Решение по жалобе/протесту на постановление (районный суд) по делу № 12-0208/2022 от 08.12.2021

 12-208/2022

РЕШЕНИЕ

 

25 февраля 2022 года                                                                адрес

 

Судья Лефортовского районного суда адрес Каргальцев Антон Игоревич, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу: Москва, адрес, зал  11 жалобу генерального директора                   ООО «ОЛСИ» Спильниченко Любови Васильевны на вынесенное в отношении нее постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России  22 по адрес от 23 ноября 2021 года  77222100001018130003 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛ:

 

постановлением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России  22 по адрес от 23 ноября 2021 года                                                   77222100001018130003 должностное лицо  генеральный директор ООО «ОЛСИ» Спильниченко Л.В. (далее  заявитель) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма 

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, заявитель обратился в Лефортовский районный суд адрес с жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что установленный ст. 136 ТК РФ порядок выплаты заработной платы как в наличной, так и в безналичной форме в полной мере распространяется на иностранных граждан, а положения ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года  173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» противоречат ч. 3 ст. 64 и ч. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в адрес 29 мая 2014 года); имеются основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

В судебное заседание заявитель явился, доводы жалобы поддержал.

Выслушав заявителя, ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 20 июля 2020 года  218-ФЗ) наступает за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами адрес, а также валютными ценностями определены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года  173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года                  173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» под валютой Российской Федерации понимаются: денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на адрес, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Резидентами в соответствии с пп. «а», «б» и «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года  173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях».

Нерезидентами согласно пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года  173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являются, в частности, физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года  173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», то есть иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно не проживают в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года  173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа признается валютной операцией.

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года  173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами  резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Этой же статьей Федерального закона от 10 декабря 2003 года  173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица-резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Абзацем 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором (ч. 3 ст. 136 ТК РФ).

При этом совершение операции по выдаче (отчуждению) юридическим лицом-резидентом валюты Российской Федерации в наличной форме иностранному гражданину-нерезиденту, являющемуся работником данного юридического лица, в качестве заработной платы, минуя банковские счета в уполномоченных банках, не предусмотрено ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года  173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом следует понимать, в том числе совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей организаций.

При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Как следует из представленных материалов дела и установлено должностным лицом административного органа, заявитель, являясь генеральным директором         ООО «ОЛСИ», расположенного по адресу: Москва, адрес, допустила совершение незаконной валютной операции, выразившейся в выплате 04 сентября 2020 года гражданке адрес фио (нерезидент), являющемуся работником ООО «ОЛСИ», заработной платы в наличной форме в сумме сумма в валюте Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, что не предусмотрено ч. 2  ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года  173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и влечет наступление административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:

 протоколом об административном правонарушении от 18 ноября 2021 года                77222100001018130001, составленным уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ;

 копией трудового договора от 25 декабря 2015 года  39/15, заключенного между ООО «ОЛСИ» (работодатель) и гражданкой адрес фио (работник), в соответствии с которым с 25 декабря 2015 года работник принимается на работу по профессии швеи;

 копией расходного кассового ордера от 04 сентября 2020 года  9, подписанного заявителем, и копией платежной ведомости, согласно которым 04 сентября 2020 года из кассы ООО «ОЛСИ» гражданке адрес фио были выданы наличные денежные средства в сумме сумма в валюте Российской Федерации;

 выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «ОЛСИ», согласно которой с 2015 года заявитель является генеральным директором Общества, а также иными материалами дела, которым должностным лицом дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России  22 по адрес правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, правильно применил нормы КоАП РФ и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1  ст. 15.25 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что установленный ст. 136 ТК РФ порядок выплаты заработной платы как в наличной, так и в безналичной форме в полной мере распространяется на иностранных граждан, а положения ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года  173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» противоречат ч. 3 ст. 64 и ч. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в адрес 29 мая 2014 года), нельзя признать состоятельным.

Действительно, в соответствии с ч. 3 ст. 136 ТК РФ заработная плата может быть выплачена работнику как из кассы работодателя, так и путем ее перечисления на указанный работником банковский счет.

В то же время, в случае выплаты работодателем-резидентом заработной платы работнику, являющемуся нерезидентом, реализация норм трудового законодательства должна осуществляться с соблюдением императивных требований, содержащихся в  ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года  173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», которая в данном случае является специальной нормой по отношению к нормам ТК РФ.

При этом вопреки мнению заявителя для граждан государств-членов Евразийского экономического союза ни Договором о Евразийском экономическом союзе, ни законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо исключения в указанной части.

Равным образом подлежит отклонению и довод заявителя о наличии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния с учетом правовой позиции, выраженной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года  5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 20 июля 2020 года  218-ФЗ), выражается в осуществлении незаконных валютных операций.

Исходя из оценки конкретных фактических обстоятельств настоящего дела, а также характера противоправного деяния, объектом которого являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валютных ценностей, оснований для признания его малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено заявителю в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленный законом срок, заявитель не лишен возможности обратиться в соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ к должностному лицу, вынесшему постановление о назначении административного наказания, с заявлением об отсрочке или рассрочке его исполнения.

Оснований для применения положений ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.

Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2  5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влекут изменение либо отмену обжалуемого постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6  30.8 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

 

постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России  22 по адрес от 23 ноября 2021 года                                               77222100001018130003 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора                   ООО «ОЛСИ» Спильниченко Любови Васильевны оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «ОЛСИ» Спильниченко Любови Васильевны  без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Московский городской суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1  30.3 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения (получения) его копии.

 

 

Судья                                                                              А.И. Каргальцев

 

1

12-0208/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставить постановление (решение) без изменения, а жалобу/протест без удовлетворения
Ответчики
Спильниченко Л.В.
Суд
Лефортовский районный суд
Судья
Каргальцев А.И.
Статьи

Ст. 15.25, Ч. 1

Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
25.02.2022
Решение по жалобе/протесту на постановление (районный суд)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее