Дело № 2а-665/2020 (УИД 18RS0003-01-2019-006540-94)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2020 года город Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Габдрахманова А.Р.,
при секретаре Семиволковой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Серова С.А. к Ижевской общественной организации «Общество охотников и рыболовов ГУП «ИЭМЗ «Купол» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на добычу взрослого лося, понуждении к выдаче разрешения на добычу одного взрослого лося на территории Новозятцинского охотничьего хозяйства Игринского района Удмуртской Республики,
У С Т А Н О В И Л:
Серов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Ижевской общественной организации «Общество охотников и рыболовов ГУП «ИЭМЗ «Купол» (далее - ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол») о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на добычу взрослого лося, понуждении к выдаче разрешения на добычу одного взрослого лося на территории Новозятцинского охотничьего хозяйства Игринского района Удмуртской Республики.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с Порядком подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.08.2014 года N 379), истец 28 октября 2019 года подал ответчику заявление о выдаче разрешения на добычу взрослого лося на территории Новозятцинского охотничьего хозяйства Игринского района Удмуртской Республики, закрепленного за ответчиком. 02.11.2019 года Серов С.А. получил письмо о том, что в выдаче запрошенного разрешения истцу отказано, в связи с превышением квоты добычи лося. Истец полагает, что отказ ответчика в выдаче разрешения на добычу охотничьего ресурса является незаконным и нарушает его права, так как доказательств подтверждающих причины отказа не предоставлено. Отказ ответчика нарушает право истца на осуществление охоты, так как в силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу. На основании вышеизложенного истец просил:
1) Признать незаконным отказ ответчика (письмо от 02 ноября 2019 года) в выдаче истцу разрешения на добычу одного взрослого лося на территории Новозятцинского охотничьего хозяйства Игринского района Удмуртской Республики.
2) Обязать ответчика оформить и выдать истцу разрешение на добычу охотничьих ресурсов - одного взрослого лося на территории Новозятцинского охотничьего хозяйства Игринского района Удмуртской Республики
Определением суда от 11.12.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
В судебное заседание Серов С.А. не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч.6 ст.226 КАС РФ.
В судебном заседании представитель административного ответчика Новичков Н.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что считает необоснованным требования административного искового заявления, поскольку в случае выдачи Серову С.А. разрешения была бы превышена квота добычи лося.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Кушнир Е.Е., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, поскольку квота добычи лося была исчерпана, то оснований для выдачи Серову С.А. разрешения на добычу лося не имелось.
Выслушав явившихся участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые заявления не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с распоряжением Правительства УР №1104-р от 18.10.2004 года ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол» предоставлена в пользование территория и акватория, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Ново-Зятцинского охотничьего хозяйства сроком на 25 лет.
24 декабря 2014 года ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол» выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии ХХ № 0198 сроком по 24 декабря 2029 года.
24 декабря 2004 года между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол» был заключен договор № 12 о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты в соответствии с которым ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол» переданы в пользование сроком на 25 лет согласно долгосрочной лицензии серии ХХ № 0198 территория и акватория, расположенные в Удмуртской Республике, для осуществления права пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, в границах, утвержденных Распоряжением Правительства УР №1104-р от 18.10.2004 года. В соответствии с указанным договором ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол» имеет право осуществлять пользование охотничьими животными на условиях, установленных Правилами охоты, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Удмуртской Республики, приказами и распоряжениями лицензирующего органа (п.п. «а» п.2.2); заключать договоры с организациями, предприятиями, бригадами охотников, охотниками на предоставление отдельных участков охотугодий для использования охотничьих животных на срок, не превышающий срок действия долгосрочной лицензии и данного договора (п.п. «г» п.2.2).
Заседанием правления ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол» от 18 мая 2019 года утверждены списки распределения разрешений на добычу лося согласно приложению № 1.
Указом Главы Удмуртской Республики № 85 от 19.07.2019 года (далее – Указ) были утверждены лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики на период с 1 августа 2019 года до 1 августа 2020 года
Данный Указ был опубликован на сайте Официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 19.07.2019
Указом определены квоты на добычу лося в Новозятцинском ОХ в количестве 34 особей, в том числе: самцов, старше 1 года, во время гона – 1 особей, особей, старше 1 года, без подразделения по половому признаку - 29 особей, особей до 1 года – 4 особи.
В период времени с 03 августа 2019 года по 19 октября 2019 года ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол» выданы разрешения на добычу лося взрослого в количестве 30 штук.
Серов С.А. 28 октября 2019 года подал в ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол» заявление о выдаче разрешения на добычу одного лося старше одного года на закрепленных за ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол» территориях.
Письмом ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол» отказало Серову С.А. в выдаче разрешения на добычу одного взрослого лося в связи с превышением квоты добычи лося.
Истец, полагая действия ответчика по отказу в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов незаконными, обратился в суд с настоящим иском.
Указанные обстоятельства следуют из текста искового заявления, представленных доказательств, пояснений участников судебного заседания.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 КАС РФ).
Как установлено в судебном заседании, отказ в выдаче разрешения на добычу лося получен Серов С.А. 02.11.2019 года, административный истец обратился в суд 07.11.2019 года.
В соответствии с изложенным, административным истцом соблюден срок обращения в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее – Федеральный закон №209-ФЗ) охотничьи ресурсы – объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; охотничье хозяйство – сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Услуги в сфере охотничьего хозяйства – услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона №209-ФЗ охотничьи угодья подразделяются на:
1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (закрепленные охотничьи угодья);
2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья).
В силу ст. 8 Федерального закона №209-ФЗ право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом; физические и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 209-ФЗ любительская и спортивная охота осуществляются физическими лицами, указанными в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях; любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона; любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданному лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре (ч.1 ст. 20 Федерального закона №209-ФЗ).
Таким образом, закон проводит разделение оснований для осуществления охоты в общедоступных и закрепленных охотничьих угодьях, указывая, что для любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях необходимо наличие путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства с охотпользователем) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в то время как любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона №209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года; лимит добычи лося при этом утверждается по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Согласно ч.1 ст. 71 Федерального закона № 209-ФЗ, право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу указанного закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.
ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол» была выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира.
В силу п.п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона №209-ФЗ выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов охотнику, в случае осуществления им охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившим охотхозяйственные соглашения.
Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 (далее – Приказ №379) утверждены Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (приложение № 1 к Приказу; далее – Порядок выдачи разрешений) и Порядок подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (приложение №2 к Приказу; далее – Порядок подачи заявок)
Ни Порядок подачи заявок, ни Порядок выдачи разрешений, не регулируют вопросы очередности рассмотрения охотпользователем поступивших заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в закрепленных за охотпользователем угодьях.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.12.2011 № 946 утверждены Методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, в которых предусмотрено, что в случае, если количество поданных физическими лицами заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях превышает квоту добычи охотничьих ресурсов либо нормы пропускной способности, установленные в отношении общедоступных охотничьих угодий, при рассмотрении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов рекомендуется учитывать:
1) время регистрации поступивших заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях;
2) участие физических лиц, подавших заявления на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов;
3) обеспечение равных возможностей доступа физических лиц к охотничьим ресурсам.
Данный Приказ неприменим в отношении охотпользователей, носит рекомендательный характер и направлен на регламентирование распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях.
Также распределение разрешений между заявителями в порядке очередности, установленной исходя из даты времени подачи или поступления заявления на выдачу разрешения в уполномоченный орган, в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, предусматривается Законом Удмуртской Республики от 22.06.2012 № 31-РЗ «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике»: при рассмотрении заявлений на выдачу разрешений, поданных несколькими заявителями в один день или поступивших по почте в один день, очередность рассмотрения устанавливается исходя из времени их подачи и поступления. Данные правовые нормы также регулируют вопросы рассмотрения заявок в порядке очередности только в общедоступных охотничьих угодьях.
Нормативное регулирование начала течения срока подачи заявлений охотниками на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, закрепленные за охотпользователями, также отсутствует.
При этом, п. 13 Приказа №379 устанавливается, что при личном обращении представлении заявителем заявления на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов охотпользователь оформляет разрешение путем заполнения бланка разрешения или направляет заявителю письменный мотивированный отказ в случаях, указанных в п.17 Приказа №379 в течение 1 рабочего дня.
Разрешения на добычу лося взрослого всего на 30 особей лосей взрослых получены гражданами в период с 03 августа 2019 года по 19 октября 2019 года, оснований для отказа в выдаче разрешений у ответчика не имелось.
В соответствии с изложенным, ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол» при выдаче разрешений действовало в рамках своей компетенции, судом не установлено нарушений порядка выдачи разрешений, либо нарушения действующего законодательства при выдаче разрешений.
Требования к форме и содержанию отказа охотпользователя в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, нормативно не регламентированы, в связи с чем доводы Серов С.А. об отсутствии доказательств подтверждающих причины отказа правового значения не имеют, так как законодательством не предусмотрено обязательное предоставление доказательств подтверждающих причины отказа.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что ответчиком были приняты решения о выдаче разрешений в период с 03 августа 2019 года по 19 октября 2019 года на добычу 30 взрослых особей лося, тогда как Серов С.А. обратился 28 октября 2019 года, то есть при выдаче разрешения Серову С.А. были бы превышены установленные лимиты добычи лося взрослого, установленные для Новозятцинского ОХ.
При этом, суд отмечает, что право истца на осуществление охоты может быть реализовано путем получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, а также путем присоединения в установленном порядке к коллективной охоте в закрепленных охотничьих угодьях.
Кроме того, суд принимает во внимание, что права Серова С.А. на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов- одного взрослого лося, в выдаче которой ему было отказано письмом, не могут быть восстановлены, так как квоты по добыче лося выбраны, выдача еще одного разрешения будет рассматриваться как нарушение действующего законодательства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать, отмечая, что оснований для вывода о незаконности отказа ОО И Р ГУП ИЭМЗ «Купол» в выдаче Серову С.А. разрешения на добычу одного взрослого лося на территории Новозятцинского охотничьего хозяйства Игринского района Удмуртской Республики, равно как и для обязания ответчика оформить и выдать истцу разрешение на добычу охотничьих ресурсов – одного взрослого лося на территории Новозятцинского охотничьего хозяйства Игринского района Удмуртской Республики судом не усматривается.
Поскольку оспариваемый отказ не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и соответствуют закону, административное исковое заявление Серова С.А. не подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Серова С.А. к Ижевской общественной организации «Общество охотников и рыболовов ГУП «ИЭМЗ «Купол» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на добычу взрослого лося, понуждении к выдаче разрешения на добычу одного взрослого лося на территории Новозятцинского охотничьего хозяйства Игринского района Удмуртской Республики оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим судьей в совещательной комнате.
Решение в окончательной форме принято 16 января 2020 года.
Председательствующий судья Габдрахманов А.Р.