Судья – Коба Л.Н. Дело № 33-5309/2015
Апелляционное определение«12» марта 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.,
судей Диденко И.А., Малаевой В.Г.,
по докладу судьи Диденко И.А.,
при секретаре Казакове Г.А.,
с участием прокурора Немыкиной Н.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя министра социального развития и семейной политики Краснодарского края Добровольской И.Н. на решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Прокурор Выселковского района обратился в суд в интересах Саврановой С.В. к администрации муниципального образования Выселковского района об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования Выселковский район, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по месту жительства.
Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой Выселковского района было установлено, что Саврановой С.В. <...> подано заявление в администрацию муниципального образования Выселковский район о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого фонда по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время она зарегистрирована и проживает по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, ст. Березанская, ул. Гражданская, 114.
По мнению прокурора, не обеспечение Саврановой С.В. до настоящего времени жилой площадью нарушает ее права, предусмотренные действующим законодательством как лица, оставшегося без попечения родителей.
В связи с вышеизложенным, прокурор Выселковского района просил суд обязать администрацию муниципального образования Выселковский район предоставить Саврановой С.В. вне очереди жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, площадью не ниже установленных норм.
Обжалуемым решением суда исковые требования прокурора Выселковского района удовлетворены частично. Суд обязал администрацию муниципального образования Выселковский район, Министерство специального развития семейной политики Краснодарского края предоставить Саврановой С.В., <...> года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в Выселковском районе Краснодарского края жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
С решением суда не согласился заместитель министра социального развития и семейной политики Краснодарского края Добровольская И.Н. и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, полагая его незаконным и необоснованным.
Свои доводы заявитель мотивирует тем, что министерство не наделено полномочиями по предоставлению жилого помещения и заключению договора найма специализированного жилого помещения.
Представитель администрации МО Выселковский район по доверенности Мурадова О.К. просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы – без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Выселковского района Алексеева М.С. просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя прокуратуры Немыкину Н.В., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.012.2004 года № 805 КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов, в том числе и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае,- в части приобретения, строительства (в том числе в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальные специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Этим же Законом определено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье первой Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно п. 1.1 Положения о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 года № 743 министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а так же опеки, попечительства, патронажа защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае. Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края осуществляет контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в том числе и по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что Саврановой С.В. состоит на учете по категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании приказа министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от <...> № 888-жс, так как она жильем не обеспечена.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что министерство не наделено полномочиями по предоставлению жилого помещения и заключению договора найма специализированного жилого помещения судом апелляционной не могут быть признаны обоснованными, поскольку в соответствии с п. 3.37 Положения о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.06.2012г. № 743, одной из задач министерства является контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, организации отдыха и оздоровления детей, по предоставлению жилых помещений детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены, поскольку суд первой инстанции действовал в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи