Решение по жалобе/протесту (областной суд) по делу № 7-8508/2023 от 03.04.2023

№ 5-737/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

 

город Москва 16 мая 2022 года

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2022 года.

 

Судья Тимирязевского районного суда города Москвы Пугачева Д.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Кропоткиной Елизаветы Михайловны, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,

У С Т А Н О В И Л:

 

В отношении Кропоткиной Е.М. 6 марта 2022 года инспектором ГИАЗ ОМВД России по Бескудниковскому району г. Москвы Корчагиной Е.С. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение порядка проведения публичного мероприятия, выразившегося в невыполнении законных требований сотрудников полиции.

Кропоткина Е.М. в судебное заседание явилась, вину не признала и показала, что 6 марта 2022 года 6 марта около 11 часов она встречалась с мамой в кафе на станции метро «Новокузнецкая», около 14 часов они расстались, и она направилась на станцию метро «Арбатская», хотела зайти в книжный магазин. Когда она вышла из метро, она увидела, что там стояло несколько полицейских машин, но на улице было тихо. Она направилась по улице Воздвиженка в сторону магазина. Не успев дойти до него, около входа в метро «Александровский сад» дорогу ей преградили сотрудники полиции. Она решила вернуться к метро «Арбатская» и поехать домой, но на подходе через всю улицу там растянулись сотрудники ОМОНа. Поняв, что зайти в метро здесь у неё не получится, она попробовала загрузить карты, чтобы простроить маршрут, но связь работала плохо. Тогда она спросила у мимо проходящей женщины, знает ли она, как пройти до ближайшего метро. Данной женщиной оказалась Лариса, и поскольку она оказалась в той же затруднительной ситуации, что и она, она согласилась показать ей дорогу. В процессе вынужденной прогулки они разговаривали и обменялись телефонами. Они дошли до Тверской, на подходе к метро они попрощались и Лариса зашла в переход. Она же, поскольку погода была хорошая, решила продолжить свою прогулку. Около 15 часов она находилась на пересечении Страстного бульвара и Тверской улицы, когда её беспричинно задержали сотрудники полиции и проводили в автозак. Ни в каком митинге она участия не принимала, намерений посетитель публичные мероприятия у неё не было.

Защитники Жилкин В.В. и Беляков Д.Л. просили прекратить производство по делу, поскольку каких-либо доказательств участия Кропоткиной Е.М. в митинге не имеется, 6 марта 2022 года Кропоткина Е.М. никаких нарушений Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не допускала, законным требованиям сотрудников полиции подчинялась, была трезвая, оружия при себе не имела, кроме того Кропоткина Е.М. была задержана и помещена в автозак задолго до указанного в протоколе об административном задержании времени, что подтверждается показаниями свидетелей и видеоматериалом, и опровергает рапорта и показания сотрудников полиции, протокол САО № САО 0992549 об административном правонарушении не соответствует номеру и серии протокола, указанного в письме заместителя начальника полиции (по ООП) капитана Павлина В.В. – протокол САО № 0992549, что свидетельствует о его недопустимости, в связи с чем указанные выше рапорта сотрудников полиции и протокол об административном правонарушении подлежат исключению из числа доказательств.

Свидетели  А.В. и Е.А., допрошенные в судебном заседании по ходатайству привлекаемого лица, показали, что познакомились с Кропоткиной Е.М. 6 марта 2022 года, когда их поместили в автозак в период с 15:10 до 15:20, в котором уже находилась Кропоткина Е.М..

Свидетель а Л.А., допрошенная по ходатайству привлекаемого лица, показала, что познакомилась с Кропоткиной Е.М. 6 марта 2022 года, когда она спросила у неё дорогу к метро, они разговорились, обменялись телефонами. Около 15:00 они вместе подошли к станции метро «Пушкинская», попрощались, после чего она пошла в метро, а куда пошла Кропоткина Е.М., она не видела.

В судебном заседании по ходатайству привлекаемого лица также обозревалась видеозапись на ДВД-диске, которая приобщена к материалам дела, а также обозревался видеофайл на мобильном телефоне свидетеля а А.В., также содержащий указанную видеозапись.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Кропоткину Е.М. и её защитников Жилкина В.В. и Белякова Д.Л., допросив свидетелей а А.В., Е.А. и у Л.А., обозрев представленные и приобщённые к делу видеоматериалы, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Названным Федеральным законом предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 1 и 2 ст. 5).

Пунктом 2 ст. 2 Закона Москвы от 4 апреля 2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа Москвы либо на территории более чем одного административного округа Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.

Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.

Как следует из материалов дела, 6 марта 2022 года в 16 час. 30 мин. по адресу: г. Москва, Страстной б-р, д. 16, стр. 2 и прилегающей к нему территории Кропоткина Е.М. в составе группы граждан в количестве более 300 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировала лозунги различного содержания, то есть добровольно приняла участие в несогласованной массовой акции в форме митинга, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировала.

Факт совершения административного правонарушения и вина Кропоткиной Е.М.подтверждаются:

- протоколом об административном правонарушении от 6 марта 2022 года, где изложено событие вменяемого правонарушения;

- рапортами сотрудников полиции 2 СПП ГУ МВД России по г. Москве Тормышева В.А. и Верезубова А.Ф.;

- письменными объяснениями должностных лиц полицейских 2 СПП ГУ МВД России по г. Москве Тормышева В.А. и Верезубова А.Ф., предупрежденных по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за дачу заведомо ложных показаний;

- протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 6 марта 2022 года;

- ответом из Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, согласно которому, уведомления о проведении 1, 2, 3, 4, 6, 7 марта 2022 года публичных мероприятий со значительным количеством участников в центральной части г. Москвы в органы исполнительной власти города не поступали, их проведение не согласовывалось.

Совокупность вышеприведенных доказательств по делу сомнений в своей объективности не вызывает, указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, составлены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, последовательны и непротиворечивы, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем, суд находит вышеуказанные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела, а потому считает возможным положить их в основу постановления.

То обстоятельство, что в протоколе об административном правонарушении САО № 0992549, изготовленном при помощи компьютера, дважды указана аббревиатура «САО», суд признаёт допущенной при изготовлении протокола технической ошибкой, которая не влечёт признание названного процессуального документа в качестве недопустимого доказательства, подлежащего исключению из числа доказательств, о чём указывали Кропоткина Е.М. и её защитники.

Таким образом, совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Кропоткиной Е.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку в нарушение требований закона Кропоткина Е.М. 6 марта 2022 года приняла участие в проведении публичного мероприятия, не согласованного в установленном порядке с органами исполнительной власти города Москвы, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировала, чем допустила нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Закона Москвы от 4 апреля 2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Доводы Кропоткиной Е.М. и её защитников об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, со ссылкой на то, что Кропоткина Е.М. гуляла, но была беспричинно задержана сотрудниками полиции, при этом ничего противоправного не совершала, лозунгов не выкрикивала, находилась в трезвом состоянии, оружия при себе не имела, законные требования сотрудников полиции выполняла, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются совокупностью доказательств, исследованных и оцененных по правилам, установленным в ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Участие Кропоткиной Е.М. в несогласованном публичном мероприятии и невыполнение последней неоднократных требований сотрудников полиции, прямо следует из рапортов и письменных объяснений должностных лиц 2 СПП ГУ МВД России по г. Москве, протокола об административном правонарушении, иных доказательств.

Достоверных сведений о том, что Кропоткина Е.М. была задержана до начала запланированного публичного мероприятия, в материалах дела не содержится. При этом суд критически относится к представленной видеозаписи, которая бесспорно не свидетельствует о том, что была сделана именно в указанный Кропоткиной Е.М. и её защитниками период времени, а также не прошла проверку на предмет отсутствия в записи признаков монтажа и иных изменений, привнесенных в неё в процессе записи или после её окончания. Не подтверждаются указанные доводы и показаниями свидетелей а А.В. и Е.А., поскольку свидетели, будучи также задержанными за совершение административного правонарушения, заинтересованы в даче показаний, в том числе, в свою пользу, в связи с чем суд относится к показаниям указанных свидетелей критически. а также показаниями свидетеля ой Л.А., которые не свидетельствуют о том, что Кропоткина Е.М. не могла участвовать в публичном мероприятии после расставания со свидетелем ой Л.А. около станции метро «Пушкинская» в 15:00. Каких-либо иных доказательств, подтверждающих утверждения Кропоткиной Е.М. и её защитников о задержании до инкриминируемых событий, суду не представлено.

При этом оснований полагать, что изложенные в рапортах сотрудников полиции, а также в их письменных объяснениях сведения являются недостоверными, не имеется, так как причин для оговора Кропоткиной Е.М. указанными лицами, которые находились при исполнении своих служебных обязанностей и непосредственно выявили совершение Кропоткиной Е.М. инкриминируемого ей административного правонарушения, не установлено, а тот факт, что сотрудники полиции являются должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, не может служить поводом к тому, чтобы не доверять составленным ими документам.

Сведениями о фальсификации материалов суд не располагает, признание доказательств сфальсифицированными производится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий сотрудников полиции в деле нет, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Кропоткиной Е.М. административного правонарушения.

При назначении наказания Кропоткиной Е.М. суд в соответствии со ст. ст. 4.1 - 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитывает характер совершенного ею административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность, личность виновной, которая ранее к административной ответственности не привлекалась, имеет хроническое заболевание (сахарный диабет), что суд признаёт смягчающим наказание обстоятельством, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, и с учётом конкретных обстоятельств дела, считает необходимым назначить Кропоткиной Е.М. наказание в виде штрафа в пределах санкции статьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Кропоткину Елизавету Михайловну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам: УФК по г. Москве (ОМВД района Бескудниковский);

ИНН: 7712037564, номер счета: 03100643000000017300 в ГУ Банка России по ЦФО//УФК по г. Москве;

КБК: 18811601201019000140;

КПП 774301001, ОКТМО 45337000, БИК: 004525988;

Кор./сч. 40102810545370000003;

УИН 18880377220009925492.

Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток со дня вручения его копии путём подачи жалобы через Тимирязевский районный суд города Москвы.

 

 

 

Судья

 

 

7-8508/2023

Категория:
Административные
Статус:
Завершено, 17.05.2023
Ответчики
Кропоткина Е.М.
Суд
Московский городской суд
Судья
Харитонов Д.М.
Статьи

Ст. 20.2, Ч. 5

Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
17.05.2023
Решение по жалобе/протесту (областной суд)
13.05.2022
Постановление о назначении административного наказания

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее