дело №2а-253/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 27 сентября 2016 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Марцынюк Е.Н.,
с участием представителя административного истца Карельской таможни Ждановой С.В.,
представителя административного ответчика Хейккинен Е.А., адвоката Максимова Е.П., действующего на основании удостоверения № Х и доверенности от 01.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Карельской таможни к Хейккинен Е.А. о взыскании таможенных платежей и пеней,
установил:
Карельская таможня обратилась в суд с названным иском, указывая, что 26 мая 2015 года в 19 часов 30 минут у дома <адрес> нарядом ДПС ОГИБДД МО МВД России «Костомукшский» был остановлен автомобиль марки Toyota Corolla, регистрационный номер № Х, временно ввезенный на таможенную территорию Таможенного союза для личного пользования Хейккинен Е.А. Указанным автомобилем управлял гражданин РФ Ф.С.А. Документов, свидетельствующих об уплате таможенных платежей, Ф.С.А. представлено не было. Разрешения таможенного органа на передачу в пользование (распоряжение) автомобиля иному лицу Хейккинен Е.А. не получала.
Таким образом, временно ввезенное на таможенную территорию ТС для личного пользования Хейккинен Е.А. транспортное средство находилось на таможенной территории ТС в пользовании (распоряжении) Ф.С.А. 11.06.2015 постановлением мирового судьи судебного участка №2 г. Костомукша Республики Карелия Хейккинен Е.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ. По результатам камеральной таможенной проверки установлено, что передача транспортного средства была совершена без разрешения таможенного органа, сумма ввозной таможенной пошлины составила 481 177 руб. 54 коп., а также начислены пени за период с 27.05.2015 по 06.11.2015 в размере 21 701 руб. 11 коп. 06.11.2015 в адрес Хейккинен Е.А. выставлено требование об уплате таможенных платежей №35 на общую сумму 502 878 руб. 65 коп.: 481 177 руб. 54 коп. - таможенные платежи; 21 701 руб. 11 коп. - пени. Срок добровольной уплаты по требованию истёк 25.12.2015. Просит взыскать с административного ответчика таможенные платежи в размере 481 177 руб. 54 коп. и пени в размере 21 701 руб. 11 коп.
В судебном заседании представитель административного истца Карельской таможни Жданова С.В., действующая на основании доверенности, поддержала требования по доводам, изложенным в заявлении, и пояснила, что расчёт таможенных платежей произведён на основании заключения экспертизы, проведённой Карельской таможней. Обоснованность принятого решения о направлении Хейккинен Е.А. требования об уплате таможенных платежей и пеней подтверждена судебными решениями. Результаты судебной экспертизы не могут быть приняты во внимание, поскольку рыночная стоимость автомобиля определена на рынке Российской Федерации, тогда как транспортное средство было ввезено из Финляндии. Законом не предусмотрена возможность для снижения размера пеней.
Административный ответчик Хейккинен Е.А., извещённая о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась.
Представитель административного ответчика Хейккинен Е.А., адвокат Максимов Е.П., действующий на основании нотариальной доверенности, иск признал частично, и пояснил, что при определении размера таможенных платежей, подлежащих взысканию с административного ответчика, следует исходить из заключения судебной экспертизы о рыночной стоимости автомобиля, поскольку происхождение и приобретение транспортного средства на территории Финляндии не установлено, считает необоснованными требования о взыскании пеней. Ответчик была привлечена к административной ответственности, и необходимо учитывать возраст и материальное положение административного ответчика.
Выслушав стороны, допросив эксперта К.А.М., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Пункт 3 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливает, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 352 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями гл. 49 этого Кодекса, а в неурегулированной ею части - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.
В силу ст. 11 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее Соглашение) транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 (Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год), могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз. Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только: при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза.
В соответствии с пунктами 4, 6 и 7 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа - день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения. Ввозные таможенные пошлины, налоги в данном случае подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии со ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и названным законом возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза незаконным перемещением товаров через таможенную границу является перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Согласно статьям 123 и 124 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №311-ФЗ) к таможенным сборам относятся таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров, их плательщиками являются лица, указанные в статье 114 настоящего Федерального закона, а именно декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
В силу п. 2 ст. 150 Федерального закона № 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В судебном заседании установлено, что Хейккинен Е.А., являющаяся гражданкой <данные изъяты> и <данные изъяты>, проживая на территории обоих государств, 26.05.2015 ввезла через таможенный пункт МАПП «Люття» на территорию Российской Федерации автомобиль Toyota Corolla, регистрационный номер № Х, помещённый под таможенный режим временного ввоза, со сроком ввоза до 26.08.2015, с установлением ограничения: отчуждение, передача в пользование запрещены, о чём Хейккинен Е.А. была заполнена и подписана пассажирская таможенная декларация.
26.05.2015 указанный автомобиль под управлением Ф.С.А. был задержан сотрудниками ДПС ОГИБДД МО МВД России «Костомукшский» и изъят. По факту передачи права пользования транспортным средством без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 г. Костомукша Республики Карелия от 11.06.2015 Хейккинен Е.А. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу.
06.11.2015 Карельской таможней вынесено требование №35 об уплате Хейккинен Е.А. таможенных платежей в размере 481 177 руб. 54 коп. и пеней в размере 21 701 руб. 11 коп., которые были направлены заказными почтовыми отправлениями 06.11.2015. Срок добровольной уплаты по требованию истёк 25.12.2015.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10.03.2016 Хейккинен Е.А. отказано в удовлетворении административного иска к Карельской таможне о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей №35 от 06.11.2015.
Решение суда вступило в законную силу 06.06.2016.
16.02.2016 Карельская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Хейккинен Е.А. таможенных платежей и пеней.
Доводы представителя административного ответчика о том, что таможенные платежи и пени должны быть рассчитаны исходя из заключения судебной экспертизы №338/08/2016 от 25.08.2016, проведенной ООО «Оценка», суд считает необоснованными.
В силу пунктов 1, 2 статьи 361 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования. В случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров. Физическое лицо вправе доказать достоверность сведений, представленных для определения таможенной стоимости.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Соглашения таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении 5 к Соглашению в размерах, предусмотренных данным приложением, за исключением случая, когда иным международным договором государств - членов таможенного союза этим государствам предоставлено право устанавливать иные единые ставки таможенных пошлин, налогов.
Согласно заключению судебной экспертизы №338/08/2016 от 25.08.2016, проведенной ООО «Оценка», рыночная стоимость автомобиля Toyota Corolla, регистрационный номер № Х определена в размере 751 000 руб. применительно к территории Российской Федерации, тогда как в соответствии с законом таможенная стоимость товаров определяется на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров.
С учётом изложенного, суд при определении суммы подлежащих взысканию таможенных платежей и пеней исходит из заключения таможенного эксперта №029164 от 22.09.2015, согласно которому рыночная стоимость автомобиля Toyota Corolla, регистрационный номер № Х, 2013 года выпуска, с рабочим объёмом двигателя 1598 куб. см. определена в размере 18 000 Евро.
В силу пункта 12 раздела IV приложения 5 к Соглашению от 18 июня 2010 года в отношении автомобилей, ввозимых самими собственниками либо иными физическими лицами по поручению собственника, не выезжавшего для приобретения автомобиля за пределы таможенной территории таможенного союза, вне зависимости от места совершения такой сделки по приобретению, с момента выпуска которых прошло не более трех лет и стоимость которых составляет более 16700 евро в эквиваленте, но не превышает 42300 евро в эквиваленте, применяется 48% таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
Таможенная стоимость вышеуказанного транспортного средства составляет 985 458 руб. 60 коп., из расчёта: 18 000 Евро х 54,7477 (курс ЦБ РФ на 26.05.2015).
48% таможенной стоимости автомобиля составит 473 020 руб. 13 коп., что составляет менее 5,5 Евро за 1 куб. см.
Таким образом, размер таможенных платежей, подлежащий взысканию с Хейккинен Е.А. составляет 481 177 руб. 54 коп., исходя из расчёта: ((1598 куб. см. х 5,5 Евро) х 54,7477 руб.).
В соответствии с ч. 1 ст. 151 Федерального закона № 311-ФЗ пенями признаются установленные данной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с ч. 2 ст. 151 Федерального закона № 311-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются (ч. 4 ст. 151 Федерального закона № 311-ФЗ).
Из п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» следует, что в целях компенсации потерь казны, вызванных несвоевременным поступлением таможенных пошлин и налогов, за каждый день просрочки в их уплате взимаются пени, уменьшение начисленного размера которых, в силу части 4 статьи 151 Закона о таможенном регулировании, не допускается.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд применяет закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
С учётом того, что спорные отношения возникли 26.05.2015, пени начислены за период с 27.05.2015 по 06.11.2015, таможенное законодательство не содержит положений о возможности снижения начисленных таможенным органом за несвоевременную уплату таможенных платежей пеней, а также учитывая, что взыскание пеней не должно влечь для гражданина утрату гарантий, предусмотренных ст. 7 Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу о возможности применить к отношениям по уплате пеней за несвоевременное внесение таможенных платежей по аналогии закона ст. 333 ГК РФ, позволяющую снизить размер взыскиваемых пеней.
Данный вывод согласуется с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 1999 года, утверждённый Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.04.2000.
Принимая во внимание соразмерность суммы пеней размеру основного долга, период просрочки, фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о снижении размера пеней, подлежащих взысканию с административного ответчика, до 10 000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С административного ответчика в бюджет Костомукшского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8111 руб. 78 коп.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Хейккинен Е.А. в пользу Карельской таможни таможенные платежи в размере 481 177 руб. 54 коп., пени за период с 27.05.2015 по 06.11.2015 в размере 10 000 руб., а всего 491 177 (четыреста девяносто одну тысячу сто семьдесят семь) руб. 54 коп.
В удовлетворении административного искового заявления о взыскании с Хейккинен Е.А. пеней в размере 11 701 руб. 11 коп., отказать.
Взыскать с Хейккинен Е.А. в бюджет Костомукшского городского округа государственную пошлину в размере 8111 руб. 78 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья И.А. СафарянМотивированное решение составлено 02 октября 2016 года.