Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дата. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
при секретаре Коровиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №№... по исковому заявлению Машнова А.А. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Самарской области о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии за время нахождения в командировке в *** и о включении в стаж периода прохождения службы в армии
У С Т А Н О В И Л:
Машнов А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Самарской области, в котором просил обязать ответчика произвести ему перерасчет выслуги лет для назначения пенсии за время нахождения в командировке в *** из расчета один день за три, в период с дата. по дата.; засчитать ему в стаж государственной службы в органах внутренних дел период прохождения военной службы по призыву с дата. по дата. из расчета один день военной службы за два дня государственной службы. В обоснование заявленных требований указал, что он, являясь сотрудником органов внутренних дел, в период с дата. по дата. во исполнение Указа Президента от дата. № №... «***. В соответствии с Постановлением Правительства №... от дата. ***. Факт непосредственного участия истца в *** подтвержден решением Октябрьского районного суда г. Самары от дата., которым с ГУВД Самарской области в пользу истца взыскана денежная компенсация за ***. Указанный период в льготном исчислении не был засчитан ответчиком в стаж службы в органах внутренних дел. Кроме того при увольнении из органов внутренних дел истцу было отказано в о включении в стаж государственной службы в органах внутренних дел периода прохождения военной службы по призыву с дата. по дата. из расчета один день военной службы за два дня государственной службы на основании ч. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих».
В судебном заседании Машнов А.А. и его представитель ФИО1 исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ГУ МВД России по Самарской области -ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве на исковое заявление, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. В обоснование возражений на иск указала, что выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе прохождения службы. Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируется Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом в части 2 статьи 18 этого Закона указано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона, к которым, в частности, относятся офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в указанном Законе не значатся. Машнов А.А. проходил срочную службу по призыву в качестве солдата, что является основанием зачета данного период службы в календарном исчислении, поскольку он не входит в определенный указанным Законом круг лиц, к которым применима рассматриваемая льгота. В отношении требований истца об обязании произвести ему перерасчет выслуги лет для назначения пенсии за время нахождения в командировке в СКР из расчета один день за три, в период с дата. по дата. указала, что данная льгота применима лишь для сотрудников, фактически принимавших непосредственное участие в контртеррористических мероприятиях, доказательств участия в которых истцом не представлено. Кроме того, заявила о пропуске срока исковой давности для обращения истца в суд с указанными требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Машнов А.А. в период с дата. по дата. проходил военную службу по призыву, что подтверждается справкой отдела военного комиссариата адрес от дата., военным билетом №....
Согласно записям трудовой книжки, представленным суду материалам личного дела (послужной список) истец был принят на службу в органах внутренних дел дата. и уволен по собственному желанию дата. Стаж службы в органах внутренних дел на момент увольнения составил ***, в льготном исчислении ***.
Из материалов дела следует, что истцу было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием необходимого стажа для назначения пенсии.
В силу пункта "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Пункт 3 ст. 10 Закона РФ "О статусе военнослужащих", исходя из его содержания и буквального смысла, не регулирует вопросы исчисления выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел, а устанавливает лишь условия включения времени военной службы в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности.
Федеральный закон от 17.12.2011 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает два вида стажа: общий трудовой, к которому относится суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 года (абзац 19 пункта 3 статьи 30), и страховой стаж, к которому относится суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (статьи 10, 11).
Данные виды стажа имеют значение для исчисления трудовой пенсии в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2011 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Статья 30 этого Закона воспроизводит правило об исчислении периода военной службы по призыву в двойном размере.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому при назначении пенсии за выслугу лет учитывается не общий или специальный трудовой стаж, а выслуга на военной службе.
В соответствии с п. "а" части первой Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу ст. 18 данного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:
военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.
Пунктом 5 данного Постановления установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Таким образом, законы Российской Федерации РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не содержат нормы о включении в выслугу лет сотрудника органа внутренних дел периода военной службы по призыву в льготном исчислении.
В виду изложенного, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о пересчете срока выслуги лет в льготном исчислении за период прохождения военной службы по призыву с дата. по дата. - один день военной службы за два дня выслуги -не имеется.
При разрешении исковых требований об обязании ответчика произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии за время нахождения истца в командировке в *** из расчета один день за три, в период с дата. по дата. суд исходит из следующего.
Как следует из справки *** от дата. №... *** Машнов А.А. в период с дата. по дата. принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона и на него распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные приказом МВД России от дата. № №....
В соответствии с приказом МВД России от дата. №... сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо - Кавказского региона по месту постоянной дислокации выплачиваются должностные оклады (оклады по воинским должностям) и оклады по специальным (воинским) званиям в размере 1,5 окладов; засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии: 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца; в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в выполнении задач в составе Временной оперативной группировки сил засчитывается время их непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях из расчёта 1 месяц за 1,5 месяца.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.02.2001г. № 135-9 «О дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо - Кавказского региона время участия военнослужащих и сотрудников в составе сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц военной службы (службы) за три месяца.
В подтверждение факта участия в контртеррористических операциях истец ссылается на решение *** от дата., в соответствии с которым с ГУВД Самарской области в пользу Машнова А.А. взыскана компенсация за участие в *** в размере ***.
Статья 3 Федерального закона от 25.07.1998 N 330-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (действовавшего на момент спорных правоотношений), определяет понятие "контртеррористическая операция", как специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зоной проведения контртеррористической операции являются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружения, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.
Согласно п. 3 ст. 12 указанного Федерального закона руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.
Статьей 19 данного Федерального закона было предусмотрено, что социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба.
В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий засчитывается время непосредственного участия в контртеррористических операциях из расчета один день службы за три дня. Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 N 651 "О внесении изменения в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941" установлен следующий порядок исчисления выслуги лет: один день службы за три дня засчитывается за время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 года или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 года.
Таким образом, основанием указанного льготного исчисления выслуги лет сотрудникам органам внутренних дел являются приказы командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба.
Соответствующих приказов о фактическом участии истца в спорный период в контртеррористической операции им не представлено.
Ссылка истца на вышеуказанное решение суда от дата. судом не может быть принята во внимание, поскольку вопросы исчисления выслуги лет истца не являлись предметом рассмотрения по данному делу. Указанным решением взыскано вознаграждение за участие в контртеррористических операциях.
Кроме того, заслуживают внимание доводы ответчика о пропуске истцом срока давности для обращения в суд с данными требованиями.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 2 названной нормы в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами РФ, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Аналогичные положения содержатся и в части 2 статьи 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", предусматривающей распространение действия трудового законодательства Российской Федерации на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с правилами п.п. 3, 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд. Сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Данные положения согласуются с правилами ст. 392 ТК РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Как установлено судом, с приказом об увольнении от дата. № №... содержащим сведения о выслуге лет, Машнов А.А. был ознакомлен дата.
Однако с данным иском Машнов А.А. обратился в суд лишь дата.
Доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд истец суду не представил. Ссылка истца на отсутствие финансовых средств не может являться уважительной причиной пропуска данного срока.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Таким образом, на момент обращения истца в суд истек как трехмесячный, так и установленный ст. 200 ГК РФ общий срок исковой давности для обращения истца в суд за зашитой своих прав, что является самостоятельным основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Машнова А.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено дата.
Судья Е.А. Митина