2-492-2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Черниговка 2 сентября 2015 г.
Черниговский районный суд Приморского края
в составе: председательствующего судьи Т.В. Жестковой,
при секретаре судебного заседания Фроловой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселева А.А. к Администрации Черниговского района Приморского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Киселев А.А. обратился в суд с названным иском к ответчику, указав, что с 19.11.1997 работал прокурором в прокуратуре Черниговского района Приморского края. С указанного времени ответчиком по устному разрешению главы администрации Черниговского района ему была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, в которой он проживает по настоящее время. 23.05.2008 Администрация Черниговского района заключила с ним договор найма служебного жилого помещения на время прохождения службы в прокуратуре, действие которого в соответствии с п. 18 прекращается в связи с окончанием срока службы. 22.03.2011 он уволен из органов прокуратуры в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. 12.04.2011 ответчик отказал ему в снятии статуса «служебная» на квартиру. В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» к данным жилищным отношениям применяется общий трехлетний срок исковой давности. Указанная квартира более трех лет не используется в качестве служебной. Поскольку ответчик в течение трех лет со дня отказа ему в снятии с квартиры статуса «служебной» не выселил его, в настоящее время он не может быть выселен из жилого помещения, поэтому для квартиры применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, и решений муниципальных органов о снятии статуса «служебной» с квартиры для её приватизации не требуется. Просит признать за ним право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.
Истец Киселев А.А. о месте и времени судебного заседания надлежаще уведомлен, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя Басмановой Т.М.
Представитель истца Басманова Т.М. в судебном заседании требования Киселева А.А. поддержала и пояснила, что в квартиру истец вселился в ноябре 1997 г., ордер на вселение истцу не выдавался. В 2008 г. администрация района и Киселев А.А. заключили договор служебного найма жилого помещения, чем ухудшили режим проживания истца в квартире, нарушив его право на проживание по общим правилам. Указанное обстоятельство является одним из оснований для приватизации указанной квартиры. При наличии договора служебного найма на основании обстоятельств, указанных в исковом заявлении, Киселев А.А. имеет право на приватизацию спорной квартиры. Просит исковые требования удовлетворить, признав за ним право собственности на квартиру площадью, согласно кадастрового паспорта, 56,3 кв.м.
Представители ответчика Администрации Черниговского района Бандалак Е.В. и Машковская А.В. в судебном заседании с иском не согласились, суду пояснили, что, поскольку квартира имеет статус «служебной», то в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» служебные жилые помещения приватизации не подлежат. В удовлетворении иска просят отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает, что основания для удовлетворения иска имеются.
В соответствии со ст.ст. 2, 6, 11 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую; передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд; каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Постановлением администрации Черниговского района от 28.02.1995 №44 квартире, расположенной по адресу: с. Черниговка, пер. Дорожный, дом 2, кв. 1, присвоен статус «служебной», предназначенной для прокурора Черниговского района.
Согласно выписок из реестра муниципального имущества Черниговского района, 21.01.1999 спорная квартира общей площадью 64,2 кв.м, жилой площадью 56,3 кв.м внесена в реестр муниципального имущества Черниговского района.
Копией трудовой книжки истца подтверждается его работа в период с 24.10.1997 по 31.03.2011 в должности прокурора Черниговского района.
Из справок администрации Черниговского сельского поселения, копии паспорта истца видно, что Киселев А.А. зарегистрирован и проживает в спорном домовладении с 05.09.2003, представленными истцом квитанциями подтверждается оплата им коммунальных услуг занимаемого спорного жилого посещения.
Из типового договора найма служебного помещения от 23.05.2008 следует, что администрация Черниговского района передала Киселёву А.А. и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в связи с прохождением службы в прокуратуре Черниговского района и на время прохождения службы. П.п. 4 п. 18 главы 4 настоящий договор прекращается в связи с окончанием срока службы. В жилое помещение в качестве члена семьи был вселен Трапезников В.С.
Согласно свидетельства о смерти, выданного Отделом ЗАГС Черниговского муниципального района Приморского края, 08.09.2014 Трапезников В.С. умер.
В соответствии с выписками из реестра муниципального имущества Черниговского района 21.01.1999 спорная квартира общей площадью 64,2 кв.м, жилой площадью 56,3 кв.м внесена в реестр муниципального имущества Черниговского района.
Из кадастрового паспорта следует, что площадь спорной квартиры составляет 56,3 кв.м.
Письмом главы администрации Черниговского района от 12.04.2011 Киселеву А.А. было отказано в удовлетворении заявления о снятии статуса «служебная» с занимаемой им квартиры, поскольку она предназначена для прокурора Черниговского района.
31.03.2015 Киселев А.А. уведомлен главой администрации Черниговского района о том, что оснований для передачи в его собственность жилого помещения не имеется, так как она была передана ему на условиях служебного найма.
По сообщению Управления Росреестра по Приморскому краю от 16.02.2015 сведения о зарегистрированных правах Киселева А.А. на объекты недвижимого имущества на территории Приморского края отсутствуют.
Справками Отделений №3,4,5 Филиала по Приморскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» подтверждается, что Киселев А.А. не использовал право на приватизацию жилого помещения в Черниговском районе, в г. Арсеньеве и в Кавалеровском районе.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу данного жилого помещения, назначение служебных жилых помещений определено условиями трудовой деятельности работников, которые в связи с характером трудовых отношений должны проживать по месту работы либо вблизи от него, то есть служебные жилые помещения предоставлялись только на период работы определенным категориям работников.
Из п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 № 13 следует, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Согласно определения Конституционного Суда РФ №229-О от 14.12.1999, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае распространение на то или иное жилое помещение особого правового режима, исходя из практики и перспектив его целевого использования, наличия соответствующей инфраструктуры и т. п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная судебная защита прав граждан, гарантируемая ст. 46 Конституции РФ, в том числе права на приватизацию жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, 19.11.1997 истцу, занимающему должность прокурора Черниговского района, была предоставлена спорная квартира, в которой он проживает по настоящее время. 23.05.2008 между истцом и ответчиком был заключен договор найма служебного жилого помещения на время прохождения службы в прокуратуре Черниговского района. 22.03.2011 Киселев А.А. уволился из органов прокуратуры, и с этого времени указанная квартира не используется в качестве служебной, поэтому утратила указанный статус, в связи с чем к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
По смыслу Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по независящим от граждан причинам они не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возникает нарушение положений ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 вышеназванного Федерального закона.
При таких обстоятельствах суд считает, что поскольку истец по независящим от него причинам не смог реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору найма жилого помещения, то основания для признания за Киселевым А.А. в судебном порядке права собственности на спорную квартиру в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеются, поэтому его иск следует удовлетворить.
По изложенному и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 56,3 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.