Дело № 5-944/19
Дорогомиловский районный суд города Москвы
121165, город Москва, улица Студенческая, дом 36
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва 12 августа 2019 года
Резолютивная часть постановления оглашена 09 августа 2019 года.
Судья Дорогомиловского районного суда города Москвы Таланина Г.Н., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Соловейчика А.С., его защитника Зборошенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по ч.5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Соловейчика Артема Симоновича, паспортные данные, гражданина Российской Федерации, с высшим образованием, работающего главным редактором в Издательском Доме «Первое сентября», зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: ... женатого, имеющего несовершеннолетних детей ... паспортные данные, не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Соловейчик Артем Симонович совершил участие в несанкционированном митинге и шествии, нарушив установленный порядок проведения публичного мероприятия, при следующих обстоятельствах.
27 июля 2019 года в период времени с 14 часов 00 минут до 15 часов 30 минут по адресу: г. Москва, Столешников переулок, д. 2-4, стр.6, напротив здания Правительства Москвы, состоялось публичное массовое мероприятие в форме митинга, не согласованного с органами исполнительной власти города Москвы, с количеством участников около 5 000 человек, одним из участников которого являлся Соловейчик А.С.
Положением пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Статьей 2 данного Федерального закона закреплены основные понятия: - публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;
- митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
- уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности и добровольности участия.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Уведомлений о проведении публичных массовых акций 27 июля 2019 года в центральной части города Москвы, в том числе по адресу: г. Москва, Столешников переулок, д.2-4, стр6, напротив здания Правительства города Москвы не поступало и не согласовывалось.
В целях информирования граждан, в том числе граждан желающих принять участие в данной акции, в сети «Интернет» с 14 часов 00 минут 23 июля 2019 года на общедоступном официальном сайте ГУ МВД России по г. Москве (77.мвд.рф) в разделе «Новости» размещено официальное предупреждение о том, что проведение публичного мероприятия 27 июля 2019 года на Тверской улице и участие в нем незаконно.
Кроме того, 27 июля 2019 года сотрудниками полиции непосредственно во время проведения данного несанкционированного митинга посредством громкоговорителей осуществлялось информирование его участников о том, что проведение публичного мероприятия 27 июля 2019 года на Тверской улице и участие в нем незаконно.
27 июля 2019 года, в период времени с 14 часов 00 минут до 15 часов 30 минут, по адресу: г. Москва, Столешников переулок, д.2-4, стр.6, напротив здания Правительства Москвы, Соловейчик А.С., в составе группы граждан в количестве около 5 000 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги: «Допускай!», «Это наш город!», «Мы здесь власть!» и другие, то есть добровольно принял участие в несогласованной массовой акции в форме митинга, чем допустил нарушение вышеуказанных требований Федерального Закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ («О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях») и требований закона города Москвы № 10 от 04.04.2007 года («Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований»), на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 20.2 КРФоАП.
В судебном заседании Соловейчик А.С. вину не признал, с протоколом об административном правонарушении не согласился, пояснил, что 27 июля 2019 года он находился в кафе, расположенном недалеко от улицы Неглинной, когда в сети Интернет увидел видеозаписи с места проведения несанкционированного митинга. Ему было не безразлично отношении сотрудников полиции к собравшимся людям, применение несопоставимого насилия, в связи с чем он, примерно в 14 часов 15 минут, пришел в Столешников переулок. В несанкционированном митинге он участвовать не собирался, лозунгов не выкрикивал, однако ему была не безразлична судьба города, и он стоял на ступеньках храма. После того, как сотрудники полиции по громкой связи сказали всем расходиться, то граждане подчинились и пытались разойтись, однако было оцепление и людям некуда было расходиться. В какой-то момент он увидел девочку примерно 14-ти лет, которую задержали сотрудники полиции с применением к ней силы. Он подошел к данным сотрудникам полиции и сделал им замечания, после чего был задержан и помещен в полицейский автомобиль вместе с данной девочкой, после чего доставлен в отдел полиции. На ул.Тверской он не находился.
В судебном заседании защитник Зборошенко Н.С. с протоколом об административном правонарушении не согласился, пояснив, что Соловейчик А.С. не виновен в совершении инкриминируемого ему правонарушения, поскольку участвовал в мирном собрании, которое являлось спонтанным, улицы не перекрывал, не участвовал в актах насилия, не призывал к совершению насильственных действий. Вмешательство государства-ответчика в право Соловейчика А.С. на свободу мирных собраний не было основано на законе, соответствующему критерию «качества закона», не преследовало какую-либо законную цель и не было соразмерным номинально преследуемой цели, согласно позиции ЕСПЧ по аналогичным делам. Данное дело об административном правонарушении не подсудно Дорогомиловскому районному суду г.Москвы, так как место совершение правонарушения не относится к юрисдикции данного суда, и, вопреки толкованию Верховного Суда РФ, местом совершения правонарушения является место его обнаружения, то есть место, совпадающее с фактическим задержанием Соловейчика А.С. Административное задержание Соловейчика А.С. не законно, поскольку он не предпринимал попыток скрыться, иным образом воспрепятствовать производству по делу об административном правонарушении, у сотрудников полиции имелась возможность для составления процессуальных документов на месте, его задержание не соответствует статье 5 параграфа 1 (с) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Объяснения и рапорты сотрудников полиции являются недопустимыми доказательствами, поскольку они не были допрошены в ходе судебного разбирательства. Фотоматериалы являются не относимыми доказательствами, поскольку на них не зафиксировано место совершения правонарушения, не имеется изображения Соловейчика А.С. Просил производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием в действиях Соловейчика А.С. состава инкриминируемого ему правонарушения.
Частью 5 статьи 20.2 КРФоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ).
В Федеральном законе о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 6 этого же закона, Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Положениями ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) с предварительным уведомлением о его проведении.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 2 Закона Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме непосредственно в орган исполнительной власти города Москвы, указанный в части 2 настоящей статьи, в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения (часть 1). Уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы (часть 2).
При этом, невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контролю за соблюдением законности, связанных с проведением публичного мероприятия квалифицируется по ч.5 ст. 20.2 КРФоАП.
Проверив представленные материалы, выслушав Соловейчика А.С., его защитника Зборошенко Н.С., суд считает, что факт совершения административного правонарушения и виновность Соловейчика А.С. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении №1129639 от 30 июля 2019 года по ч.5 ст.20.2 КРФоАП в отношении Соловейчика А.С., в котором изложено существо правонарушения; рапортами полицейских ОБ ППСП УВД по ЗАО ГУ МВД России по г.Москве Незнамова А.С., Кузьмичева А.М. и их объяснениями от 27 июля 2019 года, согласно которым Соловейчик А.С. 27 июля 2019 года по адресу: г. Москва, Столешников переулок, д.2-4, стр.6, напротив здания Правительства Москвы, в составе группы граждан в количестве около 5 000 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги: «Допускай!», «Это наш город!», «Мы здесь власть!» и другие, то есть добровольно принял участие в несогласованной массовой акции в форме митинга; протоколом об административном задержании Соловейчика А.С. ЗАО №0023616 от 27 июля 2019 года; ответом первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы о том, что публичные мероприятия 27 июля 2019 года не были согласованы.
Протокол об административном правонарушении в отношении Соловейчика А.С., вопреки доводам защитника, составлен уполномоченным должностным лицом полиции инспектором ИАЗ ОМВД России по району Фили-Давыдково Чешихиным В.А., в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28.3 КРФоАП, в протоколе имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст. 28.2 КРФоАП, вследствие чего правовых оснований для признания данного доказательства недостоверным и не допустимым суд не усматривает.
Доводы Соловейчика А.С. и его защитника о не совершении Соловейчиком А.С. инкриминируемого правонарушения, его невиновности, не совершении им приведенных в протоколе об административном правонарушении действий, объективно ничем не подтверждаются, а, напротив, опровергаются исследованными материалами дела, и расцениваются судом, как позиция защиты лица, привлекаемого к ответственности. О том, что Соловейчик А.С. был проинформирован о незаконности вышеназванного публичного мероприятия, следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, рапортов сотрудников полиции и их письменных объяснений.
В силу ст. 26.2 КРФоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вопреки доводам защитника, не доверять вышеперечисленным доказательствам, в том числе рапортам сотрудников полиции, их объяснениям, фотоматериалу у суда оснований не имеется, поскольку изложенные в рапортах полицейских ОБ ППСП УВД по ЗАО ГУ МВД России по г.Москве и их объяснениях обстоятельства согласуются с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения и подтверждаются исследованными материалами дела, в том числе фотоматериалом.
Рапорты сотрудников полиции отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КРФоАП. При даче объяснений в качестве свидетелей, сотрудники полиции были предупреждены об ответственности, предусмотренной ст.ст.17.7, 17.9 КРФоАП, им были разъяснены права, предусмотренные ст.25.6 КРФоАП, положения ст.51 Конституции РФ. Фотоматериалы приобщены к материалами дела по акту должностного лица, с указанием приведенных в них обстоятельств, относимых к рассматриваемому делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Соловейчика А.С. суд не усматривает.
Доводы защитника о том, что данное дело об административном правонарушении не относится к подсудности Дорогомиловского районного суда г.Москвы, суд считает несостоятельными, поскольку, в силу ч.1.2 ст.29.5 КРФоАП, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения. По смыслу закона, в отношении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 КРФоАП, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению в связи с заявлением лицом соответствующего ходатайства. Дела о таких административных правонарушениях рассматриваются по месту выявления административного правонарушения, под которым следует понимать место, где должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором, устанавливались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и иные обстоятельства совершения правонарушения и был составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о возбуждении дела.
Протокол об административном правонарушении по ч.5 ст.20.2 КРФоАП в отношении Соловейчика А.С. составлен должностным лицом ОМВД России по району Фили-Давыдково г.Москвы, которое относится к юрисдикции Дорогомиловского районного суда г.Москвы.
Доводы защитника о незаконном применении к Соловейчику А.С. обеспечительных мер в виде административного задержания, суд считает несостоятельными и не свидетельствующими о нарушении прав последнего, поскольку, из смысла ч. 1 ст. 27.3 КРФоАП следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, поэтому применение к Соловейчику А.С. этой меры не противоречит требованиям КРФоАП. При этом о произведенном административном задержании составлен соответствующий протокол, который соответствует требованиям ст. 27.4 КРФоАП.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в действиях Соловейчика А.С. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КРФоАП, и квалифицирует его действия по ч.5 ст.20.2 КРФоАП.
При назначении наказания суд принимает во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, характер и степень его общественной опасности, данные о личности Соловейчика А.С., который ранее не привлекался к административной ответственности, имеет несовершеннолетних детей 2003, паспортные данные.
В качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, судом признается наличие у Соловейчика А.С. несовершеннолетних детей 2003, паспортные данные.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При назначении наказания суд учитывает содеянное, личность виновного, наличие смягчающих ответственность обстоятельств, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, характер и степень его общественной опасности, в связи с чем полагает необходимым назначить Соловейчику А.С. наказание в виде административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной ч.5 ст.20.2 КРФоАП.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.11 КРФоАП, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Соловейчика Артема Симоновича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Штраф подлежит перечислению: в Управление Федерального казначейства по г.Москве (УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве), л/с 04731453750, ИНН 7729148110, КПП 772901001, код ОКТМО 45329000, БИК 044525000, р/с 40101810045250010041, ГУ Банка России по ЦФО, КБК 18811628000016000140, УИН 18880077190011296390.
Согласно ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 указанного Кодекса.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток с момента получения копии мотивированного постановления.
Судья Г.Н. Таланина