№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Краснокамск Пермского края 19 января 2017 года
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Поповой Л.А., при секретаре Ярыгиной Е.В., с участием представителя административного ответчика - Чегодаева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Минюста России по Пермскому краю к Автономной некоммерческой организации «Пермский центр охраны окружающей среды и рационального природопользования» о ликвидации некоммерческой организации и исключении некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л :
В Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ г. зарегистрирована Автономная некоммерческая организация «Пермский центр охраны окружающей среды и рационального природопользования».
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю на основании ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» обратился в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации. В заявлении указано о неисполнении некоммерческой организацией требований ФЗ «О некоммерческих организациях», Постановления Правительства РФ « О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», что свидетельствует об отсутствии деятельности у организации.
Организация с момента создания не выполняет требования п.3 ст.32 Закона № 7-ФЗ и Постановления № 212 – не представлялись в уполномоченный орган документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В заявлении указано, что в адрес организации направлялись предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ г., а также от ДД.ММ.ГГГГ
Систематическое непредставление Организацией в контролирующий орган ( т.е. Управление) информации о своей деятельности и других сведений, значительно затрудняет возможность государственного контроля за деятельностью Организации, и как следствие этого, влечет затруднительность выявления нарушений законности в ее деятельности, что может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Непредставление информации о продолжении своей деятельности, а также отсутствие деятельности Организации указывает на то, что Организация является фактически недействующим юридическим лицом, что в свою очередь может привести к невозможности прохождения ею процедуры ликвидации в порядке, установленном ст.63 ГК РФ, и, следовательно, невозможности исключения Организации из Единого государственного реестра юридических лиц, как заключительного этапа ликвидации.
В суд представитель истца не явился, просил о рассмотрении дела без представителя, на требованиях настаивал.
Представитель Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю просил о рассмотрении дела без представителя. В пояснениях по иску указано, что отсутствие в учетном деле организации документов, содержащих отчеты по формам ОН 0001 и ОН 0002, утвержденным Приказом Минюста РФ от 29.03.2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», отсутствие информации о предоставлении отчетов за 2012-2015 г.г. в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО); является основанием для подачи заявления в суд. Представитель полагает, что суд вправе принять решение о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Пермский центр охраны окружающей среды и рационального природопользования» (л.д.44).
Представитель ответчика Чегодаев А.В. в судебном заседании по заявленным требованиям не согласен. Суду пояснил, что отчеты сдавались в налоговый орган, не сдавались только в Минюст, так как не могли найти взаимопонимание с почтой. Деятельность осуществляют и в настоящее время, может подтвердить движением по счету, сдачей налоговой отчетности, договорами заказчиков.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд полагает, что в удовлетворении требований следует отказать.
Из содержания п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10 статьи 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" законодателем определены последствия неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей. Указанное может служить основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Как установлено судом, с 2012 г. ответчик сведений, содержащих отчет о своей деятельности, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, в регистрирующий орган не представил.
Ответчик отчет или сообщение о продолжении своей деятельности в сети "Интернет" также не размещал, в средствах массовой информации не опубликовывал.
ДД.ММ.ГГГГ г. Министерстовм юстиции Российской Федерации по Пермскому краю вынесено предупреждение за №, обязывающее устранить нарушения действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 26-27). Повторное предупреждение с указанием срока устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ г. № № (л.д.29-30), повторное предупреждение с указанием срока устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ г. № (л.д. 32-34).
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривала факт того, что сведения, предусмотренные ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях» не были представлены ранее. Однако, отчеты сдавались в налоговый орган, не сдавались только в Минюст, так как не могли найти взаимопонимание с почтой. Деятельность осуществляют и в настоящее время.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П).
Суд полагает, что на момент обращения с административным исковым заявлением ответчик осуществляет деятельность в качестве юридического лица, об этом свидетельствуют показания представителя административного ответчика - Чегодаева А.В.
Согласно Устава – Автономная некоммерческая организация «Пермский центр охраны окружающей среды и рационального природопользования» является не имеющая членства, созданная в целях информирования граждан о состоянии окружающей среды, воспитания, бережного отношения к природе и просвящения в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В судебном заседании не опровергнуты пояснения представителя ответчика о том, что юридическое лицо осуществляет свою деятельность.
В силу ст. 11.9 Устава – деятельность Автономной некоммерческой организации «Пермский центр охраны окружающей среды и рационального природопользования» прекращается по решению Правления Организации или по решению суда.
Таким образом, с учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что допущенные ответчиком нарушения, выразившиеся в непредставлении Управление Минюста России по Пермскому краю сведений, предусмотренных п. 3 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", не являются столь существенными, чтобы позволить суду, учитывая характер нарушений и вызванных ими последствий, каковым явилось лишь отсутствие соответствующей информации у истца, принять решение о ликвидации некоммерческой организации – Автономной некоммерческой организации «Пермский центр охраны окружающей среды и рационального природопользования» в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, при том, что деятельность учреждения фактически не прекращалась.
Руководствуясь ст.ст.175-180,264,298 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Управления Министерства юстиции России по Пермскому краю к Автономной некоммерческой организации «Пермский центр охраны окружающей среды и рационального природопользования» о ликвидации некоммерческой организации, исключения из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Попова Л.А.