Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 апреля 2018 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Бадмаевой А.А., с участием истца Прохорова, ответчика Ершовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прохорова С. В. к Ершовой Т. В. о восстановлении срока для принятия наследства,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец просит восстановить срок для принятия наследства после смерти наследодателя Прохоровой М. П., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Прохоров С.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать Прохорова М. П.. В установленный законом шестимесячный срок к нотариусу он не обратился, полагая, что обращение должно было быть по истечении указанного срока. Также он перенес <данные изъяты>, был госпитализирован. Полагает, что указанное является уважительной причиной пропуска. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Ответчик Ершова Т.В. исковые требования не признала. Пояснила суду, что наследство образует лишь вклад на сумму <данные изъяты> в виде <данные изъяты>. Недвижимого имущества, автотранспорта у наследодателя не имелось. О необходимости обращения к нотариусу она лично звонила и предупреждала истца до истечения срока принятия наследства. Ранее в установленный срок Прохоров С.В. обращался за принятием наследства после смерти отца, процедура принятия наследства ему была известна.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что Прохоров С. В. является сыном Прохоровой М. П., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьями 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Течение указанного срока в силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации начинает исчисляться на следующий день после смерти наследодателя.
Положениями статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. В силу статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В обоснование того, что срок для принятия наследства после смерти Прохоровой М.П. пропущен по уважительной причине истец ссылалась на то, что он заблуждался относительно сроков для обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследств, полагая, что такое обращение должно быть по истечении шестимесячного срока. Также истец ссылается на и стационарное лечение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 40 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" к числу уважительных причин пропуска срока для принятия наследства следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследства в течение всего срока, установленного законом. Не является уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.
Само по себе нахождение на стационарном лечении в течении 10 дней не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока для принятия наследства.
Истцом в нарушении положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства наличия тяжелой болезни, беспомощного состояния, неграмотности, которые бы препятствовали в оформлении наследственных прав в оставшееся время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом приняты во внимание пояснения ответчика о том, что ранее Прохоров С.В. обращался в установленные сроки к нотариусу по вопросу принятия наследства, оставшегося после смерти своего отца, что свидетельствует о том, что последний не мог не знать о сроках для обращения к нотариусу. В любом случае незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства не является уважительной причиной пропуска срока вступления в наследство.
Отказывая истцу в восстановлении срока для принятия наследства, суд исходит из того, что им не представлены доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, объективно препятствовавших исполнению намерения принять наследство после смерти матери Прохоровой М.П. в предусмотренный законодательством шестимесячный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Прохорова С. В. к Ершовой Т. В. о восстановлении срока для принятия наследства оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Г.Г. Рабданова