№ 12-208/2022
РЕШЕНИЕ
25 февраля 2022 года адрес
Судья Лефортовского районного суда адрес Каргальцев Антон Игоревич, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу: Москва, адрес, зал № 11 жалобу генерального директора ООО «ОЛСИ» Спильниченко Любови Васильевны на вынесенное в отношении нее постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по адрес от 23 ноября 2021 года № 77222100001018130003 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по адрес от 23 ноября 2021 года № 77222100001018130003 должностное лицо – генеральный директор ООО «ОЛСИ» Спильниченко Л.В. (далее – заявитель) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, заявитель обратился в Лефортовский районный суд адрес с жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что установленный ст. 136 ТК РФ порядок выплаты заработной платы как в наличной, так и в безналичной форме в полной мере распространяется на иностранных граждан, а положения ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» противоречат ч. 3 ст. 64 и ч. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в адрес 29 мая 2014 года); имеются основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание заявитель явился, доводы жалобы поддержал.
Выслушав заявителя, ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 20 июля 2020 года № 218-ФЗ) наступает за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами адрес, а также валютными ценностями определены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» под валютой Российской Федерации понимаются: денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на адрес, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Резидентами в соответствии с пп. «а», «б» и «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях».
Нерезидентами согласно пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являются, в частности, физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», то есть иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно не проживают в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа признается валютной операцией.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Этой же статьей Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица-резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Абзацем 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором (ч. 3 ст. 136 ТК РФ).
При этом совершение операции по выдаче (отчуждению) юридическим лицом-резидентом валюты Российской Федерации в наличной форме иностранному гражданину-нерезиденту, являющемуся работником данного юридического лица, в качестве заработной платы, минуя банковские счета в уполномоченных банках, не предусмотрено ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом следует понимать, в том числе совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей организаций.
При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Как следует из представленных материалов дела и установлено должностным лицом административного органа, заявитель, являясь генеральным директором ООО «ОЛСИ», расположенного по адресу: Москва, адрес, допустила совершение незаконной валютной операции, выразившейся в выплате 04 сентября 2020 года гражданке адрес фио (нерезидент), являющемуся работником ООО «ОЛСИ», заработной платы в наличной форме в сумме сумма в валюте Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, что не предусмотрено ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и влечет наступление административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
– протоколом об административном правонарушении от 18 ноября 2021 года № 77222100001018130001, составленным уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ;
– копией трудового договора от 25 декабря 2015 года № 39/15, заключенного между ООО «ОЛСИ» (работодатель) и гражданкой адрес фио (работник), в соответствии с которым с 25 декабря 2015 года работник принимается на работу по профессии швеи;
– копией расходного кассового ордера от 04 сентября 2020 года № 9, подписанного заявителем, и копией платежной ведомости, согласно которым 04 сентября 2020 года из кассы ООО «ОЛСИ» гражданке адрес фио были выданы наличные денежные средства в сумме сумма в валюте Российской Федерации;
– выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «ОЛСИ», согласно которой с 2015 года заявитель является генеральным директором Общества, а также иными материалами дела, которым должностным лицом дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по адрес правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, правильно применил нормы КоАП РФ и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что установленный ст. 136 ТК РФ порядок выплаты заработной платы как в наличной, так и в безналичной форме в полной мере распространяется на иностранных граждан, а положения ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» противоречат ч. 3 ст. 64 и ч. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в адрес 29 мая 2014 года), нельзя признать состоятельным.
Действительно, в соответствии с ч. 3 ст. 136 ТК РФ заработная плата может быть выплачена работнику как из кассы работодателя, так и путем ее перечисления на указанный работником банковский счет.
В то же время, в случае выплаты работодателем-резидентом заработной платы работнику, являющемуся нерезидентом, реализация норм трудового законодательства должна осуществляться с соблюдением императивных требований, содержащихся в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», которая в данном случае является специальной нормой по отношению к нормам ТК РФ.
При этом вопреки мнению заявителя для граждан государств-членов Евразийского экономического союза ни Договором о Евразийском экономическом союзе, ни законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо исключения в указанной части.
Равным образом подлежит отклонению и довод заявителя о наличии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния с учетом правовой позиции, выраженной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 20 июля 2020 года № 218-ФЗ), выражается в осуществлении незаконных валютных операций.
Исходя из оценки конкретных фактических обстоятельств настоящего дела, а также характера противоправного деяния, объектом которого являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валютных ценностей, оснований для признания его малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено заявителю в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленный законом срок, заявитель не лишен возможности обратиться в соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ к должностному лицу, вынесшему постановление о назначении административного наказания, с заявлением об отсрочке или рассрочке его исполнения.
Оснований для применения положений ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 – 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влекут изменение либо отмену обжалуемого постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по адрес от 23 ноября 2021 года № 77222100001018130003 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «ОЛСИ» Спильниченко Любови Васильевны оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «ОЛСИ» Спильниченко Любови Васильевны – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Московский городской суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1 – 30.3 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения (получения) его копии.
Судья А.И. Каргальцев
1