Дело № 2-3428/2016
РЕШЕНИЕ ЗАОЧНОЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2016 года Чертановский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Бондаревой Н.А., при секретаре Матвеевой Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оленина М.В. к ЖСК «Чертаново-8», Татариновой Н.С. о признании решений внеочередного общего собрания членов ЖСК «Чертаново-8» недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Истец Оленин М.В. обратился в суд с указанным иском к ЖСК «Чертаново-8» в лице председателя правления Татариновой Н.С., ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ внеочередным общим собранием членов ЖСК «Чертаново-8», председателем правления которого является Татаринова Н.С., принято решение, в соответствии с которым были нарушены права Оленина М.В., в частности он был исключен из членов ЖСК, его законному представителю было отказано в выдаче копий документов ЖСК. Истец является собственником квартиры в соответствующем доме и по его мнению, созыв и проведение собрания осуществлялись с нарушениями действующего законодательства. Так, информация о проведении общего собрания не доводилась до собственников своевременно – объявление было размещено не за 10, а за 7 дней до даты проведения собрания, регистрация и подсчет голосов велись не избранной на собрании счетной комиссией в лице Зверева С.Н., Арутюнова Г.Г., а иными лицами, Зверев С.Н., Арутюнова Г.Г. отсутствовали на собрании, их подписи в протоколе сфальсифицированы. В п. 3 повестки указано: «вопрос правления и председателя правления», тогда как в соответствии с протоколом по п. 3 принято решение об избрании нового правления. Председатель правления, который должен избираться правлением, правлением избран не был, запись об этом в протоколе отсутствует. Согласно протоколу, было Сягаевой И.Н. и Оленину М.В. было предложено добровольно выйти из состава членов ЖСК, данное согласие выражено не было, однако далее в протоколе обозначено принятие решения о выводе из членов ЖСК Оленина М.В., Розентур Р.Ю., Ионкиной Л.Е. В протоколе нет списка лиц, присутствовавших на собрании (листов регистрации). Кворум отсутствовал. В связи с этим, истец просил признать названное выше решение недействительным (л.д. 5-7).
Истец Оленин М.В. в суд не явился, обеспечив явку своего представителя по доверенности (л.д. 126) Паламарчук Т.В., которая иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснил, что его доверитель не знал о проведении общего собрания и находился за пределами г. Москвы в день его проведения.
Ответчик ЖСК «Чертаново-8» явку представителя в судебное заседание не обеспечил, об отложении дела не просил, о причинах неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил, извещался надлежащим образом путем направления повесток по юридическому адресу. В силу подп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Ответчик Татаринова Н.С. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом путем направления повестки и телеграммы по адресу регистрации, от получения судебной корреспонденции уклоняется.
В соответствии с п.п. 63-68 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
Если лицу, направляющему сообщение, известен адрес фактического места жительства гражданина, сообщение может быть направлено по такому адресу.
Адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (статья 10 ГК РФ).
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При таких обстоятельствах суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства с учетом того, что сторона истца не возражает против принятия заочного решения по делу.
Представитель третьего лица Мосжилинспекции по доверенности (л.д. 127) Фоменко Д.А. в суд явился, не возражал против удовлетворения иска, пояснил, что никаких документов третьему лицу не поступало.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Жилищного кодекса РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Согласно статье 116 Жилищного кодекса РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу статьи 117 Жилищного кодекса РФ общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
Решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива.
Общее собрание членов жилищного кооператива избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью.
Решение общего собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом.
Поскольку иное законом не предусмотрено, в соответствии с положениями пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
В силу ст. 130 ЖК РФ членство в жилищном кооперативе прекращается в случае:
1) выхода члена кооператива;
2) исключения члена кооператива;
3) ликвидации юридического лица, являющегося членом кооператива;
4) ликвидации жилищного кооператива;
5) смерти гражданина, являющегося членом жилищного кооператива.
Заявление члена жилищного кооператива о добровольном выходе из жилищного кооператива рассматривается в порядке, предусмотренном уставом жилищного кооператива. Член жилищного кооператива может быть исключен из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных настоящим Кодексом или уставом жилищного кооператива.
Из пункта 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Согласно статье 181.5 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, жилищно-строительный кооператив «Чертаново-8» управляет многоквартирным домом № по адресу: адрес, в соответствии с уставом ЖСК (л.д. 56-69). Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание его членов, которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.
Истец является собственником квартиры № 6 в данном доме (л.д. 10, 11-14).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось внеочередное общее собрание членов ЖСК, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. Из содержания протокола о проведении собрания следует, что на собрании из 73 членов ЖСК приняло участие 42 члена ЖСК, что составляет 57.53 % голосов (л.д. 15-18), что соответствует п. 8.1.5 Устава: «каждый член кооператива, присутствующий на общем собрании обладает одним голосом».
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В данном случае сторона ответчика, не освобожденная в силу закона доказывать свои возражения, не является по вызовам в суд, проявляет тем самым процессуальную пассивность при разрешении настоящего гражданского дела, и суд вправе обосновать свои выводы объяснениями и представленными истцом доказательствами.
Ссылка истца на то, что не имело место кворума, поскольку при подсчете составляющего кворум процента голосов не учтены голоса всех собственников квартир, связана с неверным толкованием действующего законодательства, поскольку правом голоса в указанном случае обладают исключительно члены ЖСК.
Вместе с тем, списка членов указанного ЖСК, сведений относительно численного состава членов кооператива, имевших право голоса по состоянию на дату проведения собрания, регистрационных листов, подтверждающих наличие кворума ответчиком суду не представлено.
Таким образом, при отсутствии достоверных сведений о количестве членов в ЖСК, отсутствии документов, на основании которых возникло членство в ЖСК или право собственности на жилое помещение, невозможно проверить достоверность указанных в протоколе сведений о количестве членов ЖСК и соответственно, правомочий лиц, принимавших участие в собрании.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие об участии на общем собрании не менее половины членов ЖСК и их полномочных представителей, суд считает установленным, что на собрании кворум отсутствовал.
Уставом также предусмотрен порядок уведомления его членов и домовладельцев о созыве общего собрания (п. 8.1.2): уведомление направляется Правлением ЖСК или иным лицом, по инициативе которого созывается общее собрание каждому члену кооператива или домовладельцу под расписку или путем почтового отправления (заказным письмом) не менее, чем за 10 дней до даты проведения общего собрания.
Согласно представленному в материалы дела объявлению, датированному ДД.ММ.ГГГГ., уведомление о предстоящем собрании имело место не за 10, а за 7 дней.
Более того, согласно протоколу, участникам собрания необходимо было принять решение по вопросу необходимости предложения членам ЖСК Сягаевой И.Н. и Оленину М.В. выйти из состава членов кооператива по собственному желанию. За проголосовало 83.3 % голосов, воздержалось – 4.76 % голосов. Данное согласие выражено не было, доказательств обратного суду не представлено, однако далее в протоколе обозначено голосование по вопросу выхода из состава правления ЖСК Оленина М.В., Розентур Р.Ю., Ионкиной Л.Е. и принятие решения о выводе из членов ЖСК Оленина М.В., Розентур Р.Ю., Ионкиной Л.Е. Таким образом, имело место голосование по одному вопросу и принятие решения по другому вопросу, голосования по которому не проводилось.
При указанных обстоятельствах оспариваемые истцом решения, принятые на собрании, являются недействительными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 232-235 ГПК РФ, суд
ЗАОЧНО РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-8» ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: