РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уяр Красноярского края 13 августа 2018 года
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лисейкина А.В.,
с участием помощника прокурора Уярского района Красноярского края Араповой М.Н.,
при секретаре Васюковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к МУП <адрес> «Городское коммунальное хозяйство» о возложении обязанностей по обеспечению надежности теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к МУП <адрес> «Городское коммунальное хозяйство» о возложении обязанностей по обеспечению надежности теплоснабжения, далее по тексту МУП <адрес> «ГКХ» о возложении обязанностей по обеспечению надежности теплоснабжения. В обоснование заявленных исковых требований, с учетом их изменений, в окончательном виде указал, что МУП «ГКХ» осуществляет на территории <адрес> производство и подача тепловой энергии, производство и подача горячего водоснабжения, производство и подача холодного водоснабжения. В целях производства и подачи тепловой энергии МУП «Городское коммунальное хозяйство» эксплуатирует следующие котельные: здание котельной <адрес> (на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества); здание котельной школа №ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, <адрес> (на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества); здание котельной ДСР, <адрес> (на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества); здание котельной, <адрес> (на основании договора №№ от ДД.ММ.ГГГГ. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества); здание котельной <адрес> (на основании договора №№ от ДД.ММ.ГГГГ. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества); здание котельной <адрес> (на основании договора №№ ДД.ММ.ГГГГ. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества); здание котельной <адрес> (на основании договора №№ от ДД.ММ.ГГГГ. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества); здание котельной <адрес>на основании договора №№ от ДД.ММ.ГГГГ. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества); котельная <адрес> котельная <адрес>договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.); котельная г<адрес>
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на указанных котельных отсутствуют резервные источники электроснабжения.
Отсутствие резервных источников электроснабжения котельных в случае неисправности основного источника увеличивает вероятную возможность перерыва в подаче тепла потребителям и может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации. Отсутствие резервного источника электроснабжения на котельной может повлечь за собой причинение материального ущерба и ущерба здоровью и жизни неопределенного круга лиц в случае выхода из строя котельной в течение отопительного сезона. Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается. Просит обязать МУП «ГКХ» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить вторым независимым взаимно резервирующим источником питания котельные, расположенные по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить приборы учета реализуемой тепловой энергии, теплоносителя на котельных, расположенных по адресу: г<адрес>; обязать МУП «ГКХ» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить на котельных, расположенных по адресу: г<адрес> оборудование водно-химической обработки; обязать МУП «ГКХ» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласовать перечень строительных конструкций производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок с проектной организацией; обязать МУП «ГКХ» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести испытания эксплуатируемых тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 заявленные исковые требования, с учетом их изменений, поддержала в полном объеме и дала объяснения, аналогичные указанным в иске.
Представитель ответчика МУП <адрес> «ГКХ» ФИО3, действующая на основании соответствующей доверенности, с заявленными исковыми требованиями прокурора согласилась частично, пояснив, что на предприятии имеется передвижной резервный источник электропитания, который находится на территории МУП «ГКХ», а также проведены испытания эксплуатируемых тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные стороной истца и собранные по делу письменные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
На основании п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года № 204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории.
К электроприемникам первой категории относятся электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В силу положений п.п. 1.2.19, 1.2.20 Правил устройства электроустановок электроприемники первой и второй категорий в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Пунктом. 1.1.1 Правил, данные правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки. При этом требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
В Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, включён пункт 4 СП 89.13330.2012 «СНиП II-35-76 Котельные установки», в подпункте 4.8 которого закреплены следующие правила.
Котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям, согласно СП 74.13330 подразделяются на котельные первой и второй категории. К первой категории относятся: котельные, являющиеся единственным источником тепловой энергии системы теплоснабжения; котельные, обеспечивающие тепловой энергией потребителей первой и второй категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепловой энергии. Перечни потребителей по категориям устанавливаются в задании на проектирование. Ко второй категории - остальные котельные.
Следовательно, электроприемники котельных должны относиться не менее чем ко второй категории надежности электроснабжения.
Как установлено судом, МУП «ГКХ» осуществляет на территории г. Уяра производство и подача тепловой энергии, производство и подача горячего водоснабжения, производство и подача холодного водоснабжения. В целях производства и подачи тепловой энергии МУП «ГКХ» эксплуатирует котельные: <адрес>, на основании договора №33 от 06.07.2009 г. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества; здание котельной ДСР, г<адрес> на основании договора №33 от 06.07.2009 г. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества; здание котельной, <адрес>, на основании договора №33 от 06.07.2009 г. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества; здание котельной Территория г<адрес>, на основании договора №33 от 06.07.2009 г. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества; здание котельной <адрес> на основании договора №33 от 06.07.2009 г. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества; здание котельной <адрес> на основании договора №33 от 06.07.2009 г. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества; здание котельной Наливная <адрес> на основании договора №33 от 06.07.2009 г. передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества; котельная г<адрес> котельная <адрес>, договор аренды 579 от 31.08.2016 г.; котельная <адрес>, при этом на указанных котельных отсутствуют резервные источники электроснабжения.
Отсутствие резервных источников электроснабжения котельных в случае неисправности основного источника увеличивает вероятную возможность перерыва в подаче тепла потребителям и может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации. Отсутствие резервного источника электроснабжения на котельной может повлечь за собой причинение материального ущерба и ущерба здоровью и жизни неопределенного круга лиц в случае выхода из строя котельной в течение отопительного сезона. Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в том числе, обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.
Согласно пункту 13 Приказа Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций, в том числе, обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в том числе, соблюдение водно-химического режима; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей.
На основании пункта 12.1 Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» организации, эксплуатирующие тепловые энергоустановки, обязаны организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла. Не допускать образование накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления.
Пунктом 3.3.1. Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 предусмотрено, что производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
В соответствии с пунктом 3.3.9. Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в ДД.ММ.ГГГГ лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией.
Судом установлено, что на котельных, эксплуатируемых МУП «ГКХ», не установлены приборы учета реализуемой тепловой энергии, теплоносителя, на котельных, эксплуатируемых МУП «ГКХ», не соблюдается водно-химический режим, что может повлечь повреждение тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования, вызванных коррозией металла, а также перечень на техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок, утвержденный руководителем организации, с проектной организацией не согласован.
Также при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Пунктом 6.2.32 Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 установлено, что помимо испытаний на прочность и плотность в организациях, эксплуатирующих тепловые сети, проводятся их испытания на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь 1 раз в 5 лет. Все испытания тепловых сетей выполняются раздельно и в соответствии с действующими методическими указаниями.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки и на день рассмотрения иска в суде, отчеты по испытаниям тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь не представлены, что свидетельствует о том, что указанные испытания МУП «ГКХ» не проводились.
Доводы представителя ответчика о том, что предприятием проводились испытания тепловых сетей, о чем имеется акт, изданный в конце мая текущего года, суд не принимает во внимание, поскольку каких – либо допустимых доказательств, других объективных данных наличий указанного обстоятельства представителем ответчика не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленные в ходе проведенной прокуратурой района проверки нарушения требований законодательства о теплоснабжении могут повлечь за собой причинение материального ущерба и ущерба здоровью и жизни неопределенного круга лиц, а также ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальных услуг надлежащего качества потребителями, полностью выполняющими обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, суд находит заявленные исковые требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд полагает, что оснований для установления срока для исполнения возложенных на ответчика обязанностей, не имеется, поскольку влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, в части исполнения ответчиком требований законодательства о теплоснабжении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.ДД.ММ.ГГГГ ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования прокурора <адрес> – удовлетворить частично.
Обязать МУП г. Уяра «Городское коммунальное хозяйство» обеспечить вторым независимым взаимно резервирующим источником питания котельные, расположенные по адресу: г. <адрес>
Обязать МУП г. Уяра «Городское коммунальное хозяйство» установить приборы учета реализуемой тепловой энергии, теплоносителя на котельных, расположенных по адресу: г. <адрес>
Обязать МУП г. Уяра «Городское коммунальное хозяйство» установить на котельных, расположенных по адресу: г<адрес> оборудование водно-химической обработки.
Обязать МУП г. Уяра «Городское коммунальное хозяйство» согласовать перечень строительных конструкций производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок с проектной организацией.
Обязать МУП г. Уяра «Городское коммунальное хозяйство» провести испытания эксплуатируемых тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь.
На решение сторонами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья А.В. Лисейкин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>