№ 5-474/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Москва 4 апреля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 апреля 2022 года.
Судья Тимирязевского районного суда города Москвы Пугачева Д.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Крюковой Елены Владимировны, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,
У С Т А Н О В И Л:
В отношении Крюковой Е.В. 24 февраля 2022 года инспектором ГИАЗ ОМВД России по району Западное Дегунино г. Москвы Резниковой М.П. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение порядка проведения публичного мероприятия, выразившегося в невыполнении законных требований сотрудников полиции.
Крюкова Е.В. в судебное заседание явилась, вину не признала, объяснения, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении, и данные им в ОМВД России по району Западное Дегунино г. Москвы подтвердила и показала, что 24 февраля 2022 года она направилась в центральную часть города Москвы для того, чтобы принять участие в мирном антивоенном собрании, однако была задержана сотрудниками полиции, хотя никаких лозунгов не выкрикивала, плакатов у неё с собой не было, требованиям сотрудников полиции она сразу подчинилась и проследовала в автозак.
Защитник Крюковой Е.В. – адвокат Васильев А.А., ордер № 72 от 1 апреля 2022 года, просил прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, так как факта участия его подзащитной в несогласованном массовом мероприятии не установлено, Крюкова Е.В. была задержана по пути на данное мероприятие, а понятий приготовления или покушения на совершение административного правонарушения КоАП РФ не содержит, также указывая на реализацию права Крюковой Е.В. на свободное выражение мнения, своей гражданской позиции.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Крюкову Е.В. и её защитника, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Названным Федеральным законом предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 1 и 2 ст. 5).
Пунктом 2 ст. 2 Закона Москвы от 4 апреля 2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа Москвы либо на территории более чем одного административного округа Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Как следует из материалов дела, 24 февраля 2022 года в период времени с 19 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. в центральной части города Москвы, в том числе по адресу: г. Москва, Страстной б-р, д. 4 состоялось публичное массовое мероприятие в сочетании митинга и пикетирования, несогласованное с органами исполнительной власти г. Москвы, с количеством участников более 700 человек, в ходе которого участники держали плакаты с различными надписями, при этом выкрикивая лозунги, тем самым привлекая к данной акции внимание средств массовой информации, блогеров и неопределённого круга граждан. Одним из участников данного мероприятия являлась Крюкова Е.В., которая, находясь в составе группы граждан в количестве более 700 человек, выкрикивая различные лозунги, сознавая противоправный характер своих действий, добровольно приняв на себя и исполняя функции участника публичного мероприятия, в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», игнорируя разъяснения сотрудников полиции, приняла участие в несогласованном с органами исполнительной власти г. Москвы публичном массовом мероприятии в сочетании форм митинга и пикетирования.
Факт совершения административного правонарушения и вина Крюковой Е.В. подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении от 24 февраля 2022 года, где изложено событие вменяемого правонарушения;
- рапортами сотрудников полиции 2 СПП ГУ МВД России по г. Москве Вьюгина А.Ю. и Артемова А.И.;
- письменными объяснениями должностных лиц полицейских 2 СПП ГУ МВД России по г. Москве Вьюгина А.Ю. и Артемова А.И., предупрежденных по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за дачу заведомо ложных показаний;
- протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 24 февраля 2022 года;
- ответом из Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, согласно которому, уведомления о проведении 24, 25, 26 и 27 февраля 2022 года публичных мероприятий со значительным количеством участников в центральной части г. Москвы в органы исполнительной власти города не поступали, их проведение не согласовывалось.
Совокупность вышеприведенных доказательств по делу сомнений в своей объективности не вызывает, указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, составлены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, последовательны и непротиворечивы, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем, суд находит вышеуказанные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела, а потому считает возможным положить их в основу постановления.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Крюковой Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку в нарушение требований закона Крюкова Е.В. 24 февраля 2022 года приняла участие в проведении публичного мероприятия, не согласованного в установленном порядке с органами исполнительной власти города Москвы, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал, чем допустила нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Закона Москвы от 4 апреля 2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Доводы Крюковой Е.В. и её защитника об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, со ссылкой на то, что Крюкова Е.В. не успела принять участие в незаконном публичном мероприятии, поскольку была беспричинно задержана, при этом ничего противоправного не совершала, лозунгов не выкрикивала, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются совокупностью доказательств, исследованных и оцененных по правилам, установленным в ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Участие Крюковой Е.В. в несогласованном публичном мероприятии и невыполнение последним неоднократных требований сотрудников полиции, прямо следует из рапортов и письменных объяснений должностных лиц 2 СПП ГУ МВД России по г. Москве, протокола об административном правонарушении, иных доказательств.
Достоверных сведений о том, что Крюкова Е.В. была задержана до начала запланированного публичного мероприятия, в материалах дела не содержится, каких-либо доказательств, подтверждающих утверждения Крюковой Е.В. о её задержании по пути на данное мероприятие, суду не представлено,
При этом оснований полагать, что изложенные в рапортах сотрудников полиции, а также в их письменных объяснениях сведения являются недостоверными, не имеется, так как причин для оговора Крюковой Е.В. указанными лицами, которые находились при исполнении своих служебных обязанностей и непосредственно выявили совершение Крюковой Е.В. инкриминируемого ей административного правонарушения, не установлено, а тот факт, что сотрудники полиции являются должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, не может служить поводом к тому, чтобы не доверять составленным ими документам.
Сведениями о фальсификации материалов суд не располагает, признание доказательств сфальсифицированными производится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий сотрудников полиции в деле нет, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Крюковой Е.В. административного правонарушения.
Согласиться с доводом о нарушении права на свободу выражения мнения и свободу собраний не представляется возможным.
Положения Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, её статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
С учетом изложенного, участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав Крюковой Е.В. на свободу выражения мнения и свободу собраний.
О том, что Крюкова Е.В. была проинформирована о незаконности указанного выше публичного мероприятия, не отрицалось самой Крюковой Е.В. в судебном заседании, которая показала, что знала о несогласованности мероприятие, проходившего 24 февраля 2022 года, в связи с чем, принятие участие в данном мероприятии носит признаки деструктивного характера.
При таких обстоятельствах, Крюкова Е.В., зная о несогласованности публичного мероприятия, приняла в нём участие, не прекратила публичное мероприятие, в связи с чем, её действия квалифицируются по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При назначении наказания Крюковой Е.В. суд в соответствии со ст. ст. 4.1 - 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитывает характер совершенного ею административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность, личность виновной, которая имеет на иждивении четверых малолетних детей, ранее к административной ответственности не привлекалась, отсутствием отягчающих вину обстоятельств, и с учётом конкретных обстоятельств дела, считает необходимым назначить Крюковой Е.В. наказание в виде штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Крюкову Елену Владимировну признать виновнй в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам: УФК по г. Москве (ОМВД района Западное Дегунино);
ИНН: 7712037564, номер счета: 03100643000000017300 в ГУ Банка России по ЦФО//УФК по г. Москве;
КБК: 18811601201019000140;
КПП 774301001, ОКТМО 45337000, БИК: 004525988;
УИН 18880377220009999479.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток со дня вручения его копии путём подачи жалобы через Тимирязевский районный суд города Москвы.
Судья