МО г. Мончегорск от 24.11.2016 N 352 "Об установлении на территории муниципального образования г. Мончегорск с подведомственной территорией налога на имущество физических лиц" с 01.01.2017 установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов налогообложения: - жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень в соответствии с п.7, абз. 2 п. 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, в отношении прочих объектов налогообложения - 0, 3%. Согласно нормам статьи 406 НК РФ и статьи 3 Решения Мончегорского городского Совета от 27.11.2014 N 135 "Об установлении налога на имущество физических лиц" установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости (на 2015 - 2016 годы): стоимостью имущества до 300 тыс. руб. (включительно) - в размере 0,1%; стоимостью имущества свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) - в размере 0,2%; стоимостью имущества свыше 500 тыс. руб. - в размере 0,31%. В соответствии с пунктом 1 статьи 408 НК РФ налоговым органом налогоплательщику Опариной Д.Н. был исчислен налог на имущество физических лип за 2015-2017 годы в общей сумме 3690,00 руб., в том числе: за 2015 год в сумме 904 руб. (452199 руб. х 1 х 0,20%); за 2016 год в сумме 1624 руб. (523952 руб. х 1 х 0,31%); за 2017 год в сумме 1162 руб. (387218 руб. х 1 х 0,30%). Расчеты налогов приведены в налоговых уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , направленных в адрес налогоплательщика заказными письмами. В соответствии с пунктом 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В связи с тем, что в установленные законодательством о налогах и сборах сроки административный ответчик налог на имущество физических лиц не уплатил, на сумму недоимки в соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ начислены пени в сумме 34 руб. 09 коп. (с учетом уплаты).

В соответствии со статьей 70 НК РФ налогоплательщику направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени. В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Статья 57 Конституции РФ и статья 23 НК РФ устанавливают обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы. До настоящего времени указанные требования в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч. 1 ст. 48 НК РФ).

Представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие. Заявленные административные требования поддерживает в полном объеме и просит суд их удовлетворить (л.д. 46).

Административный ответчик Опарина Д.Н. надлежащим образом извещена о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явилась, уважительных причин неявки суду не предоставила. Возражений относительно заявленных административных требований суду также не представила.

Суд определил, рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.

Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Абзацем 4 пункта 4 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из представленных материалов следует, что административному ответчику направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 904 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 5 руб. 12 коп. (за 2015 г.) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1624 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 28 руб. 97 коп. (за 2016 г.) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1162 руб. (за 2017 г.) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25, 27-28, 30-32).

Исходя из сумм задолженности, указанных в требованиях, сроков уплаты, определенных требованиями, со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пени и до момента, когда предъявлено настоящее административное исковое заявление о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, а также пеней по данному виду налога, прошло более шести месяцев (срок обращения в суд по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сумма требований в заявленном размере (более 3000 руб.) превышена после выставления требования от ДД.ММ.ГГГГ со сроком его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (ст. 48 НК РФ).

Из обстоятельств дела следует, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ обращался к мировому судье судебного участка № 4 в Калачеевском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за период 2015 – 2017 гг. в размере 3690 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 133 руб. 43 коп., а всего о взыскании суммы в размере 3823 руб. 43 коп. по основаниям, изложенным в настоящем исковом заявлении.

Определением мирового судьи судебного участка № 4 в Калачеевском судебном районе Воронежской области от 01.11.2019 г. Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Мурманской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Опариной Д.Н. вышеуказанной недоимки по налогу на имущество физических лиц, поскольку административным истцом заявление о вынесении судебного приказа подано по истечении шестимесячного срока, установленного для его подачи (л.д. 12-14).

ДД.ММ.ГГГГ (согласно штампу на почтовом конверте) административный истец направил в Калачеевский районный суд Воронежской области настоящее административное исковое заявление (л.д. 37), то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ. При этом ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления административным истцом не заявлено.

Анализ взаимосвязанных положений статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Учитывая изложенное, при вынесении мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, шестимесячный срок на подачу административного иска исчисляется с даты окончания срока исполнения соответствующего требования, а не с даты вынесения указанного определения.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Оснований для восстановления срока на обращение с административным иском суд не находит.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в настоящее время налоговый орган утратил возможность взыскания с Опариной Д.Н. заявленной к взысканию недоимки по налогу на имущество физических лиц, а также пеней по данному виду налога, в связи с истечением установленного срока их взыскания, что в силу ст. 59 НК РФ является основанием для признания недоимки безнадежной к взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области к Опариной Дарье Николаевне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, а также пеней по данному виду налога – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Тронев Р.А.

Мотивированное решение суда изготовлено 02 июня 2020 г.

Судья Тронев Р.А.

1версия для печати

2а-294/2020 ~ М-257/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области
Ответчики
Опарина Дарья Николаевна
Суд
Калачеевский районный суд Воронежской области
Судья
Тронев Роман Александрович
Дело на странице суда
kalacheevsky--vrn.sudrf.ru
06.05.2020Регистрация административного искового заявления
06.05.2020Передача материалов судье
07.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2020Судебное заседание
02.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2021Дело оформлено
13.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее