Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чехов Московской области ДД.ММ.ГГГГ.
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Василевича В.Л.
при секретаре Андрееве М.Р.
с участием представителя ГУ УПФ РФ № 33 по доверенности Ситниковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Панкратовой ФИО8 к ГУ УПФР № 33 по г.Москве и Московской области о области о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсий, включения в стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости периодов работы
У С Т А Н О В И Л :
Истица обратилась в суд с уточненными исковыми требованиями к ответчику, просила обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности учителя-организатора общественно-полезного производительного труда средней школы № №.
В судебном заседании истица уточненные исковые требования поддержала и пояснила, что решением комиссии по назначению пенсий ГУ УПФР № 33 по г. Москве и Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ.ей было отказано во включении в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности учителя-организатора общественно-полезного производительного труда средней школы № г.Чехова Московской области.
С указанным решением она не согласна, так как в соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27ФЗ № 173«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, гражданам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений. (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.l настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Положения Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
До вступления в силу указанных выше Списка и Правил, в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ № 30от 21 января 2002 г. «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при определении права на досрочную трудовую пенсию применялись ранее утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463и постановлением Правительства РФ № 1066от 22 сентября 1999 года (с изменениями от 19 февраля 2001 года), как не противоречащие названным федеральным законам, в частности: Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 463от 06 сентября 1991 года (согласно которого засчитывается в стаж период работы до 1 ноября 1999 года); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066от 22 сентября 1999 года (согласно которого засчитывается в стаж работы период после 01 ноября 1999 года).
В соответствии с указанными выше Списками для зачета стажа в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и в учреждениях, поименованных разделом «Наименование учреждений».
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 12 апреля 1984 года № 314«Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда», партийным органам, Министерству просвещения СССР, министерствам и ведомствам СССР, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов и другим органам было предписано принять меры к коренному улучшению трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ; обеспечить тесную взаимосвязь изучения основ наук с непосредственным участием школьников в систематическом, организованном, посильном общественно полезном, производительном труде; в целях улучшения трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ осуществлять обязательное участие школьников в общественно полезном, производительном труде в учебных цехах и на участках предприятий и организаций, в межшкольных учебно-производственных комбинатах, школьных и межшкольных учебных и учебно-производственных мастерских, подсобных хозяйствах, в ученических производственных бригадах и звеньях, школьных лесничествах и других трудовых объединениях.
В соответствии с вышеуказанным Постановлением Министерство просвещения СССР приказом от 11 мая 1985 года № 281утвердило Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ. Согласно Положения главным направлением общественно полезного, производительного труда учащихся средних и старших классов являются работы в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Другими направлениями труда школьников, главным образом учащихся младших и средних классов, являются работы для своей школы, по охране природы, благоустройству, сбору вторичного сырья. Органы и учреждения народного образования обязаны выделять учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения для участия в организации труда учащихся, осуществлять педагогическое руководство их трудовой деятельностью, обеспечивать ее связь с трудовым и профессиональным обучением, общеобразовательной подготовкой, воспитательную и профориентационную направленность.
Таким образом, решение вопроса о включении того или иного периода работы в образовательном учреждении не должно носить формальный характер и основываться на одном лишь наименовании должности, но исходить из фактически исполняемых тем или иным должностным лицом обязанностей, предусмотренных нормативно- правовыми актами в сфере образования.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-Ф3, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
На основании изложенного просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФР №33 иск не признала и пояснила, что истица обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 33 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по пп.19 п.1 с.т.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Для назначения пенсии необходимо иметь не менее 25 лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно п.З ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Согласно п.3 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.02г. №781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан при ГУ - Управлении ПФР № 33 по г. Москве и Московской области от 25 декабря 2013 года, протокол № 583, было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального трудового стажа.
Не подлежат зачету в специальный стаж следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - в должности учителя - организатора общественно-полезного производительного труда средней школы № 1, так как Списком должностей утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, должность «учитель -организатор общественно-полезного производительного труда» не предусмотрена.
Всего стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии на момент обращения составляет <данные изъяты>. С учетом вышеизложенного ГУ - Управление ПФР № 33 по г. Москве и Московской области просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Панкратовой В.В.
Заслушав пояснения сторон, их представителей, проверив материалы дела, суд считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением комиссии ГУ УПФР № 33 по Москве и МО по назначению пенсий от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, из-за отсутствия необходимого специального стажа работы, поскольку в специальный стаж не был засчитан период работы с 02.10.1989г. по 31.08.1992г., т.к.должность «учитель-организатор общественно-полезного производительного труда» не предусмотрена списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., (л.д.14).
Согласно указанного решения комиссии стаж истицы на момент обращения за назначением досрочной пенсии по старости составил <данные изъяты> (л.д.14об.).
В соответствии со п.10 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о не включении в стаж работы истицы для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периода ее работы с 02.10.1989г. по 31.08.1992г., в должности «учитель-организатор общественно-полезного производительного труда».
Судом установлено, что истица в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., работала в должности «учитель-организатор общественно-полезного производительного труда» средней школы № №, что подтверждается копией трудовой книжки истицы (л.д.10).
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-Ф3, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. истица была принята на работу в среднюю школу № г. Чехова с ДД.ММ.ГГГГ. на должность учителя труда назначена организатором производственного и общественно-полезного производительного труда…
В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. Управления образования администрации Чеховского муниципального района истица с 02.10.1989г. была принята в среднюю школу № на должность учителя труда и назначена организатором производственного и общественно-полезного производительного труда…
Суд приходит к выводу, что запись в трудовой книжке истицы о наименовании ее должности, на которую она была принята с 02.10.1989г. «учителя-организатора общественно -полезного производительного труда" произведена неверно, не в соответствии с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, в связи с чем полагает, что в спорный период истица занимала должность, соответствующую поименованным в вышеназванных Списках - учителя труда. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, согласно которым должность истицы указана как учитель труда, учитель ОПТ.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Учитывая, что истица выполняла в спорный период работу учителя труда в средней школе № г. Чехова, была надлежащим образом тарифицирована на эту должность, объем учебной нагрузки в этом случае значения не имеет, спорный период подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в связи с чем суд считает подлежащими удовлетворению уточненные исковые требования истицы о включении в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы с 02.10.1989г. по 31.08.1992г. в должности учителя-организатора общественно-полезного производительного труда средней школы № 1.
Руководствуясь ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Уточненные исковые требования Панкратовой ФИО9 - удовлетворить.
Обязать ГУ УПФР № 33 по г. Москве и Московской области включить Панкратовой ФИО10 в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности учителя-организатора общественно-полезного производительного труда средней школы № №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд через Чеховский суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись В.Л.Василевич
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Копия верна:
<данные изъяты>
<данные изъяты>