Дело № 5-554/18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 апреля 2018 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Паршукова Н.В.,
при секретаре Костроминой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, поступившие из Калининградской областной таможни, в отношении ООО «Стройтрансбалт», ИНН 3907048225, КПП 390701001, ОГРН 1053903346100, адрес: Калининград, ул. Двинская, д. 93, Литер Б по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
23 июня 2017 года в зону таможенного контроля (ЗТК) таможенного поста МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни (238420, Калининградская область г.Багратионовск, ул. Дружбы; далее - т/п МАПП Багратионовск) прибыло транспортное средство, с регистрационными номерами <данные изъяты> следующее из Польской Республики в Калининградскую область (Россия), под управлением гражданина Российской Федерации Лынова А.В., водителя-экспедитора ООО «СТРОЙТРАНСБАЛТ».
В этот же день (23.06.2017), водитель Лынов А.В. сообщил в таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза иностранных товаров, путем представления товаросопроводительных документов (ТСД): международной товарно-транспортной накладной (CMR) б/н от <данные изъяты>
Данное сообщение было принято должностным лицом т/п МАПП Багратионовск и зарегистрировано 23.06.2017 в 01 час 12 минут, за №.
Согласно CMR б/н от 21.06.2017 и прилагаемого к ней пакету документов, перевозчиком таможенному органу сообщено о прибытии товара «плита из гипса, без упаковки, в количестве 10 пачек (10 грузовых мест), код ТН ВЭД ЕАЭС 6809110000, весом брутто 18705 кг». Отправитель товара фирма «SAINT-GOBAIAIN CONSTRUCTION PRODUCTS POLSKA Sp.z o.o. (Польша, г. Гливице), получатель товара - ООО «МЕГАПОЛИС-ЦЕНТР» (Калининградская область, Калининград).
В соответствии с профилем риска №55/10000/11062008/00228 (версия 13) по поручению на досмотр № 10012100/230617/000100 в целях идентификации товара, в объеме 100 % был назначен таможенный досмотр.
В ходе таможенного осмотра (акт таможенного досмотра №) установлено, что сведения о товарах, перемещаемых по CMR б/н от 21.06.2017, соответствую сведениям, указанным в товаросопроводительных документах.
В то же время фактический вес брутто товара - «плита из гипса» составляет 20640 кг, что на 1935 кг больше чем заявлено в CMR б/н от ДД.ММ.ГГГГ (18 705 кг). Взвешивание проводилось на весах автомобильных электронных ВА25-4-1, рег. №, заводской № (свидетельство о поверке №, действительно до ДД.ММ.ГГГГ).
24.01.2018 должностным лицом т/п МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни в отношении ООО «Стройтрансбалт» было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Меры обеспечения производства по делу в виде изъятия/ареста товара, явившегося предметом административного правонарушения, не применялись.
22 февраля 2018 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №, действия которого квалифицированы по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель ООО «Стройтрансбалт» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступило. С учетом изложенного, считая, что участие привлекаемого лица в рассмотрении дела об административном правонарушении является его правом, и в случае уклонения лица от участия в рассмотрении дела оно тем самым отказывается от реализации своих прав, полагая, что отсутствие представителя ООО «Стройтрансбалт» не препятствует всестороннему, полному, объективному разрешению дела в соответствии с законом, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ст. 150 Таможенного кодекса таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза, в соответствии с п. 1 ст. 4 ТК ТС под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Согласно п. 1 ст. 158 Таможенного кодекса Таможенного Союза перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Положениями ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные в п. 1 ч. 1 данной статьи, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:.. .о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен.
Согласно ст. 194 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» при ввозе товаров в РФ с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза перевозчик обязан: доставить товары в место прибытия или иное место, определенное в соответствии с ч. 1 ст. 193 настоящего закона; предъявить товары таможенному органу; представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза; представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством РФ такие документы подлежат представлению таможенному органу в месте прибытия; совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, согласно таможенному законодательству РФ о таможенном деле.
Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что, оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (КДПГ, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и др.) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения. При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств данного правонарушения.
Статья 8 «Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ) (заключена в Женеве 19 мая 1956 года) предусматривает обязанность перевозчика при принятии груза проверить точность записей, сделанных в накладной, относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указанных записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, а также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (статья 8 КДПГ, статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года и др.).
Из материалов дела следует, что каких-либо оговорок в товаросопроводительные документы перевозчиком внесено не было.
При этом, расхождение в весе составило значительную часть от общего количества товара (на 1935 кг), такое несоответствие фактического веса товара заявленному в товаросопроводительных документах не могло не быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортного средства и его технических возможностей.
Таким образом, в действиях юридического лица ООО «Стойтрансбалт» по сообщению таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с примечанием 2 к ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Из материалов дела видно, что при проведении таможенного досмотра товара, находящегося в транспортном средстве с регистрационными номерами <данные изъяты> перемещался товар «плита из гипса, без упаковки, в количестве 10 пачек (10 грузовых мест), код ТН ВЭД ЕАЭС <данные изъяты> весом брутто 18705 кг», вес брутто товара - «плита из гипса» составляет 20640 кг., что на 1935 кг. больше нежели, заявлено в CMR б/н от 21.06.201 (18 705 кг).
В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с таможенной территории РФ товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Факт совершения ООО «Стройтрансбалт» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами административного дела: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 24 января 2018 года; актом таможенного досмотра от 23 июня 2017 года; протоколом об административном правонарушении от 22 февраля 2018 года и другими материалами дела.
При таком положении, суд приходит к выводу, что вина ООО «Стройтрансбалт» доказана совокупностью собранных по делу доказательств и суд квалифицирует его действия по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов.
Частью 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Осуществляя международную перевозку грузов автомобильным транспортом, перевозчик должен учитывать, что обязанность по представлению таможенному органу документов и сведений о товаре, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, возложена на перевозчика, и принимать все зависящие от него меры по надлежащему выполнению этих обязанностей.
По делу не установлено объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «Стрйотрансбалт» обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством РФ. Оно имело правовую и реальную возможность надлежащего декларирования перемещаемых товаров, однако не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований закона.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Стройтрансбалт», не установлено.
Издержки по делу отсутствуют.
Основания, предусмотренные ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела отсутствуют.
Вместе с тем, санкция ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает альтернативные виды административного наказания.
При решении вопроса о назначении наказания за данное административное правонарушение суд учитывает фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, специфику перемещаемого товара, и считает возможным назначить ООО «Стройтрансбалт» административное наказание в виде административного штрафа без конфискации предметов административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.5-29.7, 29.9-29.11, 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ООО «Стройтрансбалт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.
Сумма штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом получателю штрафа по следующим реквизитам: банк получателя – Операционный департамент Банка России, г. Москва 701; БИК 044501002; счет № 40101810800000002901; получатель – межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН 7730176610; КПП 773001001; КБК (поле 104) – 15311604000016000140; ОКТМО – 45328000 (поле 105); очередь платежа – 5 (поле 21); код таможни – 10012000; УИН 153101001120000177184; назначение платежа – штраф по постановлению № 10012000-177/2018 по делу об административном правонарушении для Калининградской областной таможни.
До истечения установленного законом срока для уплаты штрафа, документ, подтверждающий уплату штрафа необходимо представить судье Ленинградского района г. Калининграда, в случае невыполнения этих требований, документы для принудительного взыскания суммы штрафа будут направлены судебному приставу-исполнителю, а лицо, обязанное уплатить штраф – привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Паршукова