№ 5-20.2-1074/2022
77RS0017-02-2022-004741-71
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва 04 марта 2022 года
Судья Нагатинского районного суда города Москвы Акопян Г.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении:
Страхова Ивана Александровича, ...паспортные данные, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: адрес, работающего в Государственном астрономическом институте им. Штренберга ведущим программистом, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Страхов И.А. совершил правонарушение, выразившееся в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 ст.20.2 КоАП РФ:
03 марта 2022 года, в период времени с 19 часов 00 минут до 21 часа 00 минут, в центральной части города, в т.ч. по адресу: город Москва, Манежная площадь, д.1 с.2, состоялось публичное мероприятие в форме митинга с количеством около 200 человек, одним из которых являлся гражданин Страхов И.А.
Согласно сведениям Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г.Москвы (письмо вх.№21-19-543/22 от 28.02.2022 г.) уведомлений о проведении каких-либо публичных массовых мероприятий 03.03.2022 г. в центральной части города в Правительство г. Москвы не поступало и никакие публичные мероприятия не согласовывались. В целях информирования граждан, в т.ч. желающих принять участие в несогласованной с органами исполнительной власти, в лице Мэрии города Москвы акции, в сети «Интернет» 03 марта 2022 года на общедоступном официальном сайте ГУ МВД России по г.Москве (77.мвд.рф) в разделе «Новости», размещено официальное предупреждение о том, что проведение публичного мероприятия 03.03.2022 года в центральной части города Москвы, и участии в нем, незаконно. Сотрудники полиции непосредственно во время проведения несогласованной акции в форме митинга и шествия, посредством громкоговорителей, осуществлялось информирование его участников о том, что проведение публичного мероприятия 03.03.2022 года в центральной части города Москвы и участие в нем, незаконно.
Вместе с тем, 03 марта 2022 года, примерно с 19 часов 00 минут до 21 часа 00 минут по адресу: город Москва, Манежная площадь, д.1 с.2, гражданин Страхов И.А., в составе группы граждан в количестве около 200 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги: «Нет войне!», и другие, то есть добровольно принял участие в несогласованной массовой акции в форме митинга и шествия по центральным улицам г.Москвы, в нарушение положений Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и требований закона города Москвы № 10 от 04.04.2007 г. «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия не реагировал, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Страхов И.А. в судебное заседание явился, вину в совершении административного правонарушения не признал, решил прогуляться, поскольку была хорошая погода, однако был задержан сотрудниками полиции без объяснения причин. Также пояснил, что в митинге не учувствовал, лозунги не скандировал.
Защитник Страхова И.А.- фио в судебном заседании доводы подзащитного поддержала, просила прекратить производство в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что Страхов И.А. в митинге не участвовал. Просила исключить фотографии из материалов дела как недопустимое доказательство. Указала на допущенные нарушения при задержании.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав фио и его защитника, оценив в совокупности все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что вина фио в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № 0145291 от 03.03.2022 г., составленным уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, в котором указаны дата, время, место, описано событие административного правонарушения;
- рапортами полицейских взвода 2 СПП ГУ МВД России по г.Москве фио, фио, и их объяснениями, при даче которых они были предупреждены об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, согласно которым 03 марта 2022 года они находились на службе по охране общественного порядка, на территории г.Москвы. 03.03.2022 примерно в 19 часов 00 минут по адресу: город Москва, Манежная площадь, д.1 с.2, гражданин Страхов И.А., в составе группы граждан в количестве около 200 человек. Также сотрудниками полиции непосредственно во время проведения данной несогласованной акции в форме митинга, посредством громкоговорителей, осуществлялось информирование его участников о том, что проведение публичного мероприятия 03 марта 2022 года, и участие в нем, незаконно, примерно с 19 часов 00 минут по адресу: город Москва, Манежная площадь, д.1 с.2, гражданин Страхов И.А., в составе группы граждан в количестве около 200 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировали лозунги: ««Нет войне!», и другие, то есть добровольно принял участие в несогласованной массовой акции в форме митинга и шествия по улицам г.Москвы, на неоднократные требования прекратить свои противоправные действия не реагировал.
- протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 03.03.2022 года, согласно которому Страхов И.А. был доставлен в ОМВД России по району Бирюлево Восточное г.Москвы, в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ;
- фотоматериалом;
- сообщением Правительства Москвы - Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы от 24.02.2022 г. о том, что в органы исполнительной власти города Москвы уведомления о проведении 03.03.2022 г. публичных мероприятий в центральной части города Москвы, в т.ч. по адресам Манежная площадь, д.1 с.2,, и на прилегающих к ним территориях, не поступали и не согласовывались,
- другими материалами дела.
Допустимость и перечисленных доказательств сомнений у суда не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Протокол об административном правонарушении в отношении фио составлен уполномоченным на то должностным лицом на основании рапортов и письменных объяснений сотрудников полиции. Положения ст. 51 Конституции Российской Федерации и процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, фио были разъяснены перед составлением протокола об административном правонарушении должностным лицом.
При вышеизложенном, законные основания для исключения из числа доказательств протокола об административном правонарушении, протокола о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, фотоматериалов с изображением состоявшегося 03 марта 2022 года в центральной части г. Москвы публичного массового мероприятия в форме митинга и шествия, несогласованного с органами исполнительной власти Москвы, с количеством участников около 200 человек, о чем стороной защиты заявлено ходатайство, отсутствуют.
В имеющемся в деле протоколе об административном правонарушении указаны сведения, предусмотренные ч. 2 ст.28.2 КоАП РФ, в том числе описано событие вменяемого административного правонарушения, протокол подписан уполномоченным должностным лицом. Протокол об административном правонарушении соответствует ст.28.2 КоАП РФ, процедуры, предписанные нормами КоАП РФ, соблюдены, нарушения прав на защиту не усматривается.
В соответствии с ч.5 ст.20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой, каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в ст. 4 данного Закона.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 того же Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 5 статьи 5 вышеназванного Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 12 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Статьей 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера; демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции; уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Как следует из протокола об административном правонарушении и исследованных судом письменных материалов дела, Страхов И.А. принимал участие в несанкционированном митинге, шествии.
Рапорта сотрудников полиции о выявленном административном правонарушении содержат необходимые сведения, указывающие как на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц, составивших рапорта, материалы дела не содержат, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление административных правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Страховым И.А. административного правонарушения.
Обстоятельства, изложенные в рапортах, сотрудники полиции подтвердили, дав подробные письменные объяснения, при даче которых они были предупреждены по ст.17.9 КоАП РФ.
Причин для оговора фио со стороны сотрудников полиции не установлено.
Судья считает, что совокупность доказательств, имеющихся в материалах дела является достаточной для принятия решения по делу, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о доказанности материалами дела факта совершения фио вменяемого административного правонарушения.
Доводы Страхова И.А. и защитника о том, что Страхов И.А. противоправных действий не совершал нельзя признать состоятельными, поскольку они опровергаются совокупностью выше перечисленных доказательств.
Утверждение о незаконности примененного к Страхову И.А. административного задержания и доставления, не свидетельствует о нарушении прав последнего, поскольку возможность применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении связана, в частности, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
Судом не установлено нарушений, допущенных должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении в отношении фио
Ходатайство защиты о проведение экспертизы фотоматериала, имеющегося в материалах дела, не подлежит удовлетворению, поскольку данное обстоятельство не влияет на полноту и объективность рассмотрения дела. На основании ст. 26.4 КоАП РФ экспертиза по делу об административном правонарушении назначается лишь в том случае, когда при его рассмотрении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Между тем для установления виновности фио в нарушении вышеприведенных требований Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и требования Закона адрес N 10 от 04.04.2007 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", не требуется специальных познаний. Совокупность исследованных судьей доказательств является достаточной для установления виновности фио в совершении вмененного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд квалифицирует действия лица, привлекаемого к административной ответственности, по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Нарушений Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при рассмотрении дела в отношении Страхов И.А., а также норм КоАП РФ, по делу не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения, личность правонарушителя, который ранее не привлекался к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, и с учетом конкретных обстоятельств дела, считает необходимым назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Страхова Ивана Александровича, ...паспортные данные, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по реквизитам:
Получатель: УФК по городу Москве (УВД по адрес ГУ МВД России по городу Москве л/с 04731451150)
Номер счета получателя 03100643000000017300 ГУ Банка России по ЦФО
ОКТМО 45913000
КПП 772401001 БИК 004525988
ИНН 7724048948 КБК 18811601201019000140
УИН 18880477220001452914
Разъяснить, что согласно п.1.1. ст. 32.2, ч.6 ст.32.10 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, следует представить в Нагатинский районный суд г. Москвы. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения.
В силу ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере.
В силу ст.30.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения и вручения копии постановления.
Судья: Акопян Г.Ж.
1