РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Камышла 11 ноября 2016 года
Судья Клявлинского районного суда Самарской области Шаймарданова Э.Г., с участием представителя истца Давлетшиной С.М., ответчика Шайдуллиной Х.И., при секретаре судебного заседания Зарайской О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело № 2-775/2016 по исковому заявлению Хаматова Д.И. к Шайдуллиной Х.И., третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования: Хаматов Х.И., Шамшутдинова Д.И., нотариус нотариального округа села Северное и Северного района Оренбургской области о признании наследником в порядке трансмиссии,
УСТАНОВИЛ:
Хаматов Д.И. обратился в суд с иском к Шайдуллиной Х.И. о признании наследником в порядке трансмиссии. В обоснование иска указал, что (*дата*) года умерла его тетя – З.Д.З., что подтверждается свидетельством о смерти, после ее смерти осталось имущество, состоящее из земельной доли площадью 6,2 га из земель сельскохозяйственного назначения. (*дата*) умер его отец – Х.И.З.. 28 июля 2016г. он и его сестра – ответчик Шайдуллина Х.И. обратились к нотариусу нотариального округа села Северное и Северного района Оренбургской области Б.М.А. с заявлением об открытии наследственного дела на имущество, оставшееся после смерти З.Д.З. однако нотариус вынес постановление об отказе в совершении нотариального действия, поскольку наследство в течение установленного срока в порядке наследственной трансмиссии не принималось. З.Д.З. в престарелом возрасте длительное время болела, нуждалась в постоянном уходе, до дня смерти проживала в его доме. Считал, что принял наследство на имущество, оставшееся после смерти З.Д.З. однако в установленный законом шестимесячный срок не обращался к нотариусу по вопросу оформления наследственных прав, так как считал, что фактически стал наследником З.Д.З. Его отец после смерти своей сестры З.Д.З. не успел обратиться к нотариусу по вопросу открытия наследства, так как через три месяца после ее смерти умер сам. В настоящее время ответчик также претендует на земельную долю, чем нарушает его имущественные права. Истец просил суд признать его наследником имущества З.Д.З., умершей (*дата*), в порядке трансмиссии.
В судебном заседании истец Хаматов Д.И. не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием своего представителя Давлетшиной С.М. и удовлетворить иск.
Представитель истца Давлетшина С.М. в полном объеме поддержала требования Хаматова Д.И. Просила суд признать Хаматова Д.И. наследником имущества З.Д.З., умершей (*дата*), в порядке трансмиссии.
Ответчик Шайдуллина Х.И. иск признала в полном объеме, указав суду, что действительно обратилась к нотариусу с заявлением об открытии наследственного дела на имущество, оставшееся после смерти З.Д.З. однако не возражает против признания ее брата – Хаматолва Д.И. наследником имущества З.Д.З., умершей (*дата*), в порядке трансмиссии. Правовые последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
Третьи лица – Хаматов Х.И. и Шамшутдинова Д.И. поддержали иск в полном объеме, просили удовлетворить их, просили рассмотреть дело без их участия.
Свидетель Ш.М.Н. суду показал, что хорошо знает семью истца и ответчика, З.Д.З. в престарелом возрасте длительное время болела, нуждалась в постоянном уходе, до дня смерти проживала в доме Хаматова Д.И. Отец истца и ответчика Х.И.З. после смерти своей сестры З.Д.З. не успел обратиться к нотариусу по вопросу открытия наследства, так как через три месяца после ее смерти умер сам. В настоящее время Хаматов Д.И. и Шайдуллина Х.И. претендуют на земельную долю.
Заслушав пояснения сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследником первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с положениями ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется путем подачи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному должностному лицу заявления наследника либо путем совершения наследником действий в отношении имущества наследодателя, свидетельствующих о его фактическом принятии.
Судом установлено, что З.Д.З. (*дата*) года рождения, умерла (*дата*), Х.И.З., (*дата*) года рождения, умер (*дата*).
Наследником первой очереди в числе иных является сын умершего Х.И.З. – Хаматов Д.И., что сторонами не оспаривается. Согласно материалам дела после Х.И.З. истцу выдано свидетельство о праве собственности.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от октября 2016 года подтвержден факт родственных отношений между Х.И.З. и З.Д.З. как между братом и сестрой.
Хаматов Д.И., заявляя требования о признании наследником в порядке трансмиссии, вправе претендовать на ту долю наследственного имущества, которая предназначалась его отцу Х.И.З.
Согласно п.1 ст. 1156 ГК РФ, если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия).
Исходя из содержания приведенной нормы следует, что наследственная трансмиссия представляет собой переход права на принятие наследства к другим лицам, когда наследник по закону или по завещанию, призванный к наследованию в связи с открытием наследства, умер после открытия наследства, не успев принять его в установленный срок после открытия наследства. В этом случае право на принятие причитавшегося умершему наследнику наследства переходит к наследникам умершего наследника в том объеме и с теми же правомочиями, которые принадлежали наследнику, призванному к наследованию и умершему после открытия наследства.
В соответствии с п.1 ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением».
У суда нет оснований полагать, что признание иска совершено ответчиком Шайдуллиной Х.И. под влиянием обмана или заблуждения, суд удостоверился, что последствия признания иска ответчику понятны, не противоречат закону и не затрагивают интересы третьих лиц, поэтому принимает признание иска ответчиком.
В соответствии с ч. 2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Анализируя вышеуказанные нормы закона в совокупности с представленными истцом доказательствами, суд усматривает иск подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу части первой ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все судебные расходы. Однако истец просил суд возложить на него судебные издержки по делу, в связи с чем, суд, исходя из принципа диспозитивности гражданского процесса, удовлетворяет эту просьбу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хаматова Д.И. удовлетворить в полном объеме.
Признать Хаматова Д.И. наследником имущества З.Д.З., умершей (*дата*), в порядке трансмиссии.
Решение принято в окончательной форме и может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья (подпись) Шаймарданова Э.Г.