<данные изъяты>
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Плесецк. ДД.ММ.ГГГГ
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Куйкина Р.А.,
при секретаре Майданович В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации и Отделу Министерства внутренних дел России по Плесецкому району Архангельской области о компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Отделу Министерства внутренних дел России по Плесецкому району Архангельской области о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Требования мотивирует тем, что он отбывает наказание в виде лишения свободы и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в камере № изолятора временного содержания ОМВД России по Плесецкому району, где находился в унижающих человеческое достоинство условиях и подвергался пыткам, поскольку в изоляторе временного содержания отсутствуют надлежащие материально-бытовые и медико-санитарные условия. Так в камере стол для приема пищи не оборудован скамейками по числу лиц, содержащихся в камере; камера не оборудована средствами радиовещания общегосударственных программ; освещение в камере недостаточное, так как имеется лишь одна люминисцентная лампочка ЛБ-40, которая горит круглосуточно, а единственное в камере окно недостаточных размеров 0,5 м. х 0,9 м., закопчено и еле-еле пропускает дневной свет, что не позволяет читать и писать, так как начинают болеть глаза, из-за чего ухудшается его зрение и что лишает его возможности надлежащим образом осуществлять подготовку к судебным заседаниям; отсутствует система приточной и вытяжной вентиляции, камера не проветривается, от чего в ней постоянная духота и влажность; отсутствует кнопка вызова дежурного. Условия его сна были нарушены, поскольку в камере круглосуточно горит свет, душно. Кроме того, в камере размером 8,4 кв.м. одновременно содержались трое осужденных, включая его, что нарушает установленные нормы, которые согласно действующему законодательству составляют не менее 4 метров на одного осужденного, в камере было тесно. Ответчиками ненадлежащим образом организовано питание, качество пищи низкое, пища холодная. Фруктов и свежих овощей не выдают, морковь, лук, капуста и картофель предоставляется только в супах и в минимальных количествах. Между тем, ему по медицинским показаниям должны предоставлять диетическое питание, что отражено в его медицинской документации. Также ему не обеспечивалась надлежащая медицинская помощь, поскольку он не получал профилактическое лечение изониазидом 0,3. В связи с отсутствием диетического питания и лечения создавалась реальная угроза его жизни и здоровью. Кроме того, он находился в изоляторе временного содержания более 10 дней, что нарушает положения Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в связи с чем был лишен возможности помывки в душе, смене постельного белья. В результате содержания в ненадлежащих условиях ему были причинены нравственные и физические страдания, которые выразились в испытании чувства страха, унижения, беспомощности, было унижено его человеческое достоинство, он был подвергнут жестокому обращению. Свои моральные страдания оценивает в <данные изъяты> рублей.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, поскольку отбывает наказание по приговору суда в местах лишения свободы, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил.
Представитель ответчика ОМВД России по Плесецкому району ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что ФИО1 содержался в изоляторе временного содержания ОМВД России по Плесецкому району в соответствии с действующим законодательством. Материально-бытовые и медико-санитарные условия содержания в ИВС соответствуют установленным нормам и требованиям. ФИО1 содержался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере № площадью 9,4 квадратных метров. Норма санитарной площади в камере на одного человека составляет 4 квадратных метра. ФИО1 находился в камере совместно с двумя осужденными только одни сутки ДД.ММ.ГГГГ, остальной период времени пребывания в ИВС ФИО1 содержался без нарушения установленной нормы площади в камере на одного человека. Нарушения ограничения периода содержания под стражей в изоляторах временного содержания, установленного законом о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в данном случае допущено не было, поскольку осужденный может содержаться в изоляторе не более 10 суток в течение месяца. Законодатель в данном случае имеет в виду календарный месяц. ФИО1 содержался в ИВС в ДД.ММ.ГГГГ года 4 полных суток и в ДД.ММ.ГГГГ года – 08 полных суток. Организация питания лиц, содержащихся в ИВС, осуществляется в соответствии с действующим законодательством, рацион питания соответствует установленным нормам. Оснований для предоставления ФИО1 повышенных норм питания, установленных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в данном случае не было, поскольку он не относился к категории лиц, которым назначаются повышенные нормы питания. Камера №, в которой содержался ФИО1, оборудована в соответствии с требованиями п. 45 Правил, утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе, санузлом с соблюдением требований приватности, раковиной с краном и водопроводной водой, вешалками для верхней одежды, полочками для туалетных принадлежностей, бочками для питьевой воды, урной для мусора, тумбочками, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, столом по лимиту мест в камере (нары используются в качестве скамеек), тазом для гигиенический целей и стирки одежды. Окно камеры имеет размеры 120 см. х 80 см. В камере действительно отсутствуют радио для вещания общегосударственных программ, кнопка для вызова дежурного и светильник для ночного освещения. Приточно-вытяжная вентиляция находится в торце коридора камерного блока ИВС, что обусловлено конструктивными особенностями здания ИВС. Между тем, отсутствие кнопки вызова дежурного, радио и принудительной вентиляции камеры № не свидетельствует о причинении истцу нравственных и физических страданий. Медицинские осмотры ФИО1 проводились в обязательном порядке дежурным по ИВС, так как штатное расписание ОМВД не содержит должности медицинского работника. От ФИО1 жалоб на состояние здоровья не поступало. Проверка условий содержаний граждан в ИВС регулярно производится сотрудниками прокуратуры. Между тем, ОМВД России по Плесецкому району предпринимает все возможные меры для устранения нарушений, в настоящее время проводится капитальный ремонт здания ИВС. Полагает, что ответчиком не представлено доказательств причинения ему физических либо нравственных страданий. Кроме того, считает ОМВД России по Плесецкому району ненадлежащим ответчиком по иску, просит в удовлетворении требований к ОМВД России по Плесецкому району отказать.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации ФИО10 в судебном заседании с требованиями истца также была не согласна. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу будет являться Министерство внутренних дел Российской Федерации, как главный распорядитель средств федерального бюджета, и несет ответственность за условия содержания в изоляторах временного содержания. Кроме того, истцом не представлено доказательств причинения ему физических и нравственных страданий, доказательств причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) должностных лиц и наступившими последствиями. С жалобами на ненадлежащее содержание в период нахождения в изоляторе истец не обращался, доводы, изложенные в его заявлении, опровергаются документами, представленными ОМВД России по Плесецкому району. Так, ФИО1 был обеспечен питанием и средствами личной гигиены по установленным нормам. Камера № оборудована необходимыми предметами материально-технического обеспечения по нормам, установленным законом. В ИВС ФИО1 не содержался более 10 дней в течение одного месяца. Утверждение истца о том, что камера была переполнена, не соответствует действительности, так как трое осужденных в камере № содержались по объективным обстоятельствам, поскольку остальные камеры были заняты, лишь в течение одних суток. Таким образом, доводы истца о незаконности действий ОМВД России по Плесецкому району в судебном заседании не нашли своего подтверждения.
Выслушав представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, ФИО1 отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что осужденный ФИО1 прибыл ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Архангельской области в ИВС ОМВД России по Плесецкому району в 21 час 46 минут и убыл в ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ. В указанный выше период, осужденный ФИО1 содержался в камере № ИВС ОМВД России по Плесецкому району.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 03 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и осужденных в совершении преступлений к лишению свободы определены Федеральным законом Российской Федерации от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ).
Внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел регламентируется приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950, который утверждает Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право, в числе прочего, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях, пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно статье 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с п.п. 42, 43, 44 и 45 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.
Для общего пользования в камеры ИВС в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются мыло хозяйственное, бумага для гигиенических целей, настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды), издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств, предметы для уборки камеры, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере. Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и/или вытяжной вентиляцией, тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Из материалов дела следует, что здание изолятора временного содержания, расположенное по адресу: <адрес>, стр. № 1977 года постройки, расположено в отдельно стоящем кирпичном здании, одноэтажное, общей площадью 218,7 квадратных метров.
Согласно техническому паспорту ИВС ОМВД России по Плесецкому району площадь камеры № (помещение №) составляет 9,4 квадратных метров.
Согласно списку следственно-арестованных лиц и справке начальника ИВС ОМВД России по Плесецкому району, на момент поступления осужденного ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа в камеру № также были помещены осужденные ФИО5 и ФИО6 В 04 часа 16 минут ДД.ММ.ГГГГ осужденные ФИО5 И ФИО6 были этапированы из ИВС ОМВД России по Плесецкому району в СИЗО-№ УФСИН России по Архангельской области. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 содержался в камере № с осужденным ФИО7 по ДД.ММ.ГГГГ. В 4 часа 16 минут ДД.ММ.ГГГГ осужденный ФИО7 этапирован из ИВС в СИЗО-№ г. Архангельск. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 содержался в камере № с осужденным ФИО8 С ДД.ММ.ГГГГ до этапирования ФИО1 в СИЗО-№ последний содержался в камере № ИВС один.
Таким образом, нарушение нормы санитарной площади в камере на одного человека, установленной законом в размере четырех квадратных метров, имело место в период с 22 часов ДД.ММ.ГГГГ до 04 часов 16 минут ДД.ММ.ГГГГ, то есть на протяжении одних суток и шести часов.
В остальной период пребывания в ИВС ОМВД России по Плесецкому району размещение осужденного ФИО1 было произведено в соответствии с нормами, установленными статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ.
Согласно справкам, предоставленным начальником ИВС ОМВД России по Плесецкому району, и отзыву представителя ответчика камера № ИВС оборудована: санузлом с соблюдением требований приватности, раковиной с краном и водопроводной водой, вешалками для верхней одежды, полочками для туалетных принадлежностей, бочками для питьевой воды, урной для мусора, тумбочками, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, столом по лимиту мест в камере (нары используются в качестве скамеек), тазом для гигиенический целей и стирки одежды. Приточно-вытяжная вентиляция находится в торце коридора камерного блока ИВС. Окно камеры № имеет размеры 120 см. х 80 см. В камере отсутствуют: радио для вещания общегосударственных программ, кнопка для вызова дежурного, светильник ночного освещения.
Организация питания лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Плесецкому району, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась на основании заключенного между ОМВД России по Плесецкому району и ООО «<данные изъяты>» государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг для государственных нужд. В период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ организация питания лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Плесецкому району, осуществлялась на основании государственного контракта на оказание услуг для государственных нужд № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОМВД России по Плесецкому району и ООО «<данные изъяты>».
Оказание услуг исполнителями осуществлялось из расчета нормы суточного довольствия лиц, находящихся в изоляторах временного содержания МВД РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года №, на основании утренней заявки ОМВД по количеству содержащихся в ИВС лиц, что следует из копий ведомостей на выданные в период содержания ФИО1 в ИВС продукты питания и копий накладных.
Таким образом, исследованными судом доказательствами подтверждается, что ФИО1 в период содержания его в ИВС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был обеспечен трехразовым горячим питанием, согласно установленным нормам питания.
ФИО1 в период содержания его в ИВС ежедневно осматривался дежурным по ИВС на предмет состояния здоровья, медицинский работник в ИВС штатным расписанием не предусмотрен. Жалоб на состояние здоровья от ФИО1 в период его нахождения в изоляторе временного содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не поступало.
Освещение камеры № ИВС ОМВД России по Плесецкому району обеспечено одной люминисцентной лампой ЛБ40.
Из сообщения ФКУЗ «Медико-санитарная часть №» ФСИН России следует, что ФИО1 содержится в ИК-№ ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области и с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете в филиале «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России по заболеванию <данные изъяты> В течение 6 месяцев ежедневно получал курс профилактического лечения <данные изъяты> На период лечения ФИО1 назначалось дополнительное питание на основании приложения № (норма питания для отдельных категорий больных осужденных к лишению свободы) Приказа МЮ РФ от 02 августа 2005 года № 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения, осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых н обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, на мирное время». В настоящее время общее состояние здоровья осужденного ФИО1 удовлетворительное. ФИО1 продолжает курс профилактического лечения и получает питание по норме, утвержденной приложением № 4 к Приказу № 125. Согласно данным амбулаторной карты с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращался за медицинской помощью однократно к медицинским работникам МЧ-№ с жалобами на боли в спине. Установлен предварительный диагноз: <данные изъяты> Назначено соответствующее лечение. Таким образом, медицинской помощью ФИО1 обеспечен в соответствии с требованиями Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17 октября 2005 года № 640/190. Мероприятия по профилактике туберкулеза в отношении ФИО1 осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии со статьей 10 Международного пакта от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах», все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание.
В силу статьи 21 Конституции РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
<данные изъяты>
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Статьей 1069 ГК РФ определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из содержания вышеуказанных статей, следует, что обязательным условием для возложения обязанности по компенсации морального вреда является наличие юридического состава, включающего в себя противоправность действий (бездействий) причинителя вреда, виновность причинителя вреда, наличие вреда, причинной связи между противоправным действием либо бездействием и наступившими последствиями. Правовое значение имеет наличие прямой (непосредственной) причинной связи, то есть когда в цепи последовательно развивающихся событий между противоправным поведением лица и наступившими последствиями не существует каких-либо обстоятельств, имеющих значение для гражданско-правовой ответственности.
Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (ред. от 06 февраля 2007 года) указывает на то, что по спорам, связанным с компенсацией морального вреда суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных и физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействиями) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Как уже было указано ранее, обязательным условием наступления ответственности за причинение морального вреда является также наличие вреда.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
ФИО1 в обоснование исковых требований приводит доводы о том, что условия содержания его в изоляторе временного содержания ОМВД России по Плесецкому району причиняют ему унижения и страдания, что само по себе является достаточным основанием для взыскания в его пользу компенсации морального вреда, которую он оценивает в <данные изъяты> рублей.
Между тем, законом не предусмотрена безусловная обязанность компенсации морального вреда в случае выявления любых нарушений материально-бытовых и санитарных условий содержания осужденных, при отсутствии доказательств нарушения личных неимущественных прав либо принадлежащих гражданину нематериальных благ.
В ходе судебного разбирательства не добыто доказательств нарушения личных неимущественных прав либо нематериальных благ истца в период его содержания в изоляторе временного содержания ОМВД по Плесецкому району.
Условия содержания ФИО1 в изоляторе временного содержания не противоречат требованиям уголовно-исполнительного законодательства, уровень ограничений не превышает неизбежный уровень, присущий содержанию лица в условиях лишения свободы.
В силу статьи 3 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 04 ноября 1950 года, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Как указано в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 15 октября 2009 года по делу «Антипенков против Российской Федерации», Европейский Суд постоянно подчеркивает, что в любом случае причиненные страдания и унижение не должны превышать тот неизбежный уровень страданий и унижения, который неотъемлемо связан с конкретной формой законного обращения или наказания. Меры, связанные с лишением лица свободы, зачастую предполагают такой уровень. В соответствии со статьей 3 Конвенции, государство должно гарантировать содержание лица под стражей в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, а также то, что способ и средства исполнения данной меры не будут подвергать его моральным страданиям и лишениям, превышающим тот неизбежный уровень страданий, присущий содержанию под стражей. В отношении заключенных Европейский Суд особо отмечал то, что лица, содержащиеся под стражей, пребывают в уязвимом положении и что власти обязаны защищать их физическое здоровье.
Утверждения истца о том, что условия его содержания в период нахождения в изоляторе временного содержания, такие как необорудованность камеры средствами радиовещания общегосударственных программ, отсутствие системы вентиляции, недостаточность освещения, кнопки вызова дежурного, несоответствие питания, – причинили ему физические и нравственные страдания, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются материалами дела.
Так, согласно медицинской карте ФИО1, перед этапированием в ИВС ОМВД России по Плесецкому району он был осмотрен медицинским работником ДД.ММ.ГГГГ, сведений о неудовлетворительном состоянии его здоровья в медицинской карте не содержится, ему рекомендовано продолжить лечение изониазидом и диета №.
Также ФИО1 осмотрен врачом непосредственно перед этапированием в изолятор временного содержания ДД.ММ.ГГГГ. Согласно записей медицинской карты, ФИО1 следовать этапом может, санобработку прошел, за последние 21 день заболеваний не имел.
После этапирования ФИО1 из ИВС ОМВД России по Плесецкому району он осматривался медицинским работником ДД.ММ.ГГГГ, ему подтвержден диагноз <данные изъяты> и рекомендовано продолжить курс лечения <данные изъяты> ежедневно до 1 года и диетическое питание согласно приказа № 125 приложение 4 примечание 1.
В дальнейшем ФИО1 осматривался врачом ДД.ММ.ГГГГ с жалобами на боли в пояснице, и ему был поставлен диагноз: <данные изъяты>, назначено соответствующее лечение.
Записей об обращении ФИО1 с жалобами к врачу после указанной даты медицинская карта не содержит.
Доказательств того, что заболевание <данные изъяты> связано с условиями содержания в камере № ИВС ОМВД России по Плесецкому району истцом суду не представлено и судом не добыто.
Таким образом, сведений о наличии каких-либо заболеваний, приобретенных в период или после нахождения истца ФИО1 в ИВС ОМВД по Плесецкому району с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в медицинской карте ФИО1 не имеется.
Доводы истца о том, что после нахождения в ИВС у него возобновились кожные грибковые инфекции ног, медицинскими документами не подтверждаются.
Как следует из материалов дела, в спорный период пребывания в ИВС ОМВД по Плесецкому району ФИО1 не предоставлялось диетическое питание, предусмотренное приложением № 4 к приказу Минюста РФ от 02 августа 2005 года № 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».
Между тем, указанным приказом в приложении № установлена норма питания для больных осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся на стационарном лечении в лечебных учреждениях исправительных колоний, тюрем и следственных изоляторов Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.
Согласно примечанию № 1 к приложению № 4 приказа Минюста РФ от 02 августа 2005 года № 125 по данной норме также необходимо обеспечивать: больных, находящихся на амбулаторном лечении по поводу язвенной болезни, злокачественных новообразований, дистрофии, авитаминоза, анемии, больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, а также лиц, наблюдающихся по поводу туберкулеза 0, I, II, III, V групп диспансерного учета, вне зависимости от места содержания, лиц, наблюдающихся по IV и VI группам диспансерного учета на период проведения химиотерапии, вне зависимости от места содержания.
В период нахождения в изоляторе временного содержания ОМВД России по Плесецкому району ФИО1, наблюдающийся по № группе диспансерного учета, стационарного лечения не проходил и курс химиотерапии ему не проводился.
С учетом изложенного оснований для предоставления ФИО1 дополнительного диетического питания, установленного приложением № 4 приказа Минюста РФ от 02 августа 2005 года № 125 у ОМВД России по Плесецкому району не имелось.
То обстоятельство, что ФИО1 в течение одних суток находился в камере изолятора временного содержания с нарушением нормы санитарной площади на одного осужденного, само по себе не свидетельствует о причинении ему каких-либо физических или нравственных страданий.
Также не основаны на законе и доводы истца о том, что он содержался в изоляторе временного содержания более 10 суток.
В силу ст. 13 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Из материалов дела следует, что ФИО1 содержался в ИВС в ДД.ММ.ГГГГ года полных четверо суток, в <данные изъяты> года – полных восемь суток.
Таким образом, нарушений в части срока содержания ФИО1 в изоляторе временного содержания ответчиком ОМВД России по Плесецкому району не допущено.
Поскольку судом не установлено каких-либо обстоятельств причинения вреда истцу, нарушения его личных неимущественных прав и нематериальных благ в результате виновных, противоправных действий либо бездействия ответчиков, а также доказательств совершения таких действий ответчиками, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
Статья 1071 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что по делам о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу, ответственность за который установлена ст.ст. 1069, 1070 ГК РФ, подлежащего возмещению за счет казны Российской Федерации, надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ.
Поскольку надлежащим ответчиком по требованиям о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда должно являться Министерство финансов РФ, в иске к ОМВД России по Плесецкому району необходимо отказать и по этому основанию.
В соответствии с ч. 2 ст. 103 ГПК РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены. Однако, учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то в соответствии с ч.4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации и Отделу Министерства внутренних дел России по Плесецкому району Архангельской области о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента вынесения его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд Архангельской области.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Р.А. Куйкин.
<данные изъяты>