Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2075/2020 ~ М-1831/2020 от 08.06.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 июля 2020 года г. Самара

Ленинский районный суд города Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.,

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2075/2020 по административному исковому заявлению Шестковой Олеси Сергеевны, Лесихина Максима Игоревича к главному специалисту Самарского управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения Егорову А.Н., Государственной инспекции строительного надзора Самарской области о признании действий незаконными,

установил:

Шесткова О.С., Лесихин М.И. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий главного специалиста Самарского управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения Государственной инспекции строительного надзора Самарской области Егорова А.Н. по проведению проверки.

В обоснование заявления указано, что 7 и 10 февраля 2020 года административным ответчиком проведена выездная внеплановая проверка в отношении правообладателей земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер , по результатам которой составлен Акт проверки (осмотра) № 01-05-14/0046 от 10.02.2020. Основанием для проведения выездной внеплановой проверки стало обращение Федотова А.В. от 14.01.2020. Проверка проведена с нарушением положений Административного регламента, выразившихся в том, что распоряжение руководителя о проведении проверки не выносилось, административные истцы, являющиеся собственниками земельного участка, к участию в проверке не привлекались, им не дана возможность дать пояснения, не предъявлен для ознакомления акт проверки, осмотр проведен инспектором с улицы без захода на территорию земельного участка, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавалось. Вместо этого на основании уведомления о выявлении самовольной постройки Департамент градостроительства г.о. Самара обратился в суд с иском о сносе самовольной постройки. Тем самым административные истцы были лишены возможности урегулировать вопрос в досудебном порядке. О факте проведения в отношении них внеплановой выездной проверки административные истцы узнали 10.03.2020 в Промышленном районном суде г. Самары в рамках подготовки и участия в гражданском деле по иску Департамента градостроительства городского округа Самара о сносе самовольной постройки.

Ссылаясь на изложенное, просят признать действия главного специалиста Самарского управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения Егорова А.Н. по проведению выездной внеплановой проверки в отношении Шестковой О.С., Лесихина М.И., правообладателей земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер , оформленные Актом проверки (осмотра) №01-05-14/0046 от 10.02.2020, незаконными; обязать Государственную инспекцию строительного надзора Самарской области отозвать из Департамента градостроительства г.о. Самара уведомление, направленное на основании Акта проверки (осмотра) №01-05-14/0046 от 10.02.2020, о самовольной постройке №01-05-14/006-1 от 10.02.2020.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности – Кожухов С.В. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик главный специалист Самарского управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения Егоров А.Н. полагал иск не подлежащим удовлетворению.

Представитель Государственной инспекции строительного надзора Самарской области (по доверенности) - Краснопевцева Т.Н. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заинтересованное лицо Департамент градостроительства г.о.Самара представителя в судебное заседание не направил, отзыв не представил, о слушании дела надлежаще извещен.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ установлено, что при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки на основании, в том числе, обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

Частями 6.1 и 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ определено, что предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

Результаты проведенной проверки, указанные в части 6.2 настоящей статьи, могут быть обжалованы застройщиком в судебном порядке (часть 6.3).

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ и Положением о Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 18.01.2006 № 1, Инспекция является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

Из материалов дела следует, что административным истцам принадлежит на праве общей совместной собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 930 кв.м по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - дошкольное, начальное и среднее общее образование.

На основании обращения Федотова А.В. от 14.01.2020 №ГИСН-01-22/17 по вопросу нарушения градостроительного законодательства при строительстве на земельном участке с кадастровым номером главным специалистом Государственной инспекции строительного надзора Самарской области Егоровым А.Н. в соответствии с требованиями ч. 6.2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ и на основании распоряжения Государственной инспекции строительного надзора от 17.06.2019 №93-р в период с 07.02.2020 по 10.02.2020 проведена выездная внеплановая проверка в отношении правообладателей указанного земельного участка.

Согласно акту проверки (осмотра) №01-05-14/0046 от 10.02.2020 в ходе проведения проверочных мероприятий на территории Промышленного района г. Самара установлено, что на земельном участке с кадастровым номером осуществлено строительство двухэтажного объекта капитального строительства. На момент осмотра 07.02.2020 возведены наружные стены с применением керамических блоков, произведено остекление фасада, отделка фасада не выполнена, строительные конструкции выше перекрытия 2 этажа отсутствуют (не возведены). На момент осмотра здание не эксплуатируется. В соответствии с положениями ч. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ Шесткова О.С. и Лесихин М.И. являются застройщиками и обеспечивают строительство капитального объекта. В нарушение требований градостроительного законодательства по информации Департамента градостроительства г.о. Самара (исх. № Д05-01- 01/16056-0-1 от 27.12.2019) и Министерства строительства Самарской области (исх. № МС-3/5512 от 18.12.19) разрешение на строительство данного объекта капитального строительства не выдавалось.

По результатам проверки составлено и направлено в Департамент градостроительства г.о. Самара уведомление от 10.02.2020 о выявлении самовольной постройки.

Одному из застройщиков, Шестковой О.С., акт проверки №01-05-14/0046 от 11.02.2020 направлен письмом ГИСН №01-22/17-2 от 11.02.2020. Согласно РПО №44309935378814 письмо адресатом не получено, возвращено отправителю 28.05.2020.

На основании полученных сведений о месте регистрации (проживания) второго застройщика Лесихина М.И. письмом от 22.04.2020 ему повторно выслан акт проверки. Согласно РПО №44309941227458 указанное письмо получено Лесихиным М.И. 28.04.2020.

По утверждению административных истцов о проведенной проверке им стало известно не ранее 10.03.2020, доказательств, опровергающих это, не имеется, следовательно, установленный законом 3-месячный срок на обращение в суд с настоящим административным иском, поданным согласно штампу на почтовом конверте 04.06.2020, не пропущен.

Оспаривая действия административного ответчика по проведению проверки, административные истцы ссылаются на нарушение положений Административного регламента осуществления государственной инспекцией строительного надзора Самарской области регионального государственного строительного надзора, утвержденного Приказом Государственной инспекции строительного надзора Самарской области от 14.11.2016 N 20-п (в редакции от 13.07.2020).

При этом ссылаются на нормы, регламентирующие проведение строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в частности, на пункты 3.2.3.2 и 3.3.2.1, предусматривающие принятие на каждую проверку распоряжения руководителя и вынесение предписания об устранении выявленных нарушений.

Между тем, оспариваемая проверка проводилась в соответствии с частью 1.1 статьи 54 ГрК РФ в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ.

Согласно пункту 3.3.2.1.1 указанного Административного регламента по результатам проверки в отношении таких объектов лица, уполномоченные на проведение проверки, принимают следующие меры:

составляют акт проверки в порядке, определенном статьей 16 Федерального закона N 294-ФЗ, по форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

при выявлении нарушений градостроительного законодательства ответственность, за которые предусмотрена КоАП РФ, осуществляют полномочия в соответствии и в порядке, предусмотренном КоАП РФ;

в случае если по результатам проведенной проверки выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Кодексом, другими федеральными законами составляется акт проверки в 3 экземплярах. В срок не позднее пяти рабочих дней со дня составления акта проверки подготавливают уведомление о выявлении самовольной постройки.

Таким образом, по результатам проверки, проводимой в соответствии с частью 1.1 статьи 54 ГрК РФ, предписание об устранении выявленных нарушений не выдается.

Следует учесть, что нормы, регламентирующие проведение проверки в порядке части 1.1 статьи 54 ГрК РФ, внесены в Административный регламент Приказом Государственной инспекции строительного надзора Самарской области от 05.03.2020 N 8-п, то есть после проведения проверки.

До этого проверки при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1.1. статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, проводились в порядке, установленном распоряжением Государственной инспекции строительного надзора Самарской области от 14.06.2019 № 93-р «О проведении проверок при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1.1. статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Пунктом 3 распоряжения Инспекции от 14.06.2020 № 93-р определено, что должностные лица инспекции применяют меры реагирования, в том числе при поступлении обращений и заявлений граждан о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных Кодексом, другими федеральными законами.

Пунктом 5 распоряжения Инспекции от 14.06.2020 № 93-р установлено, что проверочные мероприятия включают в себя выезд на место строительства, реконструкции объекта капитального строительства, визуальный осмотр, объективную оценка ситуации, запрос сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, запрос информации о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Согласно пункту 7 указанного распоряжения Инспекции по результатам проведенных проверочных мероприятий лица, уполномоченные на проведение проверки, принимают следующие меры:

- составляют акт проверки (осмотра) в порядке, определенном статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по форме, установленной приложением № 2 к настоящему распоряжению;

- в случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капительного строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Кодексом, другими федеральными законами, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня составления акта проверки (осмотра) подготавливают уведомление о выявлении самовольной постройки.

Таким образом, ни на момент проведения оспариваемой проверки, ни после ее проведения нормативными актами, регламентирующими проведение проверки в порядке части 1.1 статьи 54 ГрК РФ, не предусматривалось принятие отдельного распоряжения руководителя о проведении проверки, обязательное привлечение лица, осуществляющего строительство, а также выдача предписания об устранении нарушений.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что при проведении проверки административный ответчик действовал в соответствии с порядком, установленным Градостроительным кодексом РФ, а также распоряжением Инспекции от 14.06.2020 №93-р, и требований Административного регламента не нарушал. Доводы административных истцов об обратном основаны на неверном толковании. Полномочия административного ответчика на проведение проверки подтверждаются распоряжением ГИСН Самарской области от 22.01.2020 №7-р и никем не оспариваются. Нарушения прав административных истцов со стороны ответчика не допущено.

Доводы административных истцов о том, что действия административного ответчика явились поводом для обращения к ним с иском о сносе самовольной постройки, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований. Само по себе данное обстоятельство не может расцениваться как нарушение прав административных истцов. Оснований для возложения на Инспекцию обязанности отозвать из Департамента градостроительства г.о.Самара уведомление о выявлении самовольной постройки у суда не имеется.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В рассматриваемом случае совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Шестковой Олеси Сергеевны, Лесихина Максима Игоревича отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.07.2020.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-2075/2020 ~ М-1831/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лесихин М.И.
Шесткова О.С.
Ответчики
Главный специалист Самарского управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения Егоров Алексей Николаевич
Государственная инспекция строительного надзора Самарской области
Другие
Департамент градостроительства г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
08.06.2020Регистрация административного искового заявления
08.06.2020Передача материалов судье
11.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.06.2020Предварительное судебное заседание
07.07.2020Судебное заседание
21.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее