Судья Бородько Л.Д. Дело № 33-12031
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 сентября 2014 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Зинкиной И.В.
судей: Немирова А.В., Татуриной С.В.
с участием прокурора: Черновой Е.В.,
при секретаре: Светличной А.В.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Зинкиной И.В. дело по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10 июня 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Пановой А.С. с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Администрация Советского района г. Ростова-на-Дону, Министерство территориального развития Ростовской области, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Панова А.С. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решением комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 24.06.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи – один человек, включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений как оставшаяся без попечения родителей, но до настоящего время по независящим от нее причинам жильем не обеспечена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Пановой А.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10 июня 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Пановой А.С., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА1990 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Ростова-на-Дону обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить судебное постановление, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделенных на эти цели Правительством Ростовской области в лице Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, предоставить Пановой А.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что в силу действующего законодательства финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из областного бюджета. При этом апеллянт обращает внимание, что 26.04.2013 года между отраслевым органом Администрации г. Ростова-на-Дону – Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, на который возложены государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жильем, и главным распорядителем бюджетных средств по данной категории граждан - Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области заключен договор «О предоставлении субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающий финансирование мероприятий в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот путем перечисления на счет Департамента субвенций. Контроль за расходованием средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной категории возложен на Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Апеллянт подчеркивает, что решение суда не может подменять нормативно установленный административный порядок предоставления жилых помещений данной категории граждан и в изложенной судом редакции резолютивной части является неисполнимым.
Апеллянт полагает, что права Пановой А.С. Администрацией г. Ростова-на-Дону не нарушались. Ответчик не отказывал Пановой А.С. в предоставлении жилья, а напротив, распоряжением Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 24.06.2013 года она принята на квартирный учет с включением в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением. Вместе с тем апеллянт обращает внимание судебной коллегии, что в 2013 году средства федерального бюджета и областного бюджета на обеспечение жильем сироты Пановой А.С. не выделялись в связи с постановкой ее на квартирный учет только в 2013 году.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Принимая решение, суд руководствовался ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 2, 57, 98.1, 109 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом РО от 22.10.2004 года № 165 «О социальной поддержке детства в Ростовской области», Областным законом РО от 22.06.2006 года № 499 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
К такому выводу суд пришел, установив, что Панова А.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовала право на обеспечение ее жилым помещением до 01.01.2013 года.
Поскольку ее право на внеочередное получение жилого помещения признано Администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону и решением НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.06.2013 года Панова А.С. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилье с составом семьи – один человек, а также включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений как оставшаяся без попечения родителей, в собственности пригодного для проживания жилого помещения не имеет и жилье ей не предоставлено, суд нашел требования прокурора об обеспечении Пановой А.С. жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной областным законом, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд признал правомерным возложение обязанности по обеспечению Пановой А.С. жилым помещением на Администрацию г. Ростова-на-Дону за счет средств, выделенных из бюджета области, поскольку государственные полномочия Ростовской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданы исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов и реализуются в порядке, установленном постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из апелляционной жалобы Администрации г. Ростова-на-Дону, доводы апеллянта сводятся к несогласию с изложенной судом редакцией резолютивной части решения, а именно, с отсутствием указания суда на порядок выделения администрации бюджетных средств для предоставления Пановой А.С. жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия отклоняет такие доводы как несостоятельные в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».
В силу п. 8.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области № 539 от 25.06.2012 года, администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма специализированного жилого помещения гражданам указанной категории.
Положения перечисленных норм не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. Кроме того предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Принимая во внимание, что у Администрации г. Ростова-на-Дону имеется неисполненное обязательство по обеспечению Пановой А.С., признанной нуждающейся в жилье и с 2013 года состоящей на учете граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, жильем по договору специализированного найма жилого помещения, суд с учетом установленного Правительством Ростовской области порядка финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области, который не может подменяться судебным решением, правомерно обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону обеспечить Панову А.С. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения без указания на порядок предоставления для этих целей бюджетных средств.
Поскольку в остальной части вынесенное судом решение сторонами по делу на обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: