2-511/2021
10RS0№ ...-88
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
15 июня 2021 года |
........ |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ........ в Кондопожском, Медвежьегорском и ........х, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кондопожского муниципального района о признании действия незаконными, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что администрация Кондопожского муниципального района являясь юридическим лицом, осуществляющим полномочия по водоотведению в границах поселения д. ........, полномочия по определению гарантирующей организации и по установлению нормативов состава сточных вод, имея возможность для соблюдения требований санитарного законодательства, не приняла всех зависящих от нее мер по их соблюдению. ХХ.ХХ.ХХ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РК возбуждено дело об административном правонарушении на основании обращения гражданина с жалобой на эксплуатацию канализационно-очистных сооружений (далее - КОС) д. ........ с нарушением санитарно-эпидемиологических требований (отсутствие очистки и обеззараживания сточных вод). По результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ, постановлением Кондопожского городского суда от ХХ.ХХ.ХХ ответчик привлечен к административной ответственности за совершение указанного правонарушения. В ходе административного расследования, возбужденного, выявлено, что ответчиком допущены нарушения положений ст. 11, п. 1,3,4 ст.18, 21, 29, 32 ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», положения п. 3.4, 4.1.1, 4.2, 6.11, 6.12, 7.2, 7.3 СанПиН 2.ХХ.ХХ.ХХ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Ответчику выдано предписание № ... от ХХ.ХХ.ХХ об устранении указанных нарушений со сроком исполнения до ХХ.ХХ.ХХ, однако, к ХХ.ХХ.ХХ сообщение о выполнении предписания в территориальный отдел не поступало. На повторный запрос от ХХ.ХХ.ХХ о выполнении предписания ответчик сообщил, что эксплуатирующая организация в отношении КОС не назначена, ассигнования на исследования состава сточных вод в ........ не выделены. Длящийся характер нарушения подтверждает обращение жителей д. ........ от ХХ.ХХ.ХХ о регулярном затоплении подвала ........ ФАП сточными водами, которое указывает на то, что КОС (канализационные очистные сооружения) д. ........ не функционируют. В связи с бездействием ответчика существует угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде. Ссылаясь на ст. 51, 52 ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; обязать ответчика в срок до ХХ.ХХ.ХХ устранить нарушения, а именно: прекратить сброс сточных вод в черте населенного пункта д. ........ без соответствующих очистки и обеззараживания; разработать и согласовать с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нормативы предельно допустимых сбросов в ........ в черте населенного пункта д. ........; обеспечить производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды ........, а именно: за составом сбрасываемых сточных вод с канализационных очистных сооружений после очистки и обеззараживания; за качеством воды поверхностного водоема-приемника сточных вод непосредственно у места сброса; за качеством воды поверхностного водоема-приемника сточных вод на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод в водный объект.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился о рассмотрении дела извещен. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Мартынов Д.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель Кондопожского ММП ЖКХ Лысенко Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что очистные сооружения на баланс Кондопожского ММП ЖКХ не передавались.
Третьи лица (Министерство природных ресурсов и экологии РК, ООО «Вода и экологи»), будучи надлежащим образом извещенными о рассмотрении дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Министерство природных ресурсов и экологии РК представили письменный отзыв в котором полагали иск подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № ... «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Аналогичные гарантии установлены ст. 8 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3).
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (п. 1, 4 ст. 18).
Согласно п. 92 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ... «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ХХ.ХХ.ХХ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать сточные воды всех видов, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы в количествах выше гигиенических нормативов. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), при определении места выпуска сточных вод должны учитываться существующее качество воды водного объекта и прогнозируемое с учетом проектируемого выпуска, а также с учетом существующих источников загрязнения, метеорологических и гидрологических условий (п. 96). Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), с целью охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения обеспечивается согласование нормативов допустимых сбросов с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 97).
В соответствии с п. 102 указанного постановления производственный контроль за сбросом сточных вод в поверхностные водные объекты организуется и проводится хозяйствующими субъектами, осуществляющими водопользование на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод в водный объект. При сбросе сточных вод в черте населенных мест пункт производственного контроля за сбросом сточных вод должен быть расположен непосредственно у места сброса.
Согласно ст. 29 ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные ст. ст. 50,51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры; информировать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями; соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую Законом <...> в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей; оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства; соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их проверок и мероприятий по контролю.
Статьей 32 Федерального закона предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от ХХ.ХХ.ХХ N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ № ... «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ХХ.ХХ.ХХ № .... Из пункта 11 указанной Методики следует, что величины нормативов допустимых сбросов (НДС) разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.
В соответствии с ч. 1, 3, 4 ст. 14 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что на основании договора безвозмездной передачи муниципального имущества от ХХ.ХХ.ХХ в собственности муниципального образования «Кондопожский муниципальный район» находится следующее имущество:
- сооружение, водонапорная башня, кадастровый № ..., площадью 5,3 кв.м., адрес: ........, д. ........;
- сооружение, водопроводная сеть, кадастровый № ..., протяженностью 250 м., адрес: ........, д. ........;
- сооружение, скважина, кадастровый № ..., протяженностью 200 м., адрес: ........, д. ........;
- очистные сооружения с КПС и сеть канализации, кадастровый № ..., протяженностью 581 м., адрес: ........, д. .........
Указанное имущество принято ответчиком, что подтверждается актом приема-передачи недвижимого имущества от ХХ.ХХ.ХХ, постановлением Главы администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № ....
ХХ.ХХ.ХХ территориальным отделом по Кондопожскому, Медвежьегорскому и ........м Управления Роспотребнадзора по РК вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении администрации Кондопожского муниципального района по признакам нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, ответственность за которое предусмотрено ст. 6.3 КоАП РФ. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении стало обращение гражданина с жалобой на эксплуатацию КОС д. Тивдия с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, а именно: отсутствие очистки и обеззараживания сточных вод.
По результатам проведения административного расследование составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ.
Постановлением Кондопожского городского суда от ХХ.ХХ.ХХ администрация Кондопожского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Постановление вступило в законную силу.
В ходе административного расследования, возбужденного ХХ.ХХ.ХХ, выявлено, что ответчиком допущены нарушения положений п. 1, 4 ст. 18, ст. 21, 29, 32 ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», положения п. 3.4, 4.1.1, 4.2, 5.2, 6.11, 6.12, 7.2, 7.3 СанПиН 2.ХХ.ХХ.ХХ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», положения п. 10.6, 12.1, 16.5 СанПиН ХХ.ХХ.ХХ-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», положения п. 3.9 СП 2.ХХ.ХХ.ХХ-01 «Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнений», положения п. 2.3 СанПиН 2.ХХ.ХХ.ХХ-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», положения п. 4.1, 4.4 СП ХХ.ХХ.ХХ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Администрации Кондопожского муниципального района выдано предписание № ... от ХХ.ХХ.ХХ об устранении указанных нарушений со сроком исполнения до ХХ.ХХ.ХХ.
Согласно письму администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № ..., адресованному Управлению Роспотребнадзора по РК, ориентировочное расстояние от ........ до КОС ........ не менее 650 метров. С учетом рельефа местности в случае залпового или аварийного сброса на канализационные очистные сооружения, попадание стоков с КОС в ........ не представляется возможным. Санитарная зона будет установлена эксплуатирующей организацией в срок до ХХ.ХХ.ХХ. На данный момент эксплуатирующая организация не назначена. Из бюджета 2021 года ассигнований на проведение исследований состава сточных вод и воды водного объекта ........ не выделено. Проведение исследований планируется производиться эксплуатирующей организацией после заключения договора хозяйственного ведения. Планируется передача в хозяйственное ведение КОС в Кондопожское ММП ЖКХ после производства работ по модернизации канализационных очистных сооружений по соглашению с Университетом прикладных наук Kajaani.
Таким образом, с момента передачи и приема в собственность муниципального образования «Кондопожский муниципальный район» КОС д. ........ меры по организации использования и функционирования указанного имущества в соответствии с действующим законодательством ответчиком не предприняты; нарушения, выявленные в ходе административного расследования, с требованием об устранении которых выдано предписание № ... от ХХ.ХХ.ХХ, не устранены.
Довод представителя ответчика на то, что сточные воды не сбрасываются в ........, несостоятельны, поскольку факт сброса сточных вод с КОС д. ........ в водный объект ........, а также факт нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства установлен вступившим в законную силу постановлением Кондопожского городского суда от ХХ.ХХ.ХХ.
На основании изложенного, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, в том числе выдачей предписания об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства еще ХХ.ХХ.ХХ со сроком устранения до ХХ.ХХ.ХХ, суд полагает обоснованным требование истца в части возложения на ответчика обязанности по устранению указанных нарушений в срок до ХХ.ХХ.ХХ.
Руководствуясь статьями 194-199, 103 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Кондопожского муниципального района, выразившиеся в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Обязать администрацию Кондопожского муниципального района в срок до ХХ.ХХ.ХХ устранить следующие нарушения:
- прекратить сброс сточных вод в черте населенного пункта д. ........ без соответствующих очистки и обеззараживания;
- разработать и согласовать с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нормативы предельно допустимых сбросов в ........ в черте населенного пункта д. ........;
- обеспечить производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды ........, а именно: за составом сбрасываемых сточных вод с канализационных очистных сооружений после очистки и обеззараживания; за качеством воды поверхностного водоема-приемника сточных вод непосредственно у места сброса; за качеством воды поверхностного водоема-приемника сточных вод на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод в водный объект.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья |
М.А. Бахорина |
Копия верна: Судья М.А. Бахорина
Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.