№ 12-1346/2021
РЕШЕНИЕ
30 июля 2021 года адрес
Судья Лефортовского районного суда адрес Каргальцев Антон Игоревич, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу: Москва, адрес, зал № 11 жалобу защитника Григорьева Олега Игоревича на вынесенное в отношении фармацевта ООО «Авицена Фарма № 9» Вахитовой Зарины Маруповны постановление заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 08 апреля 2021 года № 4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 08 апреля 2021 года № 4 должностное лицо – фармацевт ООО «Авицена Фарма № 9» Вахитова З.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, защитник Григорьев О.И. обратился в Гагаринский районный суд адрес с жалобой, в которой просил изменить постановление, ссылаясь на наличие оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ООО «Авицена Фарма № 9» относится к числу субъектов малого предпринимательства.
Определением судьи Гагаринского районного суда адрес от 29 апреля 2021 года жалоба передана на рассмотрение по подведомственности в Лефортовский районный суд адрес.
В судебное заседание Вахитова З.М. не явилась, о наличии уважительных причин неявки не сообщила, о времени и месте рассмотрения жалобы извещалась надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном ст. 24.4 КоАП РФ, не просила.
Защитник Григорьев О.И. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.
Принимая во внимание надлежащие меры, предпринятые для обеспечения права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту и на личное участие при рассмотрении жалобы, с учетом положений ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Вахитовой З.М.
Помощник Лефортовского межрайонного прокурора адрес фио в судебное заседание явилась, полагала оспариваемое постановление заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 08 апреля 2021 года № 4 законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ наступает за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Отношения, возникающие в связи с обращением – разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств регулируются Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Согласно ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств относится осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
На основании ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещают в сети «Интернет» или опубликовывают информацию о зарегистрированной предельной отпускной цене на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, об установленных в субъекте Российской Федерации размере предельной оптовой надбавки и (или) размере предельной розничной надбавки к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и об указанной в части 2 данной статьи сумме. Информация, предусмотренная данной частью, должна размещаться также в аптечных организациях в доступной для сведения всех заинтересованных лиц форме и обновляться по мере ее опубликования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» предписано осуществлять государственное регулирование цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Названным постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года № 1541) также утверждены Правила формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями (далее – Правила), согласно которым реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, составленного по форме согласно приложению, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на дату их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями; протокол согласования цен поставки лекарственных препаратов может быть создан в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц поставщика и покупателя (п. 9 и 10).
Разъяснения по оформлению протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, даны в письме Федеральной антимонопольной службы от 26 февраля 2016 года № АК\11825\16, согласно которым при реализации лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которые закуплены после 01 марта 2016 года, организации розничной торговли заполняют графы 14-16 «Размер фактической розничной надбавки, установленной организацией розничной торговли» и «Фактическая отпускная цена, установленная организацией розничной торговли» протокола согласования цен, полученного при приобретении ими товара, или прикладывают к указанному протоколу согласования цен дополнительную страницу с информацией, указанной в графах 1-5 и графах 14-16 протокола согласования цен; на дополнительной странице протокола согласования цен указывается дата и ставится подпись уполномоченного лица организации розничной торговли лекарственными препаратами, заверенная печатью организации.
При отсутствии даты подписания, подписи и печати не представляется возможным определить, с какого момента и по какой цене реализовывался товар при поступлении аптечной организации от поставщика, что является грубым нарушением порядка ценообразования.
Исходя из анализа вышеизложенных норм и требований, перечисленные обязательные требования являются единым регулируемым законодательством правоотношением, которое начинается с реализации производителем лекарственно препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и заканчивается реализацией лекарственного препарата конечному потребителю, в связи с чем нарушения установленного порядка оформления протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов, в том числе дополнительных страниц к ним, являются нарушением порядка ценообразования лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что снижает доступность лекарственной помощи гражданам и создает существенную угрозу жизни и здоровью людей, как особо охраняемому законом важнейшему приоритету государства.
Пунктом 1.5 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению в адрес регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года № 669-ПП, установлены обязательные требования, выполнение которых подлежит проверке при осуществлении регионального государственного контроля, одним из таких требований является проверка соблюдения требований к наличию и порядку оформления протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также достоверности и полноты содержащейся в них информации.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, 16 декабря 2020 года Лефортовской межрайонной прокуратурой адрес совместно с должностным лицом Департамента здравоохранения адрес проведена проверка исполнения ООО «Авицена Фарма № 9», осуществляющим фармацевтическую деятельность на основании выданной Департаментом здравоохранения адрес лицензии от 18 мая 2017 года № ЛО-77-02-008557, законодательства о ценообразовании при реализации лекарственных препаратов, в том числе включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в аптечном пункте по адресу: Москва, адрес, в ходе которой выявлено несоблюдение требований к оформлению дополнительных страниц к протоколам согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а именно: на дополнительных страницах к протоколам к универсальным передаточным документам от 31 октября 2020 года № сумма прописью/1 (поставщик ООО «Магнит фарма) и от 05 декабря 2020 года № ФК005366549 (поставщик ООО «Фармкомплект»), а также на дополнительной странице к протоколу к товарной накладной от 30 октября 2020 года № МСК01977706 (поставщик ООО «ФК ПУЛЬС») отсутствуют электронные цифровые подписи.
Кроме этого, при проведении проверки выявлено нарушение обязательного требования, установленного ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в части отсутствия в доступной для всех заинтересованных лиц форме и обновляемой по мере опубликования следующей информации: о зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цене производителя (на дату реализации лекарственного препарата производителем) на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; об установленных в адрес размере предельной оптовой надбавки и (или) размере предельной розничной надбавки к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; о размере предельной оптовой надбавки и (или) размере предельной розничной надбавки на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, установленных в адрес.
По данным фактам 11 февраля 2021 года первым заместителем Лефортовского межрайонного прокурора адрес в отношении должностного лица – фармацевта ООО «Авицена Фарма № 9» Вахитовой З.М. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
08 апреля 2021 года в отношении фармацевта ООО «Авицена Фарма № 9» Вахитовой З.М. заместителем руководителя Департамента здравоохранения адрес вынесено постановление № 4 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и вина фармацевта ООО «Авицена Фарма № 9» Вахитовой З.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
- постановлением первого заместителя Лефортовского межрайонного прокурора адрес от 11 февраля 2021 года, составленным с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 и 28.4 КоАП РФ;
- решением Лефортовского межрайонного прокурора адрес от 16 декабря 2020 года № 158 о проведении проверки в отношении ООО «Авицена Фарма № 9»;
- актом проверки от 16 декабря 2020 года;
- копией товарной накладной от 30 октября 2020 года № МСК01977706 и копией протокола согласования поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, к товарной накладной от 30 октября 2020 года № МСК01977706;
- копиями товарных чеков от 16 декабря 2020 года №№ 161151, 2961, 6889, 161498, 168775 и 6979;
- копиями счетов-фактур от 31 октября 2020 года № сумма прописью/1 и от 05 декабря 2020 года № ФК005366549;
- копиями протоколов согласования поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, к товарным накладным от 31 октября 2020 года № сумма прописью/1 и от 05 декабря 2020 года № ФК005366549;
- информационным письмом генерального директора ООО «Авицена Фарма № 9» от 16 декабря 2020 года, согласно которому в аптечном пункте ООО «Авицена Фарма № 9», находящемся по адресу: Москва, адрес, дополнительные страницы к протоколам к товарным накладным/универсальным передаточным документам хранятся исключительно в электронном виде и предоставляются по требованию;
- копией трудового договора от 01 октября 2019 года № 3, согласно которому Вахитова З.М. принята на работу в ООО «Авицена Фарма № 9» на должность фармацевта;
- копией приказа генерального директора ООО «Авицена Фарма № 9» от 31 декабря 2019 года № 1;
- копией доверенности от 31 декабря 2019 года;
- копией должностной инструкции фармацевта ООО «Авицена Фарма № 9», утвержденной генеральным директором Общества 01 октября 2019 года, а также иными материалами дела, которым должностным лицом дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела заместитель руководителя Департамента здравоохранения адрес правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, правильно применил нормы КоАП РФ и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии фармацевта ООО «Авицена Фарма № 9» Вахитовой З.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения фармацевта ООО «Авицена Фарма № 9» Вахитовой З.М. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено фармацевту ООО «Авицена Фарма № 9» Вахитовой З.М. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, которые могут служить основанием для применения положений ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, не установлено.
Основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Довод жалобы о наличии оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ со ссылкой на то, что ООО «Авицена Фарма № 9» относится к числу субъектов малого предпринимательства, не может быть принята во внимание.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается, поскольку применительно к обстоятельствам настоящего дела угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом Общества требований законодательства о государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что снижает доступность лекарственной помощи гражданам и создает существенную угрозу жизни и здоровью людей, как особо охраняемому законом важнейшему приоритету государства.
Таким образом, оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 – 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влекут изменение либо отмену обжалуемого постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 08 апреля 2021 года № 4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении фармацевта ООО «Авицена Фарма № 9» Вахитовой Зарины Маруповны оставить без изменения, жалобу защитника Григорьева Олега Игоревича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1 – 30.3 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.И. Каргальцев
1