2-1407/2020
УИД 26RS0023-01-2020-003660-21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЕ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2020 года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Колесникова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Супруновой А.А.,
представителя истца Бондаренко Н.В., по доверенности Белимовой Т.В.,
представителя ответчика ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по доверенности Моляровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Н. В. к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и обществу с ограниченной ответственностью «Минераловодской эксплуатационной компании» (ООО «МЭК») о возложении обязанности по установке общедомового прибора учета холодной воды в многоквартирном доме после проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и возмещении судебных расходов,
у с т а н о в и л
Бондаренко Н. В. обратилась с исковым заявлением в Минераловодский городской суд Ставропольского края к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и обществу с ограниченной ответственностью «Минераловодской эксплуатационной компании» о возложении обязанности по установке общедомового прибора учета холодной воды в многоквартирном .............. после проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и возмещении судебных расходов
Из содержания исковых требований следует, что Бондаренко Н.В. является собственником жилого помещения по адресу ............... Согласно протоколу общего собрания от .............. собственниками приняты решения общего о выборе ООО «МЭК» в качестве управляющей организации, о заключении собственниками договоров, в т. ч. холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. На этом же общем собрании .............. собственниками принято решение о выборе её в качестве председателя Совета многоквартирного дома. В 2013 году в многоквартирном доме по .............. был установлен ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» общедомовой прибор учета холодной воды СТВХ – 65 на основании требований ч. 9 ст. 13 ФЗ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. При этом обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора не проводилось, акт обследования не составлялся. .............. истек очередной срок гос. поверки общедомового прибора учета холодной воды СТВХ – 65, в силу чего он является неисправным. В настоящее время ООО «МЭК» инициировано общее собрание по вопросу установки общедомового прибора учета холодной воды. Согласно акта обследования внутридомовых сетей холодного водоснабжения жилого дома по адресу .............., составленного ООО «МЭК» .............. в присутствии собственников жилого дома, стальные трубопроводы нижней разводки холодного водоснабжения покрыты коррозией, для устранения течей установлены множественные хомуты, запорная арматура к стоякам покрыта коррозией, частично не работает на закрывание, имеются подтекания на соединении с трубопроводами. Общедомовые стояки холодной воды, расположенные в квартирах, стальные, диаметром 32-40 мм, покрыты коррозией, для устранения течей на отдельных участках выполнена замена новой трубой из стали и полипропилена. Износ внутридомовых инженерных сетей холодного водоснабжения составляет более 80%, требуется выполнение работ по капитальному ремонту. Согласно техническому паспорту дом по .............. в .............. 1974 года постройки. С 1974 года по настоящее время капитальный ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения не проводился. Проводимый управляющей компанией текущий ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения только позволяет поддерживать систему до капитального ремонта. Из акта обследования от .............., составленного ООО «МЭК» в присутствии собственников дома, следует, что техническая возможность установки коллективного прибора учета отсутствует без проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения. Установка общедомовых приборов учета на инженерных сетях, требующих капитального ремонта, повлечет за собой увеличение коммунальных платежей потребителей, в том числе на общедомовые нужды, вследствие происходящих из-за сильного износа сетей, технологических потерь. В соответствии с п. 1, 2 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261 – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Пунктом 5 указанной статьи установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах до 1 июля 2012 года, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В соответствие с п. 9 данной статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеющих непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Подпунктом «ж» пункта 10 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.02.2016 г. (далее – Правила 491), предусмотрено, что требованиями к содержанию общего имущества является соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Согласно подпункту «к» пункта 11 правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). Согласно пунктов 2, 4 Приказа Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: - установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); - при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; - в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа. На основании выше изложенного установка общедомового прибора учета холодной воды в многоквартирном доме по .............. в .............. невозможна без капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения.
Истец Бондаренко Н.В. уведомлена о времени и месте рассмотрения дела. Предоставила в суд письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствии, обеспечив участие в судебном заседании представителя по доверенности Белимову Т.В.
Ответчик, общество с ограниченной ответственностью «Минераловодская эксплуатационная компания» уведомлена о времени и месте рассмотрения дела. Судебные повестки, направленные по месту нахождения юридического лица и по месту фактического нахождения возвращены в суд в связи с «истечением срока хранения.
В силу ч. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, осуществляемой по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и несут процессуальные обязанности, установленные федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК РФ участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно материалов дела местонахождение юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Минераловодской эксплуатационной компании» (ООО «МЭК») является адрес: ...............
Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Кроме того в соответствии с п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ), в том числе, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Согласно п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 г. № 234, почтовые отправления разряда «судебное» и разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.
Как было указано выше, направленная ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Минераловодской эксплуатационной компании» (ООО «МЭК») судебная корреспонденция не получена ответчиком, возвращена в адрес суда с пометкой «Истек срок хранения».
Исходя из действия принципов добросовестности и разумности, ответчик общество с ограниченной ответственностью «Минераловодская эксплуатационная компания» (ООО «МЭК») должно было обеспечить возможность получения им почтовой и иной корреспонденции по месту своей регистрации.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является для суда препятствием для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту его регистрации корреспонденции, является риском самого юридического лица, и он несет все неблагоприятные последствия такого бездействия. В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Не явившись в почтовое отделение за получением судебной корреспонденции, ответчик отказался от получения судебной корреспонденции, что согласно ст. 117 ГПК РФ приравнивается к надлежащему извещению.
При этом по смыслу ст. 35 ГПК РФ, личное участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью стороны.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права своей волей и в своем интересе.
Кроме того, в соответствии со ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле,
Таким образом, суд принял исчерпывающие меры к извещению ответчика общества с ограниченной ответственностью «Минераловодскую эксплуатационную компанию» (ООО «МЭК») о времени и месте рассмотрения дела, обеспечив ему возможность участия в судебном заседании.
Изложенные выше обстоятельства дают суду основания считать ответчика уведомленным надлежащим образом о рассмотрении данного гражданского дела.
При таких обстоятельствах суд, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии истца Бондаренко Н.В. и представителя ответчика, общества с ограниченной ответственностью «Минераловодской эксплуатационной компании» (ООО «МЭК»).
В судебном заседании представитель истца Белимова Т.В. В общем и целом, подтвердила все основания, изложенные в исковом заявлении. Просила суд удовлетворить исковые требования. В дополнении представитель истца сообщил что Арбитражным судом .............. было рассмотрено исковое заявление по иску ГУП СК «Ставрополькрайводаканал» к ООО «МЭК» о возложении обязанности установить и обеспечить ввод в эксплуатацию коллективных приборов учета холодной воды, в том числе и в ............... Согласно постановления № 354 в случае истечения срока поверки прибор учета считается неисправными и подлежит либо поверке, либо замене. В настоящее время указанный прибор учета снят. Возможно ли проведение поверки прибора данных не имеется.
Представитель ответчика ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по доверенности Молярова Е.А., в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Бондаренко Н.В. ООО «МЭК» осуществляет управление данным многоквартирным домом, заключен договор с ресурсоснабжающей организацией ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», при заключении договора о способе управления прибор учета уже был установлен, никаких возражений о необходимости ремонта сетей и расчета поставки холодной воды по нормативу не заявлялось. Подписывая договор было взято обязательство обеспечить установку, ремонт, замену прибора учета. Обязанность на установку прибора учета лежит на управляющей компании ООО «МЭК». Имеется решение Арбитражного суда от .............. о понуждении ООО «МЭК» об установке прибора учета в том числе и по указанному адресу. Капитальный ремонт предусматривает замену системы водоснабжения, прибор учета является её частью. Поддерживать текущее состояние систем водоснабжения так же должна управляющая компания ООО «МЭК». Производится не установка. А замена прибора учета. Проведение поверки прибора возможна при вызове специализированной организации которая имеет лицензию для проведения таких работ.
Кроме доводов, содержащихся в исковых требованиях и доводов, содержащихся в возражениях представителя ответчика суд, исследовал доказательства, представленные сторонами. Из совокупности исследованных доказательств, предоставленных сторонами судом установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме .............., общим собранием собственников было принято решение о выборе управляющей компании ООО «МЭК, заключении договора управления многоквартирным домом с ООО «МЭК» и других вопросов.
Как следует из Акта .............. от .............., в многоквартирном доме по адресу: .............., ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Минераловодский «Водоканал» установлен общедомовой прибор учета СТВХ-65.
Согласно акта сотрудниками ООО «МЭК» с участием председателя совета многоквартирного дома Бондаренко Н.В. .............. было проведено обследование на предмет установления наличия (технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды в ............... Обследование проведено осмотром. В результате обследования установлено, что техническая возможность установки прибора холодной и горячей воды отсутствует, установка прибора невозможна без капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.
Согласно акта о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: .............. от .............., проведенного с участием представителя ООО «МЭК», износ внутридомовых инженерных сетей холодного водоснабжения составляет более 80 %, требуется выполнение работ по капитальному ремонту.
Согласно технического паспорта, многоквартирный жилой дом по адресу: .............., 1974 года постройки.
Согласно заключения содержащегося в акте контрольного обследования .............. от .............., требуется замена или поверка общедомового прибора учета СТВХ-65 установленного в многоквартирном доме по адресу: ...............
Решением Арбитражного суда .............. от .............. по делу № .............. по иску ГУП СК «..............водоканал» на общество с ограниченной ответственностью «Минераловодская эксплуатационная компания» возложена обязанность установить и обеспечить ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в многоквартирных домах, в том числе и в многоквартирном ...............
Установленные фактические обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 1, части 1 статьи 11, статьи 12 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ, предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" определено, что на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма (далее - наниматели), а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах (далее - собственники), использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Из содержания ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
Согласно пункта 5 указанной статьи Федерального Закона до 1 июля 2012 года, собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Пунктом 9 статьи установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" установлены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, а также форма акта обследования.
Из пункта 2 и пункта 4 указанного Приказа следует, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.
Таким образом, необходимость проведения соответствующего обследования для установления возможности установки приборов учета определена на законодательном уровне, результаты такого обследования должны отражаться в акте, составленном по форме, утвержденной названным Приказом Минрегионразвития РФ N 627 от 29 декабря 2011 года.
Исходя из предмета и оснований заявленного иска, основным доказательством в подтверждении юридически значимых обстоятельств по делу является акт обследования, составленный по установленной законом форме, а так же акт состояния общего имущества в многоквартирном доме. Согласно исследования указанных доказательств и иных документов следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме .............., было принято решение о выборе управляющей компании ООО «МЭК и заключении договора управления многоквартирным домом с ООО «МЭК». .............., в многоквартирном доме по адресу: .............., ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Минераловодский «Водоканал» установлен общедомовой прибор учета СТВХ-65. Износ внутридомовых инженерных сетей холодного водоснабжения составляет более 80 %, требуется выполнение работ по капитальному ремонту. Многоквартирный жилой дом по адресу: .............., 1974 года постройки. Требуется замена или поверка общедомового прибора учета СТВХ-65 установленного в многоквартирном доме по адресу: ............... Установленные обстоятельства подтверждены надлежащими доказательствами и не оспорены сторонами.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 29.06.2020) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из материалов дела первичная установка общедомового прибора учета холодной воды, в многоквартирном доме по адресу: .............., была произведена .............. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Минераловодский «Водоканал».
В настоящее время в связи с истечением срока поверки возникла необходимость в замене либо поверке указанного общедомового прибора учета холодной воды
Требования Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты подлежащие сносу или капитальному ремонту.
Доказательств того, что .............. нуждается в капитальном ремонте, истцом суду не предоставлено.
Согласно п. 22 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 - факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственником помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранением жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оценивая предоставленный суду акт от .............. установления наличия (технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды в .............. не является достаточным доказательством об отсутствии технической возможности установки прибора холодной и горячей воды без капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем. Техническое обследование было проведено визуальным осмотром, без применения инструментов либо средств измерений. Квалификация и возможность проведения указанного обследования лицами, которые подписали указанный акт не подтверждена. Акт об отсутствии или наличии технической возможности установки индивидуального прибора учета воды составляется управляющей организацией на основании обследования жилого помещения с участием ресурсоснабжающей организации (в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 и приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. N 627. В нарушении указанных норм при проведении обследования ресурсоснабжающая организации не была привлечена. Акт не содержит обоснование критерий на основании которых было сделано соответствующее заключение.
Суд создал все условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении гражданского дела.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Вмешательство суда в указанный основополагающий принцип гражданского судопроизводства ограничено положением ч. 2 ст. 12 ГПК РФ, согласно которому суд оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения настоящего дела представителем истцом и его представителем не представлено достаточных, относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих исковые требования. Предоставленные суду доказательства об отсутствии технической возможности установки прибора холодной и горячей воды без капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем не могут быть приняты судом как достаточные и допустимые доказательства.
Иных доказательств того, что спорный дом на момент установки прибора учета нуждается в капитальном ремонте, суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая, что в удовлетворении исковых требований отказано полностью, то оснований для взыскания с ответчиков расходов по оплате государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Бондаренко Н. В. к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и обществу с ограниченной ответственностью «Минераловодской эксплуатационной компании» о возложении обязанности по установке общедомового прибора учета холодной воды в многоквартирном .............. после проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и возмещении судебных расходов, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 августа 2020 года.
Судья Д. В. Колесников