Дело № 2-336/2018 Председательствующий Аушева Ф.Ш.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-89/2019
28 февраля 2019 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Аушевой Ф.К.,
судей Кориговой М.А. и Плиевой И.М.,
при секретаре Мамиловой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по исковому заявлению Батыгова Закраила Магаметовича о признании незаконными действий Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Ингушетия
Заслушав доклад судьи Аушевой Ф.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батыгов З.М. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 10 января 2018 г. он выехал на работу в следственный изолятор ОФСИН России по Республике Ингушетия по маршруту с.п. Али-Юрт - Сурхахи -Яндаре - г. Карабулак. Примерно в 7 часов 35 минут в связи с технической неисправностью своего автомобиля он остановился, не доезжая до с.п. Яндаре. Обнаружив спущенное колесо и боясь опоздать на службу к 8 часам, он начал менять колесо, однако потерял сознание и упал. Истцу оказали первую медицинскую помощь работники скорой помощи, которые в 8 часов 17 минут доставили его в приемное отделение ИРКБ, где он был госпитализирован с диагнозом черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга. С 10 января 2018 г. по 1 февраля 2018 г. Батыгов З.М. находился на стационарном лечении в нейрохирургическом отделении ИРКБ г. Назрань. 14 апреля 2018 г. он получил заключение служебной проверки по факту получения им травмы, где в пункте 4 указано, что комиссии не представилось возможным установить, двигался ли истец непосредственно на службу или отклонился от маршрута движения по своим делам.
Считая, что служебная проверка проведена формально, истец, уточнив исковые требований, просил внести изменения в служебную проверку от 14 апреля 2018 г., изложив п. 4 в следующей редакции: «Факт получения телесных повреждений Батыговым З.М., при исполнении служебных обязанностей считать установленным». Указать, что телесные повреждения Батыговым З.М. были получены при исполнении служебных обязанностей 10 января 2018 г., по пути следования на службу в ФГУ СИЗО №1 ОФСИН России по Республике Ингушетия.
Решением Карабулакского районного суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ОФСИН России по РИ Мельников А.А. и представитель ОФСИН России по РИ Гамурзиев И.М. просят решение суда отменить, считая его постановленным с нарушением норм материального права.
Определением от 7 февраля 2019 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с непривлечением к рассмотрению дела ФКУЗ МСЧ-7 ФСИН России.
ФКУЗ МСЧ-7 ФСИН России, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, направило возражения на требования истца с просьбой об отказе в удовлетворении иска Батыгова З.М.
Изучив материалы дела, выслушав истца Батыгова З.М. и его представителя Хашагульгову А.Я., поддержавших исковые требования, мнение представителя ОФСИН России по РИ Гамурзиева И.М. о незаконности заявленных требований, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Батыгов З.М. проходит службу в УИС с октября 2010 г. в должности младшего инспектора ФКУ СИЗО-1.
10 января 2018 г. Батыгов З.М. выехал на работу в следственный изолятор ОФСИН России по Республике Ингушетия по маршруту с.п. Али-Юрт - Сурхахи -Яндаре - г. Карабулак. Примерно в 7 часов 35 минут в связи с технической неисправностью своего автомобиля он остановился, не доезжая до с.п. Яндаре. Обнаружив спущенное колесо и боясь опоздать на службу к 8 часам, он начал менять колесо, однако потерял сознание и упал. Истцу оказали первую медицинскую помощь работники скорой помощи, которые в 8 часов 17 минут доставили его в приемное отделение ИРКБ, где он был госпитализирован с диагнозом черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга.
С 10 января 2018 г. по 1 февраля 2018 г. Батыгов З.М. находился на стационарном лечении в нейрохирургическом отделении ИРКБ г. Назрань.
По данному факту назначена служебная проверка, проведение которой поручено ОФСИН России по Республике Ингушетия, согласно заключению которой подтвердился факт получения Батыговым З.М. закрытой черепно-мозговой травмы, ушиб головного мозга. Однако указано, что не представляется возможным считать получение данных повреждений при исполнении должностных полномочий Батыговым З.М., так как невозможно установить двигался ли истец непосредственно на службу или отклонился от маршрута движения по своим делам.
Полагая данное заключение служебной проверки незаконным, Батыгов З.М. обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о получении истцом травмы в связи с исполнением служебных обязанностей.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда основанным на неправильном применении норм материального права в связи со следующим.
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" указано распространить действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
В соответствии с п. 4 Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утвержденных приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 5 августа 2013 г. № 439, в заключении по результатам служебной проверки вывод о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья с выполнением служебных обязанностей выносится при следующих обстоятельствах: исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с должностными инструкциями и другими нормативными правовыми актами; исполнение приказов или распоряжений ФСИН России, территориального органа ФСИН России, учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, учреждения, подчиненного территориальному органу ФСИН России, иного учреждения и органа УИС; участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебно-оперативных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными директором ФСИН России, начальником органа (учреждения); нахождение на территории органа (учреждения) в течение установленного распорядком дня служебного времени или в иное время, если это вызвано служебной необходимостью; следование к месту службы и обратно, нахождение в служебной командировке; нахождение на лечении в лечебных, лечебно-профилактических учреждениях, следование к месту лечения и обратно; действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказание помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите законных прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечение общественной безопасности; участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершение иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства; нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен) в положении заложника или интернированного; безвестное отсутствие - до признания сотрудника безвестно отсутствующим или объявления умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, сотрудник уголовно-исполнительной системы считается исполняющим служебные обязанности не только при непосредственном исполнении им должностных обязанностей, установленных в соответствии с уставами, наставлениями, инструкциями и другими актами, но и в том числе при выполнении им приказов и распоряжений руководителя (начальника) органа, подразделения, учреждения уголовно-исполнительной системы, участия в сборах, учениях, соревнованиях и других служебно-оперативных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утверждёнными директором ФСИН России, начальником органа (учреждения).
Порядок организации военно-врачебной экспертизы, медицинского освидетельствования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Минюста России, а также порядок определения причинно-следственной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у граждан с прохождением ими службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Минюста России определен Инструкцией «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции Российской Федерации», утвержденной приказом Минюста РФ от 26 августа 2003 г. № 206, а также постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
В п.п. 2 Инструкции указаны основные задачи военно-врачебной экспертизы, в числе которых определение причинной связи увечий, заболеваний у сотрудников, граждан, проходивших службу в органах УИС, а также причинной связи увечий, заболеваний, приведших к смерти указанных лиц.
Согласно п.п. 16.7 Инструкции на военно-врачебную комиссию возлагается вынесение заключений о тяжести увечья, полученного сотрудником, для выплат страховых сумм по обязательному государственному страхованию.
Согласно п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565, военно-врачебная экспертиза проводится в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в целях определения годности к службе, приравненной к военной службе, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Согласно подп. "г" п. 3 Положения о военно - врачебной экспертизе определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством РФ, возлагается на военно - врачебные комиссии.
Пунктом 94 Положения установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма" и "заболевание получено в период военной службы". Данный перечень является исчерпывающим.
Согласно абз. 1 подп. «а» п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе под формулировку "военная травма" подпадают увечья, полученные освидетельствуемым при исполнении служебных обязанностей.
В соответствии с п. 96 и п. 97 Положения о военно - врачебной экспертизе военно - врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа, подразделения, организации или учреждения), в которой гражданин проходил военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы в момент получения увечья, заболевания. В справке указываются обстоятельства получения увечья, заболевания.
При освидетельствовании граждан, проходящих (проходивших) военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы и получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов увечье, заболевание, но не имеющих справки о травме, военно-врачебная комиссия может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания.
Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд (абз. 1 п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Из приведенных норм усматривается, что право устанавливать причинно-следственную связь полученного сотрудником органов внутренних дел увечья с формулировкой "военная травма" принадлежит исключительно органам военно-врачебной комиссии.
Поскольку установление причинно-следственной связи полученного увечья сотрудником уголовно-исполнительной системы с формулировкой "военная травма", то есть при исполнении служебных обязанностей, возложено нормативными предписаниями исключительно на военно-врачебные комиссии, самостоятельные выводы суда первой инстанции о признании полученной Батыговым З.М. 10 января 2018 г. травмы при исполнении служебных обязанностей в отсутствие соответствующего заключения военно-врачебной комиссии являются неправомерными и нарушающими нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ОФСИН России по РИ удовлетворить.
Решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 26 октября 2018 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Батыгова Закраила Магаметовича о признании незаконными действий Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Ингушетия отказать.
Председательствующий
Судьи