Дело № 2-432/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Лихачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
29 ноября 2018 года гражданское дело по заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Республики Коми к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский», администрации муниципального образования сельское поселение «Ношуль» о ликвидации несанкционированных свалок на территории сельского поселения «Ношуль», ликвидации, обезвреживания, обработки, утилизации и захоронения отходов, обязании разработать проекты рекультивации земельных участков, сдать рекультивированные земельные участки
установил:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор РК обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к АСП «Ношуль», АМР «Прилузский» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки на территории сельского поселения «Ношуль», ликвидации, обезвреживания, обработки, утилизации и захоронения отходов, разработать проекты рекультивации земельных участков, сдать рекультивированные земельные участки. В обоснование заявленных требований указано, что Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК и Прилузского районного комитета по охране окружающей среды произведен осмотр территории МО СП «Ношуль», по результатам которого составлено заключение о наличии на данной территории несанкционированных свалок. Поскольку бесконтрольное размещение отходов на территориях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих на территории СП «Ношуль», прокурор вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Прилузского района Республики Коми Козлов А.И. требования уточнил в порядке ст. 39 ГПК РФ в части срока исполнения решения суда. На удовлетворении требований с учетом уточнений настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МР «Прилузский», действующая на основании доверенности от 20 августа 2018 года, в суде с требованиями межрайонного прокурора не согласна по доводам, изложенным в письменных возражения.
Представитель ответчика глава АСП «Ношуль», в суде с иском природоохранного прокурора также не согласен по доводам, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц Прилузского районного комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в лице Территориального отдела в Койгородском районе в суде не присутствуют, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела без их участия. Согласно отзывов требования прокурора поддерживают.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно абзаца 6 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из принципов охраны окружающей среды закреплен принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ред. от 29.07.2018 определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Как установлено частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 12 Закона № 89-ФЗ установлены специализированные требования к объектам размещения отходов, соблюдение которых подлежит государственному контролю (надзору), а состояние окружающей среды в районах таких объектов - экологическому мониторингу.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Закона № 89-ФЗ, под объектом размещения отходов следует понимать специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно ч. 7 ст. 12 вышеуказанного Закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что 30.08.2018 произведен осмотр территории МО СП «Ношуль». В ходе осмотра было установлено, что в с.п. «Ношуль» (Лихачевская, Косьволок) в пределах координат N60o08"52,1"" E049o25"00,2"", N60o08"53,3"" E049o25"07,7"", N60o08"55,3"" E049o25"05,6"", N60o08"55,6"" E049o25"05,0"", N60o08"55,6"" E049o25"03,4"", N60o08"56,1"" E049o25"02,5"", N60o08"53,2"" E049o25"08,6"", N60o08"52,0"" E049o25"06,9"", N60o08"51,0"" E049o25"02,5"" расположена несанкционированная свалка. Свалка размещена вдоль грунтовой дороги, состоит из твердых коммунальных отходов: изделия из древесины с пропиткой и покрытиями, утратившими потребительские свойства (код №), бой стекла (код №), отходы (остатки) фруктов, овощей растительных остатков необработанных (код №), тара стеклянная незагрязненная(код №), отходы бумаги и мешки бумажные с полиэтиленовым слоем незагрязненные (код №), отходы продукции из целлофана незагрязненные (код №), отводы из натуральной чистой древесины кусковые (код №), отходы упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные (код №), отходы посуды одноразовой из разнородных полимерных материалов, загрязненной пищевыми продуктами (№), отходы коммунальные твердые (код №), отходы древесно-стружечных плит и изделий из них незагрязненные (№), древесные отходы от сноса и разборки зданий, тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами (код №), отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные (код №), шины пневматические автомобильные отработанные (№), отходы из жилищ крупногабаритные (код №).
Также в ходе осмотра на территории СП «Ношуль» (Лихачевская, Косьволок) была выявлена еще одна несанкционированная свалка, которая расположена в пределах следующих координат N60o08"50,2"" E049o24"57,8"", состоящая в основном из строительных отходов: изделия из древесины с пропиткой и покрытиями, утратившими потребительские свойства (код №), лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код №), древесные отходы от сноса и разборки зданий (код №), отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные (код №), шины пневматические автомобильные отработанные (код №).
Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования не представилось возможным.
Указанный факт подтверждается заключением специалиста от 07.09.2018.
Как установлено в ходе проведения проверки, указанный объект размещения отходов размещен на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена.
Также в судебном заседании установлено, что собственник несанкционированной свалки на день рассмотрения дела по существу не установлен.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Аналогичная норма содержится в п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к названному выше пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Частью 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с частью 6 указанной статьи, размещение отходов в пределах объектов, не включенных в государственный реестр, не допускается.
При этом, по сведениям публичной кадастровой карты, свалка в пределах координат N60o08"52,1"" E049o25"00,2"", N60o08"53,3"" E049o25"07,7"", N60o08"55,3"" E049o25"05,6"", N60o08"55,6"" E049o25"05,0"", N60o08"55,6"" E049o25"03,4"", N60o08"56,1"" E049o25"02,5"", N60o08"53,2"" E049o25"08,6"", N60o08"52,0"" E049o25"06,9"", N60o08"51,0"" E049o25"02,5"" расположена на земельных участках с кадастровыми номерами 11:019801001:260, 11:01:9801001:281, 11:01:9801001:275.
Выпиской из ЕГРЮЛ от 19.11.2018 г., установлено, что земельный участок с кадастровым номером 11:01:9801001:275 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования сельскохозяйственное производство.
Выпиской из ЕГРЮЛ от 19.11.2018 г. установлено, что земельный участок с кадастровым номером 11:01:9801001:281 относится к категории земель промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Выпиской из ЕГРЮЛ от 23.04.2018 г. установлено, что земельный участок с кадастровым номером 11:01:9801001:281 относится к категории земель промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч. 1 ст. 13 Закона № 89-ФЗ).
При изложенных обстоятельствах указанная несанкционированные свалки подлежат ликвидации.
Действующим законодательством не предусмотрено понятие «ликвидация несанкционированной свалки». Вместе с тем, пунктом 5.17 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» предусмотрено понятие «ликвидация отходов», под которым следует понимать деятельность, связанную с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов.
Как установлено статьей 1 Закона № 89-ФЗ, под сбором отходов надлежит понимать прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, под их транспортированием - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка.
Указанной нормой захоронение отходов определяется как изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Под утилизацией отходов надлежит понимать их использование для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Обезвреживание отходов определяется как уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Обработка отходов понимается как предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
При изложенных обстоятельствах ликвидация свалки предполагает два самостоятельных комплекса мероприятий: уборка территории свалки (сбор отходов и их транспортирование в места ликвидации) и ликвидация вывезенных отходов (их утилизация, обработка, обезвреживание и захоронение).
Согласно п. 3.3 ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст) твердые бытовые отходы - это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.
В Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ (утв. Приказом Минприроды России от 14.08.2013 N 298) под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.
По сути, в указанном документе между двумя рассматриваемыми понятиями отходов поставлен знак равенства. Если же анализировать вышеуказанное определение понятия ТКО, то в нем прямо указано, что ТКО образуются в т.ч. в результате удовлетворения бытовых нужд.
Таким образом, и ТБО, и ТКО - это единый вид отходов, объединенный в понятии твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (ч. 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ).
Исходя из положений п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений. Органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 3.1 Постановления от 26.04.2016 № 13-П, к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.
При изложенных обстоятельствах органы местного самоуправления несут ответственность за поддержание экологически безопасной обстановки на вверенной им территории, поэтому само по себе образование несанкционированной свалки свидетельствует о недостаточности принимаемых такими органами организационно-властных мер.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов не отнесено к вопросам местного значения сельского поселения. Вместе с тем, частью 3 указанной статьи предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться и иные вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Аналогичная норма предусмотрена частью 2 статьи 8 Закона № 89-ФЗ.
На территории Республики Коми принят Закон Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 148-РЗ, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Пунктом 14 статьи 15 Закона № 131-ФЗ полномочия по обезвреживанию, захоронению, обработке и утилизации отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления муниципального района. Иное законодательством Республики Коми не предусмотрено.
Таким образом, полномочия по участию в организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, организации уборки и очистки территории сельского поселения от отходов на территории Республики Коми принадлежат органам местного самоуправления сельских поселений.
Суд соглашается с тем, что на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, вместе с тем, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
В тоже время в судебном заседании установлено, что несанкционированная свалка была создана ранее 2016 года, то есть АСП «Ношуль» достоверно зная в течение длительного времени о несанкционированном размещение отходов на своей территории действенных мер к организации деятельности по сбору отходов, препятствующей их несанкционированному размещению, не приняла.
Напротив, в судебном заседании, глава СП «Ношуль» пояснил, что поскольку на территории Прилузского района нет полигона, временной площадки для сбора отходов, внесенных в единый реестр, население поселения складировало отходы на указанной свалке в м. Косьволок.
В свою очередь полномочия по участию в организации деятельности по обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов остаются в сфере деятельности органов местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления этого муниципального района.
При изложенных обстоятельствах, образование несанкционированного объекта размещения отходов на вверенном органам местного самоуправления МО МР «Прилузский» свидетельствует о ненадлежащей организации деятельности соответствующих органов по управлению вверенным им имуществом.
При изложенных обстоятельствах бесконтрольное размещение отходов на территориях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, создает опасность причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, чем нарушает право неопределенного круга лиц – населения МО СП «Ношуль» - на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Использование земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения для размещения отходов противоречит его целевому назначению.
В силу ч.ч. 5, 6 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» определены Правила проведения рекультивации и консервации земель.
П. 1 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995, определяет, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Данные нормы заложены и в п. 2 Правила проведения рекультивации и консервации земель.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов (п. 5 Основных положений).
Согласно п. 4 8 вышеназванных Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы
Разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом: а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель; б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка; в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель (п. 13 Правил).
П. 4 Правила проведения рекультивации и консервации земель определяет, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются, в том числе исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
На территории МР «Прилузский» создана постоянная комиссия по приемке рекультивированных земель на основании Постановления АМР "Прилузский" от 12.07.2013 № 1135, которой и надлежит сдать рекультивированный участок.
По мнению суда несостоятелен довод представителя АМР «Прилузский», поддержанный представителем АСП «Ношуль», в части того, что с сентября 2018 года вступает в силу соглашение с региональным оператором ООО «Ухтажилфонд» в части сбора, транспортировки,, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми, поскольку соглашения с третьими лицами по исполнению тех или иных обязанностей не освобождают органы местного самоуправления от исполнения обязанностей, установленных законодательством.
Более того, согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.09.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Также суд считает несостоятельным довод представителя ответчика АСП «Ношуль» о том, что обязанность сельского поселения в рамках сбора и вывоза мусора не определена, поскольку использование формулировки «участие», не может быть сведено к формальному участию поселения в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок.
Суд отклоняет довод представителей ответчиков о том, что исполнение заявленных прокурором требований невозможно в связи с отсутствием на территории Прилузского района Республики Коми полигона для сбора мусора, поскольку вопрос создания вышеуказанного полигона также лежит в области полномочий администрации МР «Прилузский».
Суд соглашается и с уточненным прокурором сроком исполнения заявленных требований, считая его разумным.
В силу п. 4 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты судебных расходов обе стороны освобождены, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, надлежит обратить за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Республики Коми к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский», администрации муниципального образования сельское поселение «Ношуль» о ликвидации несанкционированных свалок на территории сельского поселения «Ношуль», ликвидации, обезвреживания, обработки, утилизации и захоронения отходов, обязании разработать проекты рекультивации земельных участков, сдать рекультивированные земельные участки - удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Ношуль» обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на территории МО СП «Ношуль» (Лихачевская, Косьволок) в пределах координат N60o08"52,1"" E049o25"00,2"", N60o08"53,3"" E049o25"07,7"", N60o08"55,3"" E049o25"05,6"", N60o08"55,6"" E049o25"05,0"", N60o08"55,6"" E049o25"03,4"", N60o08"56,1"" E049o25"02,5"", N60o08"53,2"" E049o25"08,6"", N60o08"52,0"" E049o25"06,9"", N60o08"51,0"" E049o25"02,5"", путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок до 01 июля 2023 года.
Возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Ношуль» обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на территории МО СП «Ношуль» (Лихачевская, Косьволок) в пределах координат N60o08"50,2"" E049o24"57,8"" путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок до 01 июля 2023 года.
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» обязанность по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на земельном участке, расположенном на территории МО СП «Ношуль» (Лихачевская, Косьволок) в пределах координат N60o08"52,1"" E049o25"00,2"", N60o08"53,3"" E049o25"07,7"", N60o08"55,3"" E049o25"05,6"", N60o08"55,6"" E049o25"05,0"", N60o08"55,6"" E049o25"03,4"", N60o08"56,1"" E049o25"02,5"", N60o08"53,2"" E049o25"08,6"", N60o08"52,0"" E049o25"06,9"", N60o08"51,0"" E049o25"02,5"" в срок до 01 июля 2023 года.
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» обязанность по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на земельном участке, расположенном на территории МО СП «Ношуль» (Лихачевская, Косьволок) в пределах координат N60o08"50,2"" E049o24"57,8"", в срок до 01 июля 2023 года.
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» обязанность по разработке проекта рекультивации земель земельного участка, расположенного на территории МО СП «Ношуль» (Лихачевская, Косьволок) в пределах координат N60o08"52,1"" E049o25"00,2"", N60o08"53,3"" E049o25"07,7"", N60o08"55,3"" E049o25"05,6"", N60o08"55,6"" E049o25"05,0"", N60o08"55,6"" E049o25"03,4"", N60o08"56,1"" E049o25"02,5"", N60o08"53,2"" E049o25"08,6"", N60o08"52,0"" E049o25"06,9"", N60o08"51,0"" E049o25"02,5"" и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок до 01 сентября 2023 года.
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» обязанность по разработке проекта рекультивации земель земельного участка, расположенного на территории МО СП «Ношуль» (Лихачевская, Косьволок) в пределах координат N60o08"50,2"" E049o24"57,8"", и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок до 01 сентября 2023 года.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» сдать рекультивированный участок, расположенный на территории МО СП «Ношуль» (Лихачевская, Косьволок) в пределах координат N60o08"52,1"" E049o25"00,2"", N60o08"53,3"" E049o25"07,7"", N60o08"55,3"" E049o25"05,6"", N60o08"55,6"" E049o25"05,0"", N60o08"55,6"" E049o25"03,4"", N60o08"56,1"" E049o25"02,5"", N60o08"53,2"" E049o25"08,6"", N60o08"52,0"" E049o25"06,9"", N60o08"51,0"" E049o25"02,5"", постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с Постановлением администрации муниципального района «Прилузский» от 12.07.2013 № 1135 в срок до 01 сентября 2023 года.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» сдать рекультивированный участок, расположенный на территории МО СП «Ношуль» (Лихачевская, Косьволок) в пределах координат N60o08"50,2"" E049o24"57,8"" постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с Постановлением администрации муниципального района «Прилузский» от 12.07.2013 № 1135 в срок до 01 сентября 2023 года.
Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обратить за счет федерального бюджета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий