Дело № 12-15/2016
РЕШЕНИЕ
06 мая 2016 года с.Верхнеяркеево
Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я.,
с участием заявителя - директора МОБУ СОШ <адрес> РБ Мухаметов Р.И.,
ведущего специалиста - эксперта Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан Зиннатуллина Ф.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МОБУ СОШ <адрес> муниципального района <адрес> РБ Мухаметов Р.И. на постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Нефтекамского ТК Минэкологии РБ Кондовой Л.Р. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Нефтекамского ТК Минэкологии РБ Кондовой Л.Р. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания директор МОБУ СОШ <адрес> МР <адрес> РБ Мухаметов Р.И. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - ему назначено наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты>
Постановление в отношении Мухаметов Р.И. вынесено по материалам проверки, проведенной в МОБУ СОШ <адрес>, в ходе которой обнаружены следующие нарушения:
- не составлены паспорта на отходы производства и потребления, образующиеся в результате деятельности Учреждения, отнесенные в соответствии с ФККО к отходам III класса опасности, а именно: отходы минеральных масел моторных; IV класса опасности, а именно: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), что является нарушением требований п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ;
- не разработан проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, что является нарушением п.п. 1, 2 части 2 ст. 11, п.п. 2, 3, 4 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, п.1 ч.1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Мухаметов Р.И. обратился в суд с рассматриваемой жалобой, ссылаясь на то, что указанные в Акте проверки и постановлении о привлечении к административной ответственности нарушения являются незначительными, не причиняют ущерба и вреда окружающей среде.
Основываясь на вышеизложенное, директор МОБУ СОШ <адрес> МР <адрес> РБ Мухаметов Р.И. просит постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Нефтекамского ТК Минэкологии РБ Кондовой Л.Р. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания отменить, квалифицировать его действия как малозначительное правонарушение, учитывая то, что какой-либо вред его действиями (бездействием) окружающей среде не нанесен, негативные последствия не наступили.
В ходе судебного заседания Мухаметов Р.И. доводы своей жалобы поддержал и дополнительно пояснил суду, что от ДД.ММ.ГГГГ им было направлено письмо в адрес начальника ОО Администрации МР <адрес> Кашаповой Г.Ф. с просьбой о содействии в финансировании разработки и утверждения документации по экологии в МОБУ СОШ <адрес>. На данный момент проводится аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на разработку проекта ПДВ, паспортизации отходов I- IV класса отходов.
Ведущий специалист - эксперт Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан Зиннатуллин Ф.Я. возражал удовлетворению жалобы Мухаметов Р.И., ссылаясь на то, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования не может квалифицироваться малозначительным правонарушением; нарушения, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении, являются основанием для квалификации административного правонарушения по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выслушав директора МОБУ СОШ <адрес> МР <адрес> РБ Мухаметов Р.И., ведущего специалиста - эксперта Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан Зиннатуллина Ф.Я., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу положений ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Согласно ст. 18 вышеназванного Федерального закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, МОБУ СОШ <адрес> МР <адрес> РБ допустило нарушение требований статьей 11, 14, 18, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», при обращении с отходами производства.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что основанием привлечения директора МОБУ СОШ <адрес> МР <адрес> РБ Мухаметов Р.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, явилось несвоевременное составление паспортов на отходы производства и потребления I-IV класса опасности, образующиеся в результате деятельности Учреждения, и не разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальныхорганизациях.
Установлено, что в момент проведения проверки ведущим специалистом - экспертом Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан Зиннатуллиным Ф.Я. заявитель жалобы Мухаметов Р.И., будучи директором МОБУ СОШ <адрес> МР <адрес> РБ, являлся должностным лицом со специальными полномочиями, осуществляющим организационно-распорядительные функции, между тем, не принял необходимых мер для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, чем допустил нарушения норм действующего законодательства.
Факт совершения Мухаметов Р.И. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, оцененными старшим государственным инспектором Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателем Нефтекамского ТК Минэкологии РБ Кондовой Л.Р. в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, Мухаметов Р.И., являясь директором МОБУ СОШ <адрес> МР <адрес> РБ, в силу закрепленных за ним полномочий, выступал должностным лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью МОБУ СОШ <адрес> МР <адрес>.
Суд находит, что действия Мухаметов Р.И. правильно квалифицированы по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, в действиях Мухаметов Р.И. формально содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Однако суд находит, что в указанном выше случае действия Мухаметов Р.И., формально содержащие признаки административного правонарушения, являются малозначительным правонарушением, так как какие-либо вредные последствия эти действия не повлекли. Кроме того, как установлено в ходе судебного заседания, в настоящее время разработка МОБУ СОШ <адрес> МР <адрес> РБ паспортов на отходы производства и потребления, и разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение находится на стадии завершения.
Исходя из вышеизложенного, учитывая также характер совершенного правонарушения и роли правонарушителя, учитывая отсутствие негативных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд считает возможным действия и бездействие Мухаметов Р.И., хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, квалифицировать как малозначительное правонарушение, и считает возможным освободить его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В связи с изложенным, суд считает возможным постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Нефтекамского ТК Минэкологии РБ Кондовой Л.Р. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания отменить, на основании ст. 2.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Мухаметов Р.И. прекратить всвязи с малозначительностью совершенного правонарушения и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Нефтекамского ТК Минэкологии РБ Кондовой Л.Р. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в отношении директора МОБУ СОШ <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Мухаметов Р.И. отменить.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении МухаметоваРависаИльясовича прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Миннебаева Л.Я.