Решение по делу № 2-5357/2015 от 14.08.2015

№ 2-5357 /15

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 сентября 2015 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Банзаракцаевой Э.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жамбалова ... к Администрации Советского района г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения Администрации Советского района г.Улан-Удэ, обязании поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, Жамбалов В.Ж.-Д. просил признать незаконным распоряжение Администрации Советского района г.Улан-Удэ о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Администрацию Советского района г.Улан-Удэ поставить его на такой учет.

В обоснование иска указывал, что является сиротой, его мать – ... отец ... на основании решения ... от 06.06.2006 лишен родительских прав. Воспитывался опекуном. С 1996 г. по 2006 г. обучался в школе ... После окончания школы с 2006 г. по 2012 г. обучался в ... проживая в общежитии по адресу: .... После окончания университета 01.07.2012 призван в ряды Российской Армии. Распоряжением Администрации Советского района г.Улан-Удэ ... от 10.07.2012 принят на учет для получения жилого помещения во внеочередном порядке по категории «ребенок-сирота». 09.10.2014 он снят с учета, поскольку был поставлен на учет незаконно, после достижения возраста ...

До вынесения решения суда Жамбалов В.Ж.-Д. исковые требования уточнил, в части постановки на учет, просил восстановить его в очереди по учету в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 10 июля 2012 г.

В судебном заседании Жамбалов В.Ж.-Д. требования в части обязания Администрации Советского района г.Улан-Удэ восстановить его в очереди по учету в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 10 июля 2012 г. поддержал. На требованиях о признании незаконным распоряжение Администрации Советского района г.Улан-Удэ о снятии его с учета не настаивал. Пояснил, что встал на учет в ..., сразу после окончания университета. Ранее встать не мог, поскольку обучался и проживал в ... приезжал лишь по выходным, поскольку в период летних каникул работал в ... без оформления трудовых отношений.

Представитель ответчика по доверенности Алексеев Г.О. с требованиями истца не согласился, поясняя, что по достижении возраста 23 лет лица, оставшиеся без попечения родителей, утрачивают статус сироты. Вследствие указанного, распоряжение об отмене распоряжения Администрации Советского района г.Улан-Удэ от 10.07.2012 о постановке истца на учет вынесено законно и обоснованно. Кроме того, заявил о пропуске истцом срока для предъявления требований о признании распоряжения Администрации Советского района г.Улан-Удэ незаконным.

Приглашенная в судебное заседание по ходатайству представителя Администрации Советского района г.Улан-Удэ главный специалист по опеке и попечительству Администрации Советского района г.Улан-Удэ Упханова Е.Г. суду пояснила, что нарушения при постановке истца на учет выявлены ею при проведении перерегистрации, ввиду чего указанное распоряжение отменено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как установлено в судебном заседании, Жамбалов В.Ж.-Д. (согласно свидетельству о перемене имени, фамилия изменена с Тучина на Жамбалова), ... года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении, серии ..., родителями ... являются: отец – ...

Согласно свидетельству о смерти ...

Распоряжением ... назначен опекуном над Тучиновым В.

Согласно представленному аттестату о среднем (полном) общем образовании 20.06.2006 Тучинов (Жамбалов) В.Д. закончил обучение в ...

Далее, в период с 2006 г. по 2012 г. истец проходил обучение в ... что подтверждается представленным дипломом ...

Согласно военному билету истца ...

В соответствии с выпиской из распоряжения Администрации Советского района г. Улан-Удэ от 10.07.2012 ... Жамбалов В.Ж.-Д. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, номер очереди ...

На основании распоряжения Администрации района ... от 09.10.2014 истец исключен из списков ..., поскольку на момент постановки на учет (10.07.2012 г.) ему исполнилось ...

С 2003 г. по настоящее время истец Жамбалов В.Ж.-Д. зарегистрирована по адресу: ... (место жительства опекуна).

По информации ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ... от 11.09.2015, Управления Росреестра по РБ от 11.09.2015 за Жамбаловым В.Ж.-Д. недвижимого имущества по г.Улан-Удэ на праве собственности не зарегистрировано.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социальногонайма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу положений ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица изчисла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Тем самым, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений самостоятельно.

Вместе с тем, отсутствие указанного лица на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования Жамбалова В.Ж.-Д.

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) отмечает, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы и т.д.

Как установлено судом, истец Жамбалов В.Ж.-Д. поставлен на учет в ...

Согласно пояснениям истца, ранее встать на соответствующий учет он не мог, поскольку обучался и проживал в ... приезжал лишь по выходным, поскольку в период летних каникул работал в ... без оформления трудовых отношений.

Указанные пояснения подтверждаются представленным в материалы дела дипломом ..., согласно которому истец проходил обучение в ...

Суд полагает, что после окончания образовательного учреждения ответчик обязан был предоставить ему жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм, вне зависимости от наличия иных лиц данной категории, однако до настоящего времени этого сделано не было.

Неисполнение возложенных обязательств на государство по обеспечению гражданина из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по вине органов местного самоуправления не должно повлечь нарушение его прав на обеспечение жильем и не освобождает соответствующие органы и государство от исполнения возложенных действующим законодательством обязательств.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 34 ст. 4 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012г. № 3105- IV «Об организации и осуществление деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности, принятиемер по защите жилищных прав несовершеннолетних лиц, постановка на учет и ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации гражданам, которым предоставлено жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012г. № 3105- IV «Об организации и осуществление деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

На основании, изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Жамбалова В.Ж.-Д. подлежат удовлетворению, поскольку истец относится к лицам из числа ..., оставшихся ..., закрепленного жилого помещения не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении и подлежит восстановлению в очереди по учету в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории ... с 10 июля 2012 г., т.е. с момента первоначального обращения и постановки на учет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Советского района г.Улан-Удэ восстановить Жамбалова ... в очереди по учету в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории ... с 10 июля 2012 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья: Ю.А. Смирнова

2-5357/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Жамбалов В.Ж.
Ответчики
Администрация Советского района г. Улан-Удэ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Дело на сайте суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
14.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2015Передача материалов судье
17.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2015Подготовка дела (собеседование)
04.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2015Судебное заседание
24.09.2015Судебное заседание
29.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее