Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Никитиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тонких Л.А., Кобзевой М.А., действующей также в интересах несовершеннолетних детей Кобзевой Д.А. и Кобзева А.А. к Администрации г.о.Балашиха Московской области, Управлению имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха Московской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
Установил:
Истцы Тонких Л.А., Кобзева М.А., действующая также в интересах несовершеннолетних детей Кобзевой Д.А. и Кобзева А.А. обратились в суд с настоящим иском к ответчикам Администрации г.о.Балашиха Московской области, Управлению имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха Московской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указывая на то, что она, вместе с дочерью Кобзевой М.А. и внуками Кобзевой Д.А. и Кобзевым А.А., проживают по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении Тонких Л.А. зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Инвестиционно-строительный центр» отказал в приватизации занимаемого ими жилого помещения, на основании ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», со ссылкой на то, что <адрес>, является муниципальным общежитием. Данный отказ является необоснованным, нарушающим их права и действующее законодательство. <адрес> принадлежал государственному Балашихинскому литейно-механическому заводу (впоследствии преобразованному в ОАО), использовался в качестве общежития и в июле 1999 года был передан в муниципальную собственность. Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ дому присвоен статус общежития. В соответствии с указанным постановлением общежитие передано ОАО «БЛМЗ» в ведение органов местного самоуправления Балашихинского района, в связи с приватизацией государственного предприятия «БЛМЗ». Соответственно, в силу ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» (ст. 7) и его непосредственного действия они занимают жилое помещение в <адрес>, на условиях социального найма. Ранее в приватизации они не участвовали.
Истцы Тонких Л.А., Кобзева М.А., действующая также в интересах несовершеннолетних детей Кобзевой Д.А. и Кобзева А.А. просят суд признать за ними право общей долевой собственности, в порядке приватизации, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по 1/4 доле за каждым.
Истец Тонких Л.А., она же представитель истцов Кобзевой М.А., Кобзевой Д.А. и Кобзева А.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и пояснила, что она работала на ОАО «БЛМЗ», в связи с чем ей была предоставлена <адрес>, в <адрес>, где она совместно с членами её семьи постоянно зарегистрированы и проживают по настоящее время.
Представитель ответчика Администрация городского округа Балашиха Московской области, по доверенности Демин И.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска, указывая на то, что дом № 16а, по ул. К.Маркса, г. Балашиха является муниципальным общежитием и в силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений в общежитии не допускается.
Ответчик Управление имущественных отношений Администрации г.о. Балаших Московской области в судебное заседание своего представителя не направил, о слушании дела извещен.
Представитель 3-его лица МУП «Общежитие Полисервис», по доверенности Деревянкин В.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска и пояснил, что <адрес> является муниципальным общежитием и в силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений в общежитии не допускается. <адрес> находится в хозяйственном ведении МУП «Общежитие Полисервис». Действительно жилое помещение семье Тонких было предоставлено ОАО «БЛМЗ». Впоследствии <адрес> был передан в муниципальную собственность. Семья Тонких постоянно зарегистрирована и проживает до настоящего в времени в <адрес>, с даты указанной в выписке из домовой книги и копии финансово-лицевого счета, производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности не имеет. Ордер, который был выдан семье Тонких ОАО «БЛМЗ», в настоящее время не сохранился, по причине того, что в МУП «Общежитие Полисервис» был залив, в результате чего часть ордеров жильцов дома была уничтожена.
С учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика УИО Администрации г.о. Балашиха Московской области.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статья 2 Закона РФ от 4 июля 1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 11 указанного закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 4 июля 1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратится в суд.
Согласно Постановлению Главы Балашихинского района Московской области №1017 от 27.07.1999 года жилой дом, по адресу: <адрес>, принадлежащий ОАО «БЛМЗ» был передан в муниципальную собственность и передан в хозяйственное ведение МУП «Общежитие Полисервис» (л.д. 21-22).
Постановлением Главы г.о. Балашиха от 30.06.2006 года № 846/10 общежитие передано на баланс Управления имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха (л.д. 57-58).
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Названный закон содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым приватизация жилья не допускается.
В материалы дела представлен ордер, выданный МУП «Общежитие Полисервис» на имя Тонких Л.А., согласно которого Тонких Л.А. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 51).
Как пояснил в судебном заседании представитель МУП «Общежитие Полисервис» ордер, который был выдан семье Тонких «БЛМЗ», в настоящее время не сохранился, по причине того, что в МУП «Общежитие Полисервис» был залив, в результате чего часть ордеров жильцов дома была уничтожена.
Тонких Л.А. работала с ДД.ММ.ГГГГ стерженщиком машинной и ручной формовки 3 разряда в литейном цехе № 3 ОАО «БЛМЗ», что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 38-43).
Истцы постоянно зарегистрированы и проживают в кв. №, по адресу: <адрес>: Тонких Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Кобзева М.А. с ДД.ММ.ГГГГ и несовершеннолетние Кобзева Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ и Кобзев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приобщенными к материалам дела копией финансового лицевого счета и выпиской из паспортной картотеки (л.д. 44-45).
Согласно уведомлению УФРСК и К по МО от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированные права на спорное жилое помещение №, <адрес>, отсутствуют (л.д. 47).
Суду представлен технический паспорт жилого помещения кв.№ по адресу: <адрес>, выданный Балашихинским филиалом ГУП МО «МОБТИ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого имеется не согласованная перепланировка (л.д. 11-16).
ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт Управления строительного комплекса Администрации г.о.Балашиха и имеется решение приемочной комиссии согласно которому предъявленное к приемке жилое помещение-<адрес>, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам и вводится в действие (л.д. 23-24).
Суду представлен кадастровый паспорт жилого помещения кв.№, по адресу: <адрес>, выданный Балашихинским филиалом ГУП МО «МОБТИ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что кадастровый паспорт составлен, на основании технического паспорта, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и акта УАиГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18).
Согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятием либо государственным или муниципальным учреждениям и использовались в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из смысла ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 07.06.2006 года и 14.06.2006 года, следует, что в соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 11.04.2011 года № 4-П статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального Закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных жилищным законодательством, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (статья 10 Жилищного кодекса РФ).
С учетом изложенного суд считает, что отсутствие решения органов местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Учитывая, что истцы ранее в приватизации жилого помещения не участвовали, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (л.д. 46, 62), суд приходит к выводу, что Тонких Л.А., Кобзева М.А., Кобзева Д.А. и Кобзев А.А. имеют право на передачу им в собственность, бесплатно занимаемого ими жилого помещения по адресу: <адрес>.
Согласно ст.17, 18 Федерального Закона «О государственной регистраций права на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Тонких Л.А., Кобзевой М.А., действующей также в интересах несовершеннолетних детей Кобзевой Д.А. и Кобзева А.А. удовлетворить.
Признать за Тонких Л.А., Кобзевой М.А., Кобзевой Д.А. и Кобзева А.А. право общей долевой собственности на квартиру №, по адресу: <адрес>, по 1/4 доле за каждым, в порядке приватизации.
Данное решение является основанием для регистрации права собственности Тонких Л.А., Кобзевой М.А., Кобзевой Д.А. и Кобзева А.А. в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд Московской области.
Федеральный судья О.А.Быстрякова