Решение по жалобе/протесту (областной суд) по делу № 7-14361/2021 от 24.09.2021

 12-1346/2021

РЕШЕНИЕ

 

30 июля 2021 года                                                                 адрес

 

Судья Лефортовского районного суда адрес Каргальцев Антон Игоревич, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу: Москва, адрес, зал  11 жалобу защитника Григорьева Олега Игоревича на вынесенное в отношении фармацевта ООО «Авицена Фарма  9» Вахитовой Зарины Маруповны постановление заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 08 апреля 2021 года  4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ,

  

УСТАНОВИЛ:

 

постановлением заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 08 апреля 2021 года  4 должностное лицо  фармацевт                     ООО «Авицена Фарма  9» Вахитова З.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма 

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, защитник Григорьев О.И. обратился в Гагаринский районный суд адрес с жалобой, в которой просил изменить постановление, ссылаясь на наличие оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ООО «Авицена Фарма  9» относится к числу субъектов малого предпринимательства.

Определением судьи Гагаринского районного суда адрес от 29 апреля 2021 года жалоба передана на рассмотрение по подведомственности в Лефортовский районный суд адрес.

В судебное заседание Вахитова З.М. не явилась, о наличии уважительных причин неявки не сообщила, о времени и месте рассмотрения жалобы извещалась надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном ст. 24.4 КоАП РФ, не просила.

Защитник Григорьев О.И. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.

Принимая во внимание надлежащие меры, предпринятые для обеспечения права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту и на личное участие при рассмотрении жалобы, с учетом положений ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Вахитовой З.М.

Помощник Лефортовского межрайонного прокурора адрес                фио в судебное заседание явилась, полагала оспариваемое постановление заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 08 апреля 2021 года  4 законным и обоснованным, а жалобу  не подлежащей удовлетворению.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ наступает за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

Отношения, возникающие в связи с обращением  разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств регулируются Федеральным законом от 12 апреля 2010 года  61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Согласно ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств относится осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

На основании ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года  61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещают в сети «Интернет» или опубликовывают информацию о зарегистрированной предельной отпускной цене на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, об установленных в субъекте Российской Федерации размере предельной оптовой надбавки и (или) размере предельной розничной надбавки к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и об указанной в части 2 данной статьи сумме. Информация, предусмотренная данной частью, должна размещаться также в аптечных организациях в доступной для сведения всех заинтересованных лиц форме и обновляться по мере ее опубликования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года  865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» предписано осуществлять государственное регулирование цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Названным постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года                  1541) также утверждены Правила формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями (далее  Правила), согласно которым реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, составленного по форме согласно приложению, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на дату их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями; протокол согласования цен поставки лекарственных препаратов может быть создан в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц поставщика и покупателя (п. 9 и 10).

Разъяснения по оформлению протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, даны в письме Федеральной антимонопольной службы от 26 февраля 2016 года  АК\11825\16, согласно которым при реализации лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которые закуплены после 01 марта 2016 года, организации розничной торговли заполняют графы 14-16 «Размер фактической розничной надбавки, установленной организацией розничной торговли» и «Фактическая отпускная цена, установленная организацией розничной торговли» протокола согласования цен, полученного при приобретении ими товара, или прикладывают к указанному протоколу согласования цен дополнительную страницу с информацией, указанной в графах 1-5 и графах 14-16 протокола согласования цен; на дополнительной странице протокола согласования цен указывается дата и ставится подпись уполномоченного лица организации розничной торговли лекарственными препаратами, заверенная печатью организации.

При отсутствии даты подписания, подписи и печати не представляется возможным определить, с какого момента и по какой цене реализовывался товар при поступлении аптечной организации от поставщика, что является грубым нарушением порядка ценообразования.

Исходя из анализа вышеизложенных норм и требований, перечисленные обязательные требования являются единым регулируемым законодательством правоотношением, которое начинается с реализации производителем лекарственно препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и заканчивается реализацией лекарственного препарата конечному потребителю, в связи с чем нарушения установленного порядка оформления протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов, в том числе дополнительных страниц к ним, являются нарушением порядка ценообразования лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что снижает доступность лекарственной помощи гражданам и создает существенную угрозу жизни и здоровью людей, как особо охраняемому законом важнейшему приоритету государства.

Пунктом 1.5 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению в адрес регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года  669-ПП, установлены обязательные требования, выполнение которых подлежит проверке при осуществлении регионального государственного контроля, одним из таких требований является проверка соблюдения требований к наличию и порядку оформления протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также достоверности и полноты содержащейся в них информации.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, 16 декабря 2020 года Лефортовской межрайонной прокуратурой адрес совместно с должностным лицом Департамента здравоохранения адрес проведена проверка исполнения           ООО «Авицена Фарма  9», осуществляющим фармацевтическую деятельность на основании выданной Департаментом здравоохранения адрес лицензии от 18 мая 2017 года  ЛО-77-02-008557, законодательства о ценообразовании при реализации лекарственных препаратов, в том числе включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в аптечном пункте по адресу: Москва, адрес, в ходе которой выявлено несоблюдение требований к оформлению дополнительных страниц к протоколам согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а именно: на дополнительных страницах к протоколам к универсальным передаточным документам от 31 октября 2020 года              сумма прописью/1 (поставщик ООО «Магнит фарма) и от 05 декабря 2020 года                           ФК005366549 (поставщик ООО «Фармкомплект»), а также на дополнительной странице к протоколу к товарной накладной от 30 октября 2020 года  МСК01977706 (поставщик ООО «ФК ПУЛЬС») отсутствуют электронные цифровые подписи.

Кроме этого, при проведении проверки выявлено нарушение обязательного требования, установленного ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года   61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в части отсутствия в доступной для всех заинтересованных лиц форме и обновляемой по мере опубликования следующей информации: о зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цене производителя (на дату реализации лекарственного препарата производителем) на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; об установленных в адрес размере предельной оптовой надбавки и (или) размере предельной розничной надбавки к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; о размере предельной оптовой надбавки и (или) размере предельной розничной надбавки на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, установленных в адрес.

По данным фактам 11 февраля 2021 года первым заместителем Лефортовского межрайонного прокурора адрес в отношении должностного лица  фармацевта ООО «Авицена Фарма  9» Вахитовой З.М. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2  ст. 14.6 КоАП РФ.

08 апреля 2021 года в отношении фармацевта ООО «Авицена Фарма  9»  Вахитовой З.М. заместителем руководителя Департамента здравоохранения адрес вынесено постановление  4 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина фармацевта ООО «Авицена Фарма              9» Вахитовой З.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:

- постановлением первого заместителя Лефортовского межрайонного прокурора адрес от 11 февраля 2021 года, составленным с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 и 28.4 КоАП РФ;

- решением Лефортовского межрайонного прокурора адрес от 16 декабря 2020 года  158 о проведении проверки в отношении ООО «Авицена Фарма              9»;

- актом проверки от 16 декабря 2020 года;

- копией товарной накладной от 30 октября 2020 года  МСК01977706 и копией протокола согласования поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, к товарной накладной от 30 октября 2020 года  МСК01977706;

- копиями товарных чеков от 16 декабря 2020 года  161151, 2961, 6889, 161498, 168775 и 6979;

- копиями счетов-фактур от 31 октября 2020 года  сумма прописью/1 и от 05 декабря 2020 года  ФК005366549;

- копиями протоколов согласования поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, к товарным накладным от 31 октября 2020 года  сумма прописью/1 и от 05 декабря 2020 года  ФК005366549;

- информационным письмом генерального директора ООО «Авицена Фарма              9» от 16 декабря 2020 года, согласно которому в аптечном пункте ООО «Авицена Фарма  9», находящемся по адресу: Москва, адрес, дополнительные страницы к протоколам к товарным накладным/универсальным передаточным документам хранятся исключительно в электронном виде и предоставляются по требованию;

- копией трудового договора от 01 октября 2019 года  3, согласно которому Вахитова З.М. принята на работу в ООО «Авицена Фарма  9» на должность фармацевта;

- копией приказа генерального директора ООО «Авицена Фарма  9» от 31 декабря 2019 года  1;

- копией доверенности от 31 декабря 2019 года;

- копией должностной инструкции фармацевта ООО «Авицена Фарма  9», утвержденной генеральным директором Общества 01 октября 2019 года, а также иными материалами дела, которым должностным лицом дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела заместитель руководителя Департамента здравоохранения адрес правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, правильно применил нормы КоАП РФ и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии фармацевта                ООО «Авицена Фарма  9» Вахитовой З.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения фармацевта ООО «Авицена Фарма  9» Вахитовой З.М. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере         сумма назначено фармацевту ООО «Авицена Фарма  9» Вахитовой З.М. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, которые могут служить основанием для применения положений ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, не установлено.

Основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Довод жалобы о наличии оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ со ссылкой на то, что ООО «Авицена Фарма  9» относится к числу субъектов малого предпринимательства, не может быть принята во внимание.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается, поскольку применительно к обстоятельствам настоящего дела угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом Общества требований законодательства о государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что снижает доступность лекарственной помощи гражданам и создает существенную угрозу жизни и здоровью людей, как особо охраняемому законом важнейшему приоритету государства.

Таким образом, оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2  5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влекут изменение либо отмену обжалуемого постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6  30.8 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

 

постановление заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 08 апреля 2021 года  4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении фармацевта ООО «Авицена Фарма  9» Вахитовой Зарины Маруповны оставить без изменения, жалобу защитника Григорьева Олега Игоревича  без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1  30.3 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

Судья                                                                         А.И. Каргальцев

1

7-14361/2021

Категория:
Административные
Статус:
Завершено, 29.09.2021
Ответчики
Вахитова З.М.
Суд
Московский городской суд
Судья
Лашков А.Н.
Статьи

Ст. 14.6, Ч. 2

Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
29.09.2021
Решение по жалобе/протесту (областной суд)
30.07.2021
Решение по жалобе/протесту на постановление (районный суд)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее